АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Барнаул Дело № А03–20224/2022
15 декабря 2023 года
Резолютивная часть решения вынесена 08 декабря 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2023 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Трибуналовой О.В., при использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания секретарем Кондратьевой П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строй-Индустрия», г. Барнаул (ИНН 2224083952) к Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю о признании незаконными действий, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «Сбербанк», федеральное казенное учреждения «НАЛОГ-СЕРВИС» Федеральной налоговой службы России,Федеральной налоговой службы России,Банк России,
при участии:
от заявителя – не явился, уведомлен;
от заинтересованного лица – не явился, уведомлен;
от третьего лица – Чеглаковой М.С. (паспорт, доверенность от 13.02.2023, диплом рег. номер 283 от 24.06.2010);
от ФКУ «НАЛОГ-СЕРВИС» Федеральной налоговой службы России – не явился, уведомлен;
от ФНС России – не явился, уведомлен;
от Банк России– не явился, уведомлен,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Строй-Индустрия» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю (далее - Инспекция) о признании незаконными действий заинтересованного лица, выразившиеся в списании денежных средств со счета ООО «Строй-Индустрия» в банке в размере 1 704 111,36 руб. на основании инкассового поручения от 01.09.2022 № 96712, в счет погашения пени, при наличии непогашенной недоимки по НДС, как не соответствующие нормам НК РФ и нарушающие права налогоплательщика.
В обоснование заявленных требований указано, что денежные средства в размере 1 704 111,36 руб. по инкассовому поручению налогового органа от 01.09.2022 № 96712 необоснованно были списаны в счет погашения недоимки по пени, а не по налогу (НДС), на сумму недоимки по НДС в этом же размере продолжала начисляться пеня (хотя сумма недоимки могла быть уменьшена на эту же сумму при взыскании налога), что привело к увеличению финансового бремени налогоплательщика, искусственно ухудшено его финансовое положение, что не соответствует целям и задачам налогового законодательства и нарушает права налогоплательщика.
Определением суда от 30.12.2022 заявление принято к производству, судебное заседание по рассмотрению заявленных требований откладывалось.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО «Сбербанк», ФКУ «НАЛОГ-СЕРВИС» Федеральной налоговой службы России, ФНС России, Банк России.
Заинтересованное лицо, ФНС России полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
ФКУ «НАЛОГ-СЕРВИС» Федеральной налоговой службы России, Банк России в отзывах на заявление, разрешение заявленных требований оставили на усмотрение суда.
Банком России предоставлены письменные пояснения.
Заявитель, заинтересованные лица, третьи лица в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие не явившихся представителей.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.
В судебном заседании представитель ПАО «Сбербанк» полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя третьего лица, суд установил следующие обстоятельства.
Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО «Строй - Индустрия», по результатам проверки составлен акт от 18.10.2021г. № АП-17-16 и вынесено решение № РА-17-16 от 28.03.2022г о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу дополнительно начислены к уплате в бюджет НДС в размере 12 141 482 руб., налог на прибыль организаций в размере 7 644 494 руб., пеня за несвоевременную уплату налогов в размере 7 356 183,85 руб., а также Общество привлечено за совершение налогового правонарушения к ответственности по пункту 1 статьи 126 и пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафов в размере 1 946 596,20 руб. (решением УФНС России по Алтайскому краю от 20.07.2022г., вынесенным по апелляционной жалобе налогоплательщика, сумма налоговых санкций снижена в 2 раза, до 973 123 руб.).
На основании вышеуказанного решения по выездной налоговой проверке Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю в адрес Общества направлено требование на уплату начисленных сумм налогов, пени и штрафа № 72584 от 02.08.2022 на добровольную уплату задолженности в сумме 28 365 400,40 руб.
ООО «Строй - Индустрия» платежным поручением от 24.08.2022 № 188 перечислена в бюджет частично сумма доначисленного НДС, в размере 10 413 262 руб.
В связи с неполной уплатой Обществом указанных в требовании № 72584 сумм налога, пени и штрафа, на основании статьи 46 Налогового кодекса РФ, Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю вынесено решение № 14064 от 01.09.2022г. о взыскании сумм задолженности за счет денежных средств на расчетных счетах в банках на общую сумму 16 918 965,24 руб.
На основании решения № 14064 на расчетный счет Общества в Алтайском отделении № 8644 ПАО Сбербанк направлены инкассовые поручения на списание и перечисление денежных средств со счета налогоплательщика от 01.09.2022 №№ 96702-96724 на списание денежных средств в счет погашения имеющейся недоимки по налогу, пени и штрафам, в том числе с № 96702 по № 96710 - на списание суммы налогов, с № 96711 по № 96713 - на списание суммы пени, с № 96714 по № 96724 - суммы штрафов.
При этом в первоочередном порядке были списаны со счета денежные средства по инкассовому поручению № 96712 от 01.09.2022 в размере 1 404 110,75 руб. и 300 000,61 руб., всего 1 704 111 руб. 36 коп., именно в счет погашения пени по НДС (при наличии непогашенной задолженности по налогу на основании инкассовых поручений с № 96702 по № 96710).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что требования Общества подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей. 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя.
Пунктом 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 и 10 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации положения данной статьи Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, установленных НК РФ.
В соответствии с положениями пунктов 1-2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
- в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности
- в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Взаимодействие налоговых органов с кредитными организациями регламентируется Положением Банка России от 06.11.2014 № 440-П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Положение № 440-П).
В соответствии с пунктом 1.5 Положения № 440-П условия взаимодействия уполномоченной организации ФНС России и ЦИТ Банка России определяются регламентом взаимодействия.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 «Регламента взаимодействия участников информационного обмена при направлении в банк (филиал банка), подразделение Банка России отдельных документов налоговых органов, а также направления банком (филиалом банка), подразделением Банка России в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Регламент) налоговый орган, сформировавший Электронный документ, в день формирования направляет его в УО ФНС России в случае соответствия статуса банка (филиала банка) условиям, указанным в полученном уведомлении банка (филиала банка). Электронные документы налоговых органов направляются подразделениям Банка России, подведомственным Территориальному управлению Банка России (далее - ТУ Банка России), полевым подразделениям Банка России, расположенным на территории Российской Федерации, в соответствии со Справочником БИК России.
УО ФНС России преобразовывает Электронный документ, сформированный налоговым органом, в Зашифрованный файл.
Из Зашифрованных файлов и Служебных сообщений, сформированных в случаях, предусмотренных Регламентом, УО ФНС России формирует Архивные файлы для каждого банка (филиала банка), заключившего договор, и для каждого ТУ Банка России, которые включает в Сводные архивные файлы для каждого ТУ Банка России и направляет их в Уполномоченное подразделение Банка России.
Уполномоченное подразделение Банка России, получив Сводный архивный файл, проводит проверку кода аутентификации (далее - КА), структуры и уникальности его наименования и кода ТУ Банка России. Проверка кода ТУ Банка России, указанного в наименовании Сводного архивного файла, заключается в проверке его наличия в перечне кодов ТУ Банка России, осуществляющих в Банке России обмен сообщениями, предусмотренными Положением № 440-П и Приказом ФНС России от 25.07.2012 № ММВ-7-2/520@ «Об утверждении Порядка представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
Банк (филиал банка) после получения Архивного файла выполняет проверку КА и разархивирование. В случае положительного результата осуществляет расшифрование Зашифрованных файлов, проверку их КА и формата Электронных документов, сформированных налоговым органом, и после завершения данной проверки формирует, подтверждения на каждый Электронный документ с информацией о положительных либо отрицательных результатах проверки, снабженное КА на ключе банка (филиала банка), которое включает в состав Архивного файла.
Порядок информационного взаимодействия налоговых органов при направлении в банк (филиал банка), учреждение Банка России электронных документов утверждён Приказом ФНС России от 29.11.2011 № ММВ-7-6/901 @ (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1.1. Порядка, электронный документ формируется в налоговом органе в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, подписывается и регистрируется как бумажный документ установленным порядком. Оформление документа выполняется ответственным лицом, назначенным руководителем налогового органа. После подписи документа выполняется его формирование в электронном виде и отправка в ФКУ "Налог- Сервис" ФНС России для направления в Банк. Бумажный экземпляр документа в Банк не направляется, а подшивается в дело налогоплательщика.
Согласно Приложению 1 к Положению Банка России № 762-П «Перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования», реквизит «очередность платежа» - указывается очередность платежа цифрой в соответствии с частью 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации или не указывается в случаях, установленных Банком России.
Номер распоряжения указывается цифрами, который должен быть отличен от нуля (приложений № 1 к Положению Банка России № 762-П). При этом, нумерация инкассовых поручений не влияет на очередность их исполнения.
Из материалов дела, следует, что рассматриваемые инкассовые поручения № 96702-96724 от 01.09.2022 были отправлены налоговым органом в одну дату в одно время («Определение способа отправки в банк» 01.09.2022 06:20:29, «В процессе отправки в банк» 01.09.2022 06:28:25, «Отправлен в банк электронно» 01.09.2022 18:17:31).
Инкассовым поручениям № 96702-96713 налоговым органом присвоена 3 очередь исполнения, инкассовым поручениям № 96714-96724 налоговым органом присвоена 5 очередь исполнения.
При отправке в электронном виде все инкассовые поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств имеют одну структуру наименования файла: <PNOabbbbbbb_KXKKDDDDDDDD_NNNNNN.www>, вне зависимости от вида платежа (недоимка, пеня или штраф).
При этом, рассматриваемые инкассовые поручения поступили в ПАО Сбербанк произвольно в 5 архивах, без учета их порядковой нумерации:
-AFN_MIFNS00_4525225_20220901_00593.arj,
-AFN_MIFNS00_4525225_20220901_00594. arj,
-AFN_MIFNS00_4525225_20220901_00595. arj,
- AFN_MIFNS00_4525225_20220901_00596. arj,
- AFN_MIFNS00_4525225_20220901_00597. arj.
Алгоритм выставления платежных документов определяет налоговый орган.
Согласно пункта 3.8 Положения № 440-П, датой и временем получения банком (филиалом банка), подразделением Банка России решения налогового органа об операциях и переводах в электронной форме, начиная с которых выполняются последующие действия по его исполнению, считаются дата и время завершения проверки банком (филиалом банка), подразделением Банка России формата сообщения, содержащего решение налогового органа об операциях и переводах, при положительных ее результатах, если данное сообщение было получено банком (филиалом банка), подразделением Банка России согласно графику обмена сообщениями, установленному в приложении к настоящему Положению.
Следовательно, инкассовые поручения № 96702-96713, имеющие одну 3 очередь исполнения, и направленные налоговым органом в одну дату в одно время, исполнялись Банком в порядке календарной очередности поступления документов в АС Банка.
Из анализа Журнала служебных сообщений банка следует, что все поручения на списание денежных средств получены ДИТ Банка России сводным архивным файлом, содержащим реквизиты «... SAFN_N0 45_20220901_00118 .XML».
После распределения, непосредственно до кредитного учреждения поручения направлены отдельными архивными файлами, содержащим реквизиты «.. .AFN_MIFNS00» с нумерацией 00593 - 00597.
При условии, что все поручения приняты к обработке банком 01.09.2022, поручение от 01.09.2022 № 96712 по виду платежа «пеня» принято и обработано банком по времени в 15:01:10, в то время как поручения от 01.09.2022 №№ 96702 - 96710 по виду платежа «налог» приняты и обработаны банком в следующие временные промежутки: 15:04:40, 15:06:12, 15:06:35, 15:07:09, 15:07:28, 15:07:34, 15:09:13, 15:11:38, 15:23:20.
Из рассматриваемых поручений в первую очередь списание было осуществлено по инкассовому поручению № 96712 от 01.09.2022.
19.09.2023 в Банк поступило письмо от МИФНС № 16 по Алтайскому краю №09-2- 16/041110 от 16.09.2022 с указанием порядка исполнения поручений налогового органа от 01.09.2022.
В связи с недостаточностью денежных средств на счете заявителя, инкассовое поручение № 96712 от 01.09.2022 на сумму 4 828 901,93 руб. исполнялось частями по мере поступления денежных средств на счет заявителя, и с учётом письма налогового органа № №09-2-16/041110 от 16.09.2022 (01.09.2022 было списано 300 000, 61 руб., 06.09.2022 списано 1 404 110, 75 руб., 16.09.2022 - 8600 руб., 17.02.2023 -3 116 190, 57 руб.).
Списание денежных средств проведено кредитной организацией по поручению налогового органа от 01.09.2022 № 96712 по виду платежа «пеня»: в размере 300 000,61 руб., 06.09.2022 в размере 1 404 110,75 руб.
По информации УФНС России по Алтайскому краю одновременно с поручением от 01.09.2022 № 96712 по виду платежа «пеня» в адрес кредитной организации направлены поручения от 01.09.2022 №№ 96702 - 96710 по виду платежа «налог».
Согласно пункту 6 статьи 46 Кодекса, пункту 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации поручения налоговых органов на списание и перечисление задолженности в бюджетную систему Российской Федерации подлежит исполнению банком в третью очередь.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из системного толкования приведенных норм права в их совокупности следует, что по поручению налогового органа со счета налогоплательщика подлежат списанию денежные средства сначала в счет погашения задолженности по налогу и только затем в счет погашения задолженности по пени.
Действительно, в рассматриваемой ситуации последовательная нумерация подлежащих исполнению инкассовых поручений налогового органа свидетельствует о том, что в первоочередном порядке подлежали исполнению инкассовые поручения на взыскание суммы налога - с № 96702 по № 96710.
Вместе с тем, в последующем произошла их компановка по разным архивным файлам, что привело к фактическому принятию ПАО «Сбербанк» в начале инкассовых поручений по пени, а затем по налогу с их последующим исполнением именно в таком порядке.
Таким образом, иной порядок списания денежных средств - сначала в погашение недоимки по пени, а затем в погашение недоимки по налогу - не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, и нарушает права Общества.
Как утверждает Заявитель, нарушение его прав налоговым органом выразилось в возложении на Заявителя дополнительной обязанности по уплате пени, начисленной на сумму недоимки, которая не была списана с расчетного счета в день исполнения инкассового поручения № 96712 от 01.09.2022 на списание пени.
При указанных обстоятельствах суд удовлетворяет заявленные требования.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю по списанию денежных средств со счета ООО «Строй-Индустрия» в банке в размере 1 704 111,36 руб. на основании инкассового поручения от 01.09.2022 № 96712, в счет погашения пени, при наличии непогашенной недоимки по НДС.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Строй-Индустрия» из федерального бюджета Российской Федерации 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной при обращении в арбитражный суд по квитанции от 23.12.2022.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья О.В. Трибуналова