НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018 № А70-1253/18

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А70-1253/2018

Резолютивная часть постановления объявлена   ноября 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2018 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шабановой Г.А.

судей                                                    Киричёк Ю.Н.

                                                             Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области на решение от 14.05.2018 Арбитражного суда Тюменской области(судья Минеев О.А.) и постановление от 14.09.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Грязникова А.С., Рыжиков О.Ю.) по делу № А70-1253/2018 по заявлению Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области (626152, город Тобольск, улица С.Ремезова, 24, ОГРН 1027201297309,
ИНН 7206025146) к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (625003, город Тюмень, улица Хохрякова, 10, ОГРН 1027200853316, ИНН 7202022112)
об оспаривании ненормативного правового акта.

Другое лицо, участвующее в деле, – Департамент недропользования
и экологии Тюменской области.

В заседании приняли участие представители:

от Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области – Широколобова Д.В. по доверенности от 09.01.2018,

от Департамента недропользования и экологии Тюменской
области – Низамов Р.М. по доверенности от 17.10.2018.

Суд установил:

Администрация Тобольского муниципального района Тюменской области (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – управление) от 13.12.2017 № 704-П/55.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент недропользования и экологии Тюменской области
(далее – департамент).

Решением от 14.05.2018 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 14.09.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что 05.12.2017 администрацией было принято решение о ликвидации (списании) противопаводковой дамбы в д. Лыткино и 12.03.2018 данное сооружение снято с кадастрового учета; 07.12.2017 управление неправомерно отказало в выдаче разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения (далее - ГТС) - противопаводковой дамбы в п. Надцы; в оспариваемом предписании не указаны технические показатели уровня дамбы, отсутствуют ссылки на соответствие каким-либо нормативным правовым актам; на момент вынесения предыдущего предписания дамба в п. Надцы относилась к 4 классу безопасности, 3 класс ей присвоен лишь после утверждения декларации ГТС (18.09.2017).

В отзыве на кассационную жалобу департамент поддержал позицию администрации.

Управление, соглашаясь с выводами судов, в отзыве на кассационную жалобу просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 25.10.2017           № 704 управлением проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что ранее выданное предписание от 13.01.2017                    № 845-П/4 выполнено администрацией не полностью, в нарушение статей 9, 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117-ФЗ), пунктов 3, 4, 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации         от 06.11.1998 № 1303 (далее – Положение № 1303):

- отсутствуют утвержденная декларация и критерии безопасности ГТС на противопаводковую дамбу д. Лыткино; не получены разрешения
на эксплуатацию противопаводковых дамб д. Лыткино и п. Надцы Тобольского района; не проведено преддекларационное обследование ГТС, не определена необходимость разработки декларации безопасности на противопаводковую дамбу д. Лыткино;

- гидротехническое сооружение п. Надцы нуждается в капитальном ремонте; гребень плотины и откосы дамбы необходимо довести до необходимых расчетных параметров; в соответствии с утвержденной 18.09.2017 декларацией безопасности ГТС требуемая отметка гребня дамбы составляет 44,94 мБС, согласно исполнительной документации гребень дамбы доведен до отметки (43,50 мБС) 1 % обеспеченности;

- гидротехническое сооружение д. Лыткино нуждается в реконструкции; гребень плотины и откосы дамбы необходимо довести до необходимых расчетных параметров, восстановить разрушенный участок дамбы, провести берегоукрепление верхового откоса дамбы.

По результатам проверки управление 13.12.2017 составило акт № 704-А и выдало администрации новое предписание № 704-П/55 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 01.09.2018.

 Не согласившись с данным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи администрации оспариваемого предписания, поэтому отказали в удовлетворении заявленного ею требования.

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ                       «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица контролирующего органа в пределах предоставленных полномочий обязаны выдать проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 1 Закона № 117-ФЗ предусмотрено, что его положения распространяются на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 данного Закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

К гидротехническим сооружениям относятся сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; ликвидация гидротехнического сооружения представляет собой демонтаж установленного на гидротехническом сооружении оборудования, снос конструктивных элементов гидротехнического сооружения, приведение территории, на которой оно расположено, включая соответствующую часть водного объекта, в состояние, обеспечивающее безопасность жизни, здоровья граждан, безопасность объектов инфраструктуры, в том числе зданий, сооружений, охрану окружающей среды, включая растительный и животный мир (статья 3 Закона № 117-ФЗ).

Согласно статье 7 Закона № 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее – Регистр ГТС) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса (статья 10 Закона № 117-ФЗ).

В силу пункта 4 Положения № 1303 декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

Разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора (пункт 7 Положения № 1303).

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что противопаводковая дамба д. Лыткино является действующей, работы по ее консервации или ликвидации администрацией как собственником ГТС фактически не проводились, декларация безопасности и разрешение на ее эксплуатацию отсутствуют.

При этом суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание, что акт преддекларационного обследования дамбы д. Лыткино               от 24.01.2017 не утвержден Главой Администрации Тобольского района, не подписан всеми членами комиссии, а также к нему приложено особое мнение должностного лица управления о возможности возникновения чрезвычайной ситуации в результате аварии на ГТС, поскольку в зоне затопления расположены 10 жилых домов, принадлежащих ФКУ КП-9 УФСИН (25 человек). Данные обстоятельства подтверждены вступившим в законную силу судебным актом по делу № А70-4967/2017.

С учетом изложенного требования управления о составлении декларации безопасности и получении разрешения на эксплуатацию противопаводковой дамбы в д. Лыткино, а также о проведении ее  реконструкции являются правомерными.

Поскольку на момент выдачи оспариваемого предписания разрешения на эксплуатацию противопаводковой дамбы в п. Надцы у администрации не имелось, управление также обоснованно указало на необходимость его получения.

Ссылки администрации на отказ управления в выдаче разрешения на эксплуатацию ГТС в п. Надцы от 07.12.2017 и последующее признание его незаконным (решение от 04.05.2018 Арбитражного суда Тюменской области по делу № А70-1821/2018) обоснованно отклонены апелляционным судом как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора.

Из материалов дела следует, что 18.10.2017 управлением была утверждена декларация безопасности ГТС, противопаводковой дамбе                   п. Надцы присвоен III класс опасности, сведения об этом внесены Регистр ГТС.

Вопреки позиции администрации и департамента изменение класса опасности ГТС с IV на III (более высокий) обязывает собственника/владельца дамбы обеспечить ее соответствие новым критериям безопасности, в том числе определенным пунктом 8.24 таблицы 2 Свода правил СП58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003».

С учетом изложенного суды правомерно отказали администрации в удовлетворении заявленного требования ввиду отсутствия предусмотренной частью 3 статьи 201 АПК РФ совокупности условий для признания предписания управления от 13.12.2017 № 704-П/55 недействительным.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 14.05.2018 Арбитражного суда Тюменской области
и постановление от 14.09.2018 Восьмого арбитражного апелляционного
суда по делу № А70-1253/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Г.А. Шабанова

Судьи                                                                  Ю.Н. Киричёк

                                                                            О.Ю. Черноусова