НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.07.2019 № 02АП-4030/19

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А29-4126/2018

19 июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .       

Полный текст постановления изготовлен июля 2019 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.04.2019 по делу  №А29-4126/2018, принятое судом в составе судьи Голубых В.В.,

по иску муниципального унитарного предприятия «Ритуал» муниципального образования городского округа «Ухта»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Коми

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

Министерству финансов Республики Коми

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

муниципальному образованию городского округа «Ухта» в лице администрации муниципального образования городского округа «Ухта» 

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

Министерству  труда, занятости и социальной защиты Республики Коми

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании убытков,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Ритуал» муниципального образования городского округа «Ухта» (далее – Истец, МУП «Ритуал», Предприятие) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Коми (далее – Ответчик, Минфин, Управление) о взыскании убытков, возникших в связи с отсутствием возмещения расходов на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством сроки, в размере гарантированного перечня услуг по погребению в сумме 41 533,22 руб.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 06.11.2018 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Республики Коми (далее – Минфин РК), администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» (далее – Администрация) и Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (далее – Отделение).

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 15.01.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты (далее - ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты») и Министерство  труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее – Минтруд РК).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.04.2019 иск удовлетворен.

Минтруд РК с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку:

1) основанием для возмещения специализированным службам за счет средств бюджетов Российской Федерации стоимости услуг по погребению является установленный и подтвержденный документально факт того, что умерший не работал и не являлся пенсионером, что возможно определить только в отношении лица, личность которого установлена. Возмещение таких расходов за счет бюджетов субъектов Российской Федерации законодательно не предусмотрено, поэтому средства республиканского бюджета Республики Коми не могут быть источником финансирования для оплаты спорных расходов.

2) Возмещение соответствующих расходов производится на основании договора, заключенного между центром по предоставлению государственных услуг и специализированной организацией и осуществляется в течение 6 месяцев со дня погребения. Возмещение Предприятию спорных расходов производится по договору с ГБУ РК «ЦЗСН г. Ухты», в которое Предприятие за возмещением своих расходов не обращалось.

3) Факт причинения Минтрудом РК убытков Предприятию Истец не доказал.

Таким образом, Минтруд РК считает, что решение от 03.04.2019 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального  права, а также неверно оценил фактические обстоятельства дела.

Отделение с принятым решением суда также не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что взыскание с Отделения 6 860,46 руб. убытков и 330,36 руб. расходов по госпошлине является неправомерным, поскольку:

- обращение за взысканием спорных расходов должно произойти не позднее 6 месяцев со дня погребения. За возмещением расходов на погребение ФИО1 Предприятие не обращалось.

- Отделение не обладает полномочиями по принятию решений по оплате спорных расходов. То есть, поскольку ФИО1 получал пенсию в УПФР в г.Ухте, то решение о возмещении специализированной службе соответствующих расходов должно принимать это Управление.

Поэтому Отделение считает, что решение от 03.04.2019 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.

Минфин РК представил отзывы на жалобы Минтруда РК и Отделения, в котором указал на несостоятельность позиции Предприятия, просил решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать.

Предприятие представило отзывы на жалобы Минтруда РК и Отделения, в котором против их доводов возражает, просит решение суда оставить без изменения.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесено 28.05.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 29.05.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Предприятие ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по апелляционной жалобе откладывалось до 11 часов 30 минут 11.07.2019.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11.07.2019 был объявлен перерыв до 09 часов 20 минут 18.07.2019, о чем апелляционным судом было вынесено протокольное определение.

В связи с невозможностью по причине нахождения в отпуске дальнейшего участия судьи Черных Л.И. в рассмотрении настоящего дела произведена её замена на судью Немчанинову М.В., в связи с чем рассмотрение дела начато с начала.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 03.04.2019 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с отсутствием возмещения расходов на погребение умерших, личность которых не установлена, Предприятие обратилось с иском в суд.

Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь Федеральными законами от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8) и от 06.10.1999  № 184-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон  №184-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996  № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Постановлением Правительства Республики Коми от 05.12.2006 № 296 (ред. от 14.02.2018) «О финансировании расходов на реализацию Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (вместе с «Правилами финансирования расходов на реализацию Федерального закона «О погребении и похоронном деле»), требования Предприятия признал обоснованными.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалоб, отзывов на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Законом № 8, положениями которого определены гарантии материальной и иной помощи для погребения умершего.

Согласно части 2 статьи 25 Закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умерших и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 26 Закона № 8-ФЗ финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 настоящего Закона.

На основании статьи 29 Закона № 8 органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» Предприятие, как специализированная служба по вопросам похоронного дела, должно оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закона № 8 по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считается недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании соответствующих услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона № 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ (пункт 2 статьи 12 Закона № 8-ФЗ).

Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают:

оформление документов, необходимых для погребения;

облачение тела;

предоставление гроба;

перевозку умершего на кладбище (в крематорий);

погребение.

Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 12 Закона № 8-ФЗ).

Пункт 3 статьи 9 Закона № 8-ФЗ определяет источники финансирования понесенных специализированными похоронными организациями расходов при оказании гарантированных услуг по погребению.

Определение источников финансирования таких расходов законодатель поставил в зависимость от наличия либо отсутствия социального страхования умерших.

Если умерший являлся пенсионером, расходы по погребению в установленных законом пределах возлагаются на Пенсионный фонд Российской Федерации (а в случае досрочного оформления пенсии - на Федеральный бюджет).

Если умерший подлежал обязательному социальному страхованию - расходы по погребению в установленных законом пределах относятся на Фонд социального страхования Российской Федерации.

Во всех остальных случаях расходы по погребению подлежат оплате за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле (за исключением специальных случаев, установленных статьей 11 Закона № 8-ФЗ).

Отнесение именно на субъект Российской Федерации расходных обязательств, связанных с оплатой услуг специализированной похоронной организации при отсутствии возможности оплаты таких услуг иными лицами, предусмотрено пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, в котором определены вопросы, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Федерации, но подлежащие самостоятельному финансированию субъектом Федерации за счет собственных бюджетных средств. К таким вопросам отнесены и вопросы, связанные с предоставлением материальной и иной помощи при погребении.

В силу статьи 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации не возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, если Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ отнес такие расходные обязательства к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, из положений подпункта 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999  № 184-ФЗ, абзаца 5 пункта 3 статьи 9 Закона №  8-ФЗ  и пункта 1 статьи 84 БК РФ следует, что обязательства по возмещению затрат специализированной организации похоронного дела по оказанию услуг погребения граждан, не подпадающих под категории, указанные в абзацах 2-4 пункта 3 статьи 9 Закона № 8-ФЗ, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Круг лиц, за счет средств которых подлежит оплате стоимость оказанных специализированной похоронной организацией услуг, и основания, при которых возникают расходных обязательства данных лиц, как уже указано выше, определены пунктом 3 статьи 9 Закона № 8-ФЗ. Таким лицами (при наличии указанных в законе оснований) являются Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Российская Федерация, субъект Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Постановления Правительства Республики Коми от 05.12.2006 № 296 (ред. от 14.02.2018) «О финансировании расходов на реализацию Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (вместе с «Правилами финансирования расходов на реализацию Федерального закона «О погребении и похоронном деле») возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, стоимости услуг по погребению, указанных в пункте 3 статьи 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», производится на основании договора, заключенного между центром по предоставлению государственных услуг и специализированной службой по вопросам похоронного дела, и осуществляется на основании подлинника справки о смерти по форме № 33, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998  № 1274 (в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности - на основании подлинника справки о рождении по форме № 26, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998  № 1274), если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

В пункте 10 указанного постановления указано, что перечисление средств на возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, стоимости услуг по погребению, указанных в пункте 3 статьи 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», производится с лицевых счетов центров по предоставлению государственных услуг, открытых в Министерстве финансов Республики Коми, на счета специализированных служб по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы в центр по предоставлению государственных услуг (в ред. Постановления Правительства РК от 21.01.2014  № 17).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП «Ритуал» является специализированной организацией по вопросам похоронного дела, которая на основании Устава оказывает услуги, предусмотренные Законом № 8-ФЗ от 12.01.1996, в том числе, услуги по погребению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в установленные действующим законодательством сроки.

В период с 2013 по 2017 МУП «Ритуал» произвело погребение умерших, личность которых не установлена, в количестве 21 человек на основании заявок ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница № 1», что подтверждается справками о смерти, счетами-заказами, заявками ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1».

Общая сумма расходов на погребение за период с 2013 по 2017 по расчету Истца составила 136 092,90 руб., к взысканию (с учетом сроков исковой давности) Истец заявил 41 533,22 руб. (счета-заказы № 486 от 40.09.2017 на   7230,92 руб., № 533 от 26.06.2015 на 6860,46 руб., № 776 от 23.09.2015 на  6860,46 руб., № 691 от 27.08.2015 на 6860,46 руб., № 486 от 30.07.2017 на  7230,92 руб., № 817 от 09.10.2015 на 6860,46 руб., № 889 от 07.11.2015 на 6860,46 руб.

При этом согласно справке о смерти № 1055, счету-заказу № 776 от 23.09.2015, заявке № 2158 от 07.09.2015 ФИО1 являлся пенсионером.

Согласно постановлениям Администрации МО ГО «Ухта» № 271 от 19.02.2015 и № 1000 от 19.04.2017 стоимость услуг по погребению умерших (погибших) на территории МО ГО «Ухта» составляет в 2015 – 6 860,46 руб., в    2017 – 7 230,92 руб.

Таким образом, признав доказанным факт оказания услуг, установив, что   ФИО1 являлся пенсионером, поэтому расходы на его погребение должны финансироваться за счет средств Пенсионного фонда, учитывая, что погребение умерших, личность которых не установлена, финансируются за счет средств Минтруда РК, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для взыскания в пользу Предприятия с  Минтруда РК - 34 672,76 руб., с Отделения - 6 860,46 руб.

Доводы Минтруда РК и Отделения о возможности возмещения соответствующих расходов только в течение 6 месяцев со дня погребения, притом, что Предприятие по договору с ГБУ РК «ЦЗСН г.Ухты» за возмещением своих расходов не обращалось, апелляционный суд не принимает, так как в отсутствие у Предприятия права отказаться от исполнения возложенных на него обязанностей и при наличии у Минтруда соответствующих обязательств, услуги, оказанные Предприятием, в любом случае подлежат оплате.

Фактически по своей правовой природе этот срок является процедурным в рамках правоотношений уполномоченных органов и специализированной службы по вопросам похоронного дела по возмещению стоимости услуг по погребению определенных категорий граждан за счет средств бюджета либо внебюджетных фондов.

При этом на основании подпункта 3  пункта 11 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (утверждены Постановлением Правительства РК от 05.12.2006  № 296) специализированные организации имеют право повторно обратиться  в центр по предоставлению государственных услуг за возмещением стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, за возмещением стоимости услуг по погребению.

Кроме того, положения Закона № 8-ФЗ не определяют срок обращения специализированной службы по вопросам похоронного дела за возмещением затрат по погребению в качестве срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого эта служба может обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Довод Отделения об отсутствии у него полномочий по принятию решений по оплате спорных расходов по погребению ФИО1, который получал пенсию в УПФР в г. Ухте, которое и должно принимать решение о возмещении специализированной  службе  соответствующих расходов, апелляционный суд не принимает в силу следующего.

В соответствии со статьей 26 Закона №8-ФЗ финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 настоящего Закона.

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона № 8-ФЗ о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников. При погребении умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти - за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 12 Закона № 8-ФЗ о погребении установлено, что стоимость услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Таким образом, довод Отделения о том, что спорные расходы должно нести  УПФР в г. Ухте противоречит названным положениям действующего законодательства, равно как и пункту 10.1.1 Положения о Государственном учреждении – Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (утверждено постановлением Правления ПФ РФ от 27.03.2017  №206п), и пункту 11.24 Положения о Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонном)» (утверждено Постановлением Правления ПФ РФ от 27.03.2017 № 212п).

Кроме того, апелляционный суд обращает внимание Отделения, что еще 29.02.1996 Пенсионный фонд Российской Федерации в Телетайпограмме  №ЮЛ-06-32/1296 сообщил, что  в соответствии со статьями 9, 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ с 01.03.21996 региональное отделение Пенсионного фонда возмещает специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг по гарантированному перечню по погребению, утвержденному органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Доказательств иного в подтверждение своей позиции о возложении обязательства по оплате услуг, оказанных Предприятием, на УП ФР в г. Ухте, Отделение в материалы дела не представило.

На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.04.2019  законным и обоснованным, принятыми при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалоб Минтруда РК и Отделения ПФ РФ по изложенным в них доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минтруд РК и Отделение ПФ РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционным жалобам взысканию не подлежит. 

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд   

П О С Т А Н О В И Л:

       решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.04.2019 по делу №А29-4126/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) и Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми. 

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

Т.В. Хорова

ФИО2

М.В. Немчанинова