НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 17.12.2009 № А03-14035/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

17 декабря 2009 года

Дело №А03-14035/2009

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Матвиенко В.И., при личном ведении протокола, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, г. Барнаул к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Барнаул о признании недействительным решения № 146 от 04.09.2009г. об отказе в принятии к зачету произведенных страхователем расходов на цели обязательного социального страхования в сумме 132 264 руб. 41 коп.,

при участии в заседании представителей сторон:

от заявителя – Пиминенко В.А. по доверенности от 18.11.2009г. № 76, Лукашова Е.Н. по доверенности от 27.07.2009г. № 60,

от заинтересованного лица – Шотт О.Н. по доверенности от 13.11.2009. № 10-39-101,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, г. Барнаул (далее – заявитель, управление, Управление Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай) обратилось в суд с заявлением к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Барнаул (далее – заинтересованное лицо, учреждение, фонд социального страхования) о признании недействительным решения № 146 от 04.09.2009г. об отказе в принятии к зачету произведенныхстрахователем расходов на цели обязательного социального страхования в сумме 132 264 руб. 41 коп.

Заявитель в порядке статей 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил в судебное заседание уточнение заявления, в котором просит признать недействительным решение № 146 от 04.09.2009г. об отказе в принятии к зачету произведенныхстрахователем в части расходов на цели обязательного социального страхования, не принятых к зачету в сумме 129 000 руб. 34 коп., поскольку признает расходы в сумме 3 264 руб. 07 коп. неподлежащими зачету.

Уточненные требования заявителя приняты судом к рассмотрению.

В обоснование заявленных требований указано, что 04.09.2009 учреждением вынесено решение № 146 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, которым не приняты к зачету расходы, произведенные Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай по обязательному социальному страхованию в сумме 132 264 руб. 41 коп., посчитав, что включение в заработок для исчисления среднедневного пособия при исчислении пособий по временной нетрудоспособности единовременной выплаты к отпуску, материальной помощи является нарушением пункта 4 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375. Считает вывод учреждения о том, что данные выплаты не относятся непосредственно к вознаграждению за труд, неправомерным, в связи с чем, решение считает незаконным.

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление указало на соответствие оспариваемого решения требованиям действующего законодательства, поскольку всоответствии с пунктом 4 данного Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие). Ссылается на статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой социальные выплаты не отнесены к оплате труда, в связи с чем, считает, что заявитель нарушил порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком, включив в состав заработка выплаты, не относящиеся непосредственно к вознаграждению за труд и являющиеся выплатами социального характера.

Представитель управления в судебном заседании на заявленных требованиях с учетом уточнений настаивает, просит их удовлетворить.

Представитель фонда социального страхования, считает, что оснований для удовлетворения заявления управления отсутствуют в связи с законностью решения № 146 от 04.09.2009г.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как видно из материалов дела, Государственным учреждением – Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании решения филиала № 3 регионального отделения от 17.07.2009 №272 с/с была проведена выездная проверка правомерности отнесения расходов на цели обязательного социального страхования, произведённых Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в счёт начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации.

По результатам проведения проверки составлен акт № 274 с/с от 10.08.2009г. о непринятии к зачёту расходов, произведённых с нарушением требований законодательства по обязательному социальному страхованию на сумму 132 264 руб. 41 коп.

Рассмотрев акт проверки, на основании материалов проверки и с учетом возражений Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай директором филиала № 3 регионального отделения было принято решение от 04.09.2009г. № 146 о непринятии к зачёту расходов, произведённых страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в сумме 132 264 руб. 41 коп., которая сложилась из сумм пособий по временной нетрудоспособности, начисленных с нарушением действующего законодательства, в размере 107 495 руб. 06 коп.; сумм пособий по уходу за ребёнком, начисленных с нарушением действующего законодательства, в размере 20 214 руб. 29 коп. и сумм пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных в результате неверного определения числа дней нетрудоспособности, в размере 4 555 руб. 06 коп.

Указанные суммы не приняты по расходам, отнесенным: а) на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 158 936,90 рублей, в том числе по временной нетрудоспособности и по беременности и родам 120 548,83 рублей, из них на основании листков нетрудоспособности, выданных с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности в сумме 14938 рублей (приложение № 2 к акту); б) на оплату путевок на оздоровление детей в сумме 3 700 руб.; в) установлены недоплаты по пособиям в сумме 58 308,76 рублей.

Считая вынесенное решение № 146 от 04.09.2009г. незаконным, Управление Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Дав оценку имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу пункта 2 статьи 22 названного Закона порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В настоящее время обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности производится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Пунктом 9 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 установлено, что на период временной нетрудоспособности гражданскому служащему выплачивается пособие в порядке, установленном Федеральном законом «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Статья 14 Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальной страхованию» от 29.12.2006г. № 255-ФЗ устанавливает, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004г. № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Пункт 6 части 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004г. № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относит единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Данные выплаты носят обязательный характер и выплачиваются всем государственным гражданским, служащим при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно пункту 4 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Пунктом 1.2 Положения о порядке оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и младшего обслуживающего персонала Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, утвержденного Приказом от 03.12.2007г. № 957 установлено, что оплата труда гражданского служащего Управления производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).

При этом пунктом 1.3 названного Положения, к дополнительным выплатам в числе прочих относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь (л.д. 41-42).

Таким образом, поскольку единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь носят обязательный характер и действующим законодательством включены в виды выплат, учитываемых при определении налоговой базы по единому социальному налогу, и входят в заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, решение Фонда социального страхования от 04.09.2009г. № 146 в части непринятия к зачету произведенных страхователем расходов на цели обязательного социального страхования в сумме 129 000 руб. 34 коп. является неправомерным.

Заинтересованным лицом в нарушение статьей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказан факт соответствия оспариваемого решения требованиям закона и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.

Доводы Фонда социального страхования, указанные в отзыве на заявление не нашли свое подтверждение в материалах дела и не основаны на законе.

Исходя из изложенного, на основании имеющихся в материалах дела документов и доводов сторон, суд пришел к выводу о несоответствии обжалуемого решения действующему законодательству, нарушении им прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Решение Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 3), г. Барнаул от 04.09.2009г. № 146 в части непринятия к зачету произведенных страхователем расходов на цели обязательного социального страхования в сумме 129 000 руб. 34 коп. признать незаконным и отменить.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в месячный срок со дня его принятия, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья В.И.Матвиенко