НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 15.07.2019 № А03-5149/19

    АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул                                                                                     Дело № А03-5149/2019

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено  18 июля 2019 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вершининым А.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство – Сервис» Шипуновского района Алтайского края, с.Шипуново Шипуновского района Алтайского края (ОГРН 1152201000566) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края, г.Рубцовск Алтайского края о признании незаконным решения от 11.12.2018 № 032V12180001453, обязании устранить допущенное нарушение, осуществив отмену решения от 11.12.2018 № 032V12180001453,

при участии представителей:

от заявителя – Горин А.В. (паспорт),

от заинтересованного лица – Козлова С.К. (паспорт, доверенность от 13.04.2019), Котова Е.А. (паспорт, доверенность от 09.01.2019), Загайнова М.Н. (паспорт, доверенность № 9 от 09.01.2019).

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство – Сервис» Шипуновского района Алтайского края (далее по тексту – заявитель, Предприятие, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края (далее – заинтересованное лицо, Управление, Пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 11.12.2018 № 032V12180001453 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, обязании устранить допущенное нарушение, осуществив отмену решения от 11.12.2018 № 032V12180001453.

Заявитель указывает, что при расчете дохода Управлением не учтено, что МУП «ЖКХ-Сервис» применяет упрощенную систему налогообложения и, согласно учетной политике предприятия, доходы от реализации и внереализационные доходы определяются по кассовому методу. На счете 90 «Выручка» за 2016 год отражена выручка по методу начисления. Доходы предприятия по кассовому методу отражаются в книге учета доходов и расходов, в связи с чем, Управлением некорректно произведен расчет доли дохода от реализации продукции и оказания услуг.

Заинтересованное лицо в отзыве просило отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований. Считает, что, исходя из анализа документов, представленных на проверку плательщиком страховых взносов, и приведенных выше норм Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ, Закон № 212-ФЗ), Управлением правомерно установлена неуплата МУП «ЖКХ - СЕРВИС» в 2016 году страховых взносов в сумме 696 826,63 руб. в результате неправомерного применения страхователем пониженных тарифов страховых взносов, установленных пунктом 8 части 1 статьи 58 и части 3.4. статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Более подробно позиции лиц, участвующих в деле, изложены в заявлении,  отзыве на заявление, имеющихся в материалах дела.

В судебном заседании представитель заявителя на заявлении настаивал, представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

На основании решения № 032V021800000804 от 27.08.2018 в период с 27.08.2018 по 24.10.2018 в отношении муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство – Сервис» Шипуновского района Алтайского края проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; достоверности представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета; выявление лиц предпенсионного возраста с целью заблаговременной подготовки их индивидуального лицевого счета для назначения страховой пенсии по старости плательщиком страховых взносов за период с 21.08.2015 по 31.12.2016.

По результатам выездной проверки            Предприятия установлена неуплата страховых взносов за 2016 год в сумме 699 433,11 руб. в результате:

- занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов на 9617,99 руб.;

- занижения размера тарифов страховых взносов в ПФР и ФФОМС в результате неправомерного применения страхователем пониженных тарифов страховых взносов, установленных пунктом 8 части 1 и части 3.4. статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ. Разница в тарифе начислена на облагаемую базу в размере 9 814 459, 67 руб.

По результатам проведенной проверки 30.10.2018 составлен акт выездной проверки № 032V10180001041.

Управлением в отношении заявителя 11.12.2018 вынесено решение № 032V12180001453 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому заявителю предложено перечислить в добровольном порядке: недоимку в сумме 699 433, 11 руб., пени в сумме 31 188, 37 руб., штраф в сумме 139 886, 62 руб.

Не согласившись с указанным решением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы по делу, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований, в силу следующего.

Статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» определено, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Для признания арбитражным судом незаконным действия (бездействия) государственного органа необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие этого действия (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение этим действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии: с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в частности относятся организации индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Статьей 8 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного закона.

Статьей 58 Закона № 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.

В соответствии с подпунктом «ш» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД) которых являются, в частности удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.

Частью 3.4. пункта 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ установлено, что в течение 2013 - 2018 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 названного закона, применяются следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации — 20,0%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,0 %.

Возможность применения льготного тарифа, предусмотренного статьей 58 Закона №212-ФЗ, может быть реализована страхователем только при соблюдении установленных в статье 58 Закона № 212-ФЗ условий, при этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.

При этом, для целей признания соответствующего вида экономической деятельности, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, основным видом деятельности конкретной организации последней должно выполняться условие о том, что доля ее доходов по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

В 2015-2016 годах МУП «ЖКХ-СЕРВИС» в расчетах РСВ-1 ПФР (далее расчет) указывал основной вид деятельности - «Удаление и обработка сточных вод» ОКВЭД 90.00.1. В проверяемом периоде плательщик применял пониженный тариф, установленный подпунктом «ш», пункта 8 части 1 и части 3.4. статьи 58 Закона № 212-ФЗ — «удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность» (код ОКВЭД 90) и в расчетах исчислял: страховые взносы в Пенсионный фонд по ставке 20,0 %; страховые взносы на обязательное медицинское страхование по ставке 0 %.

Плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы, предоставляют в территориальный орган ПФ РФ расчет по форме РСВ-1 с заполненной таблицей 3.2. (расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ), в котором отражается в процентах доля доходов, определяемая в целях применения ст.58 Закона №212-ФЗ.

В представленных плательщиком расчетах РСВ-1 в разделе 3.2. отражены следующие данные:

- за 2015 год - сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, указана в размере 4 214 544,00 руб., сумма доходов, определяемая в целях применения 4.1.4 ст.5 8 Закона №212-ФЗ, указана в размере 3 083 205,00 руб., что составляет 73,15% в общей сумме доходов;

- за 2016 год - сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, указана в размере 28 374 429,00 руб., сумма доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, указана в размере 19 921 021,00 руб., что составляет 70,21 % в общей сумме доходов.

При проверке правильности применения пониженных тарифов страховых взносов за 2016 год установлено нарушение части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, а именно: основным видом деятельности признан вид, предусмотренный подпунктом «ш» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона 212-ФЗ. при этом доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составила менее 70 % в общем объеме доходов.

Плательщиком страховых взносов представлен анализ счета 90 «Выручка» за 2016 год, из которого следует, что предприятие осуществляло в 2016 году следующие виды работ (услуг), выручка по которым составила 42806,0 тыс. руб., в том числе по видам деятельности:

-«Удаление и обработка сточных вод» (код по ОКВЭД 90.00.1  - 7017,7 тыс. руб., что составило 16,4 % от общего дохода предприятия;

- «Удаление и обработка твердых бытовых отходов» (код по ОКВЭД 90.00.2) - 3908,4 тыс. руб., что составило 9,1 % от общего дохода предприятия;

- «Организация похорон и предоставление связанных с этим услуг (код по ОКВЭД 93.03) - 1420,1 тыс. руб., что составило 3,3 % от общего дохода предприятия;

246.3 «Производство общестроительных работ» (код по ОКВЭД 45.21) – 246,3 тыс. руб., что составило 10,6 % от общего дохода предприятия;

90.0. «Уборка территории и аналогичная деятельность» (код по ОКВЭД 90.00.3) - 1105,6 тыс. руб., что составило 2,6 % от общего дохода предприятия;

- «Деятельность автомобильного и грузового транспорта» (код го ОКВЭД 60.24) - 1642,7 тыс. руб., что составило 3,8 % от общего дохода предприятия;

- «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях» (код по ОКВЭД 55.51) - 935,5 тыс. руб., что составило 2,2 % от общего дохода предприятия;

- «Производство столярных и плотничных работ» (код по ОКВЭД 45.42) - 723,2 тыс. руб., что составило 1,7 % от общего дохода предприятия;

- «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными» (код по ОКВЭД 40.30.14) - 25806,5 тыс. руб., что составило 60,3 % от общего дохода предприятия.

Исходя из анализа счета 90 по видам выручки следует, что выручка по виду деятельности «удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность» (код ОКВЭД 90.00.1 + 90.00.2 + 90.00.3) равна 12031,7 тыс. руб., при общей выручке за 2016 год 42806,0 тыс. руб., что составляет 28,1 %.

Плательщиком не представлен анализ сумм доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, на основании которого заполнен раздел 3.2. расчета РСВ-1 за 2016 год.

Но при этом, в ходе выездной проверки, по представленным документам плательщика, Управлением проведен анализ сумм доходов за 2016 год в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

При определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы (ст. 346.15 НК РФ). При этом применяются правила, предусмотренные ст. 249 и 250 НК РФ. Так, ст. 249 НК РФ предусмотрено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов признаете день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в касс) получения иного имущества и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод). Это значит, что в день поступления денежных средств на счет в банке или в кассу организации, в момент получения имущества или имущественных прав, бухгалтерия отражает соответствующую сумму дохода в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее книга доходов и расходов)

Согласно книге доходов и расходов за 2016 год и строке 213 раздела 2.2 расчета налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов) налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее декларация по УСН) за 2016 год, сумма полученных доходов за 2016 год составила 33 170 771,21 руб., что не соответствует данным, отраженным в разделе 3.2 расчета РСВ-1 за 2016 год. (по стр. 361 раздела 3.2 отражена сумма в размере 28 374 429,00 руб., следовательно, занижена сумма дохода на 4 796 342, 21 руб.).

Согласно книге доходов и расходов за 2016 год по виду деятельности «удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность» (код по ОКВЭД 90) сумма дохода составила - 8 982 047,99 руб., в том числе по видам деятельности:

- «Удаление и обработка сточных вод» (код по ОКВЭД 90.00.1) - 5 381 539,48руб.;

- «Удаление и обработка твердых бытовых отходов» (код по ОКВЭД 90.00.2) - 1 406 978,97.руб.;

- «Уборка территории и аналогичная деятельность» (код по ОКВЭД 90.00.3) - 2 193 529,54 руб.

Сумма дохода по ОКВЭД 90 в размере 8 982 047, 99 руб. также не соответствует данным, отраженным в разделе 3.2 расчета РСВ-1 за 2016 год. (по стр. 362 раздела 3.2 отражена сумма в размере 19 921 021,00 руб., следовательно, в данном случае завышена сумма дохода на 10 938 973,01руб.).

Следовательно, при расчете кассовым методом установлено, что доход по виду деятельности «удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность» (код ОКВЭД 90.00.1 + 90.00.2 + 90.00.3) равен 8 982 047,99 руб., при общем доходе за 2016 год 33 170 771,21 руб., что составляет 28,1 % (расчет доли дохода с начала отчетного (расчетного периода) за 2016 год в соответствии со статьей 346.15 НК РФ).

На основании вышеизложенного, плательщик страховых взносов МУП «ЖКХ-СЕРВИС», применял в 2016 году УСН и осуществлял несколько видов деятельности. Расчетным путем (в том числе и кассовым методом) установлено, что доля доходов от вида деятельности «удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность» (код по ОКВЭД 90) составила 27,08 % в общей сумме доходов, следовательно, страхователь не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, поскольку доход по виду деятельности, поименованному в подпункте «ш» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ составляет менее 70 процентов в общем объеме доходов.

В соответствии с ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ в случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации, указанный в п. 8 ч. 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация лишается права применять установленные ч. 3.4. настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В нарушение пункта 8 части 1 статьи 58 и части 1.1. статьи 58.2 Закона № 212-ФЗ установлена неуплата МУП «ЖКХ-СЕРВИС» в 2016 году страховых взносов на ОПС в сумме 196289,19 руб. и страховых взносов на ОМС в сумме 500537,44 руб.

Таким образом, Управлением правомерно установлена неуплата МУП «ЖКХ- СЕРВИС» в 2016 году страховых взносов в сумме 696 826,63 руб. в результате неправомерного применения страхователем пониженных тарифов страховых взносов, установленных пунктом 8 части 1 статьи 58 и части 3.4. ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов (ч.1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). В свою очередь несвоевременная уплата страховых взносов в бюджет Управления влечет начисление пени.    

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, начисление заявителю по результатам проверки штрафа и пени является обоснованным и правомерным.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что начисление заявителю по результатам проверки дополнительных страховых взносов, штрафа и пени произведено Управлением в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Суду не представлено доказательств несоответствия оспариваемого решения закону или иным нормативным правовым актам, следовательно, и доказательств нарушения этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  с учетом чего, арбитражный суд отказывает заявителю в удовлетворении требования о признании его  незаконным.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении  заявленных требований отказать. 

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                Л.Г. Куличкова