НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 № 18АП-10955/2021

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-10955/2021

г. Челябинск

30 августа 2021 года

Дело № А07-10376/2021

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салават Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.06.2021 по делу № А07-10376/2021 .

В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества «Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж» - ФИО1 (доверенность № 260 от 01.06.2021, диплом).

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салават Республики Башкортостан (далее – ГУ УПФР в г. Салават РБ, управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж» (далее – ПАО «АК ВНЗМ», общество, ответчик) о взыскании ущерба в размере 1539127,41 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.06.20210 (резолютивная часть решения объявлена 17.06.2021) в удовлетворении исковых требований управления отказано.

ГУ УПФР в г. Салават РБ не согласилось с решением суда и обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы ее податель ссылается на обоснованность исковых требований. Полагает доказанным состав убытков, причиненных действиями общества, несвоевременно представившего сведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц, что повлекло необоснованную выплату этим лицам из средств фонда пенсии с учетом индексации. Обращает внимание на то обстоятельство, что на момент принятия решений об индексации пенсий управление не располагало сведениями об осуществлении застрахованными лицами трудовой деятельности, а представление обществом сведений на этих лиц за иные (последующие) периоды, по мнению истца, правового значения не имеет, так как трудовые отношения с ними могли быть возобновлены.

В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.

Представители ГУ УПФР в г. Салават РБ,  извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ПАО «АК ВНЗМ» (ОГРН <***>) состоит на учете в качестве страхователя в ГУ УПФР в г. Салават РБ.

Управлением проведена проверка правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности представления ответчиком сведений о застрахованных лицах по вопросам соблюдения положений Федерального закона от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее Закон №27-ФЗ), в ходе которой установлено, что ПАО «АК ВНЗМ» представило сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды февраль, июнь, август и сентябрь 2018 года в отношении застрахованных лиц – работающих пенсионеров (в количестве 36, 26, 2 и 15 человек соответственно) 13.05.2019 (при сроках представления не позднее 15.03.2018,  15.07.2018,  15.09.2018 и 15.10.2018 соответственно).

Так, несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период февраль 2018 года в отношении 36 застрахованных лиц: ФИО2, ФИО3, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО22 Сафикановой, ФИО23, ФИО24, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО26, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29. Сведения по форме СЗВ-М за отчетный период июнь 2018 года несвоевременно представлены в отношении 26 застрахованных лиц: ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО5, ФИО5, ФИО9, ФИО9, ФИО11, ФИО13, ФИО13, ФИО13, ФИО15, ФИО17, ФИО19, ФИО19, ФИО22, ФИО22, ФИО30, ФИО24, ФИО26 Рафика, ФИО26, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35. Сведения по форме СЗВ-М за отчетный период август 2018 года несвоевременно представлены в отношении 2 застрахованных лиц: ФИО7 и ФИО11. Сведения по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2018 года несвоевременно представлены в отношении 15 застрахованных лиц: ФИО3, ФИО5, ФИО7, ФИО7, ФИО7, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО13, ФИО13, ФИО13, ФИО17, ФИО19, ФИО22, ФИО32.

Как указывает истец, непредставление организацией сведений на указанных лиц за февраль, июнь, август и сентябрь 2018 года в установленный законом срок послужило основанием для индексации и корректировки размера фиксированной выплаты страховой пенсии этим застрахованным лицам, являющимся работающими пенсионерами, за период с февраля 2018 по июнь 2019 года в соответствие со статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ). Решения об индексации пенсии приняты управлением соответственно 16.04.2018,  16.08.2018, 18.10.2018 и 21.11.2018. Решение о пересчете размера пенсии указанным застрахованным лицам по итогам проведенной проверки принято управлением 17.06.2019. Излишне выплаченная сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам-работникам ответчика за период с февраля 2018 по июнь 2019 года составила 1539127,41 руб.

Претензией от 25.11.2020 управление предложило обществу уплатить указанную сумму в качестве убытков.

Неисполнение ответчиком содержащегося в претензии требования послужило основанием для обращения управлением в суд с рассматриваемым иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности в настоящем случае состава убытков.

Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда первой инстанции.

Так, в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, в силу указанной статьи возмещение вреда допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличии причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями, вины причинителя вреда.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец, требуя возмещения ущерба, должен доказать наличие всех указанных элементов ответственности в их совокупности. В отсутствие хотя бы одного из указанных условий не возникает обязанность лица возместить причиненный вред.

Статьей 26.1 Закона №400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (часть 6 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ).

Частью 7 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона №400-ФЗ, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Федерального закона №400-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 28 Закона №400-ФЗ, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством.

Частью 4 статьи 28 Закона №400-ФЗ установлено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки; установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона №400-ФЗ, излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2-4 данной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

Из материалов дела следует, что спорные физические лица трудоустроены в ПА «АК ВНЗМ» и являются работающими пенсионерами.

Материалами дела подтверждено и участвующим в деле лицами не оспаривается, что сведения на этих застрахованных лиц февраль, июнь, август и сентябрь 2018 года фактически представлены обществом лишь 13.05.2019 (при сроках представления не позднее 15.03.2018,  15.07.2018,  15.09.2018 и 15.10.2018 соответственно).

Как указывает управление, поскольку сведения об указанных застрахованных лицах в установленный законом срок обществом представлены не были, истцом эти лица были расценены как пенсионеры, прекративший работу, в связи с чем им произведен пересмотр размера пенсии как неработающему с учетом индексации, и лишь на основании представленной обществом 13.05.2019 отчетности по форме СЗВ-М за февраль, июнь, август и сентябрь 2018 года было установлено, что эти лица в спорный период являлись работающими пенсионерами. В этой связи управлением была фактически излишне выплачена страховая пенсия (фиксированная выплата к страховой пенсии) за период с февраля 2018 по июнь 2019 года в общей сумме 1539127,41 руб. Решения об индексации пенсии приняты управлением соответственно 16.04.2018,  16.08.2018, 18.10.2018 и 21.11.2018. Выплата пенсии с учетом индексации производилась управлением непрерывно вплоть до принятия решения от 17.06.2019 о пересчете размера пенсии указанным застрахованным лицам по итогам проведенной проверки.

Однако, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, сведения по форме СЗВ-М в том числе на указанных выше застрахованных лиц за периоды – март, июль, сентябрь и октябрь 2018 года представлялись обществом своевременно (13.04.2018, 13.08.2018, 12.10.2018 и 14.11.2018 соответственно), и эти сведения были приняты управлением, что подтверждается протоколами входного контроля. То есть, на момент принятия решения о перерасчете этим лицам страховой пенсии (16.04.2018,  16.08.2018, 18.10.2018 и 21.11.2018) истец обладал сведениями о продолжении ими трудовых отношений с ПАО «АК ВНЗМ» и не имел оснований для проведения индексации пенсионных выплат. При наличии сомнений в достоверности представленных обществом сведениях о застрахованных лицах за какой-либо период управление должно было принять меры к получению от страхователя дополнительной информации, чего сделано не было.

Таким образом, в настоящем случае управление не доказало совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде взыскания ущерба, а именно – наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика по предоставлению сведений формы СЗВ-М за февраль, июнь, август и сентябрь 2018 года и возникновением у истца убытков.

Ссылка управления на положения части 1 статьи 28 Закона №400-ФЗ об ответственности работодателя за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, не может быть принята апелляционным судом, поскольку как указывалось выше, в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение вреда допускается при доказанности совокупности всех условий, необходимых для взыскания убытков. Недоказанность хотя бы одного из условий (что имеет место в рассматриваемой ситуации) является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы истца отсутствуют.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.06.2021 по делу №А07-10376/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салават Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                              А.А. Арямов

Судьи:                                                                                   П.Н. Киреев

                                                                                     Н.Г. Плаксина