ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-12035/2015
г. Челябинск | |
30 октября 2015 года | Дело № А76-14055/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2015 года .
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2015 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №4 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 сентября 2015 года по делу №А76-14055/2015 (судья Попова Т.В.), принятое в порядке упрощенного производства.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» - Матвеева Л.В. (паспорт, доверенность №16-юр-330 от 09.10.2014);
государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №4 - Григорьева Т.В. (паспорт, доверенность №12 от 31.12.2014).
Открытое акционерное общество «Магнитогорский металлургический комбинат» (далее - заявитель, ОАО «ММК», страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №4 (далее - заинтересованное лицо, ФСС, фонд) о признании недействительными:
решения от 23.03.2015 №4 с/с о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
решения от 24.03.2015 №4 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в размере 1874 руб. 15 коп.;
требования от 24.03.2015 №4 о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, в размере 1 874 руб. 15 коп.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 07 сентября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, фонд обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда первой инстанции отменить.
По мнению ФСС, районный коэффициент применяется на этапе исчисления пособия, а при сравнении среднего дневного заработка, исчисленного из фактического заработка, со средним дневным заработком, исчисляемым из минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), применение районного коэффициента нормами Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон №255-ФЗ) и Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 №375 (далее - Положение №375) не предусмотрено.
Поэтому из буквального толкования ст. 14 Закона №255-ФЗ и п. 11.1 Положения №375 следует, что средний заработок нужно сравнивать с МРОТ без учета районного коэффициента, так как районный коэффициент применяется не на стадии сравнения среднего заработка, а к сумме исчисленного из МРОТ пособия.
До начала судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором обществом просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу фонда - без удовлетворения. Заявитель указал, что районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия - исчислении среднего дневного заработка (как из фактического отработанного времени, так и из МРОТ), в связи с чем при определении размера пособия работнику исчисление среднего заработка должно производиться из МРОТ с учетом районного коэффициента. Следовательно, обжалуемые решения и требование нарушают права и законные интересы общества, поскольку возлагают на него дополнительные обязанности, связанные с расходами.
В судебном заседании представитель заявителя и заинтересованного лица поддержали правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс).
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027402166835, является страхователем (т. 1, л.д. 18, 40-41).
Фондом в отношении заявителя проведена камеральная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщиком страховых взносов за период с 06.01.2015 по 04.02.2015, о чем составлен акт камеральной проверки (т. 1, л.д. 42-43).
В ходе проверки установлено неверное определение страхователем среднего заработка при исчислении пособия по беременности и родам работнику Лаптевой А.Н., поскольку пособие начислено и выплачено из среднего заработка равного МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая (отпуска по беременности к родам) с применением уральского коэффициента (размер среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТ с учетом уральского коэффициента составил 209 руб. 99 коп. (5 554 руб. х 1,15 уральский коэффициент х 24 месяца/730 дней = 209 руб. 99 коп.).
Однако, по мнению фонда, в силу с ч. 1.1 ст. 14 Закон №255-ФЗ, расчет пособия следовало производить из фактического среднего заработка работника, поскольку его размер (80 408 руб. 73 коп. /409 дней = 196 руб. 60 коп.) больше размера среднего заработка, исчисленного из МРОТ без учета районного коэффициента (5 554 руб. х 24 месяца/730 дней = 182 руб. 60 коп.).
Выводы проверяющих отражены в акте проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 20.02.2015 №4.
По результатам рассмотрения материалов проверки, с учетом письменных возражений общества и пояснений представителя фонда (т. 1, л.д. 45-47), ФСС вынесены:
решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 23.03.2015 №4 с/с (т. 1, л.д. 10-11);
решение о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 24.03.2015 №4, согласно которым расходы в сумме 1 874 руб. 15 коп., произведенные страхователем в период с 01.10.14 по 31.12.14 на выплату пособия по беременности и родам работнику Лаптевой А.Н., не были приняты к зачету в счет средств Фонда, страхователю отказано в выделении денежных средств (т. 1, л.д. 12).
Кроме того, требованием о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, от 24.03.2015 №4 страхователю предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 1 874 руб. 15 коп. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.10.2014 по 31.12.2014 (т. 1, л.д. 130).
Не согласившись с решениями и требованием фонда, страхователь обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, проверив расчет, суд первой инстанции установил, что решения и требования фонда являются недействительными, поскольку районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, районный коэффициент подлежит применению на первом этапе пособия - исчисления среднего дневного заработка, как из фактического отработанного времени, так и из МРОТ.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон №165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Согласно п. 1, 2 ст. 6 Закона №165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона №165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
На основании ст. 20 Закона №165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом №212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона №212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Законом №255-ФЗ.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в ст. 14 Закона №255-ФЗ, а также в Положении №375.
В силу с ч. 2 ст. 14 Закона №255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ).
Согласно с ч. 1.1 ст. 14 Закона №255-ФЗ, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 этой статьи, не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже минимального размера оплаты труда.
В силу с ч. 4, 5.1 ст. 14 Закона №255-ФЗ размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со ст. 7, 11 данного закона.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого согласно с ч. 3.1, 3.2 ст. 14 Закона №255-ФЗ, на 30,4.
В силу п. 11.1 Положения №375 (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в п. 6, 11 данного Положения, не имело заработка, а также, в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Согласно ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу с ч. 1 ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На территории Челябинской области к заработной плате установлен районный коэффициент - 1,15 (постановление Совета министров СССР №591 от 21.05.1987 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР»).
МРОТ за период с 01.10.2014 по 31.12.2014 составил 5 554 руб. в месяц (Федеральный закон от 02.12.2013 №336-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О Минимальном размера оплаты труда»).
Согласно с письмом ФСС РФ от 11.03.2011 №14-03-18/05-2129 «О направлении постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 №120» сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок. При этом средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
Из дела следует, что для исчисления пособия по беременности и родам средний дневной заработок Лаптевой А.Н. определялся следующим образом:
80 408 руб. 73 коп. / 409 дней = 196 руб. 60 коп.
80 408 руб. 73 коп. - заработная плата Лаптевой А.Н. за 2013, 2014 г.
409 дней - количество календарных дней в отработанном периоде.
Средний дневной заработок, исчисленный из МРОТ, составляет: 5 554 руб. х 24 / 730 дней = 182 руб. 60 коп.
Средний дневной заработок, исчисленный из МРОТ, с учетом районного коэффициента, составляет: 182 руб.60 коп. х 1,15 = 209 руб. 99 коп.
Таким образом, поскольку фактический средний дневной заработок Лаптевой А.Н., равный 196 руб. 60 коп., ниже среднего дневного заработка, равного 209 руб. 99 коп., исчисленного исходя из МРОТ, с учетом районного коэффициента, то пособие по беременности и родам исчислялось исходя из среднего дневного заработка, равного 209 руб. 99 коп.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно установил, что районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, районный коэффициент подлежит применению на первом этапе пособия - исчисления среднего дневного заработка, как из фактического отработанного времени, так и из минимального размера оплаты труда.
Таким образом, суд первой инстанции, проверив расчет общества, в котором размер пособий работникам исчислен из среднего дневного заработка, исходя из МРОТ, с учетом районного коэффициента (1,15), признал его законным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отклонил довод фонда о необоснованном применении обществом районного коэффициента к МРОТ, как основанному на неверном толковании норм трудового законодательства и законодательства о социальном страховании.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно установил, что заинтересованным лицом, в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ, в материалы дела не представлены доказательства нарушения обществом действующего законодательства при исчислении среднего дневного заработка, рассчитанного из МРОТ с учетом районного коэффициента.
Таким образом, доводы жалобы подлежат отклонению по вышеизложенным основаниям, поскольку районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, подлежит применению на первом этапе исчисления пособия - исчислении среднего дневного заработка, в связи с чем при определении размера пособия работнику исчисление среднего заработка должно производиться из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 19.08.2013 по делу №А60-52179/2012, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2014 №ВАС-5881/14, постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу №А76-23230/2014, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 07.10.2015 по делу №А60-53366/2014, от 23.07.2015 по делу №А50-22896/2014.
С учетом изложенного, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба фонда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 сентября 2015 года по делу №А76-14055/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №4 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | О.Б. Тимохин |