ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-17240/2023, 18АП-17241/2023
г. Челябинск
07 февраля 2024 года
Дело № А07-21968/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Корсаковой М.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Республике Башкортостан, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.10.2023 по делу № А07-21968/2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Доминат» - Кирсанова Е.В. (доверенность от 29.03.2022, диплом, паспорт);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Республике Башкортостан - Тухватуллина Г.И. (доверенность от 25.12.2023, диплом, паспорт);
Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан - Мельникова Т.С. (доверенность от 29.12.2023, диплом, служебное удостоверение №199867).
Представители от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
Общество с ограниченной ответственностью «Доминат» (далее – заявитель, ООО «Доминат», общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, содержащим требование:
признать незаконным сообщение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Республике Башкортостан (далее - налоговый орган, МИФНС России № 25 по Республике Башкортостан, инспекция) от 26.04.2023 № 58302140 об отказе ООО «Доминат» в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество, по нежилому помещению с кадастровым номером 02:59:070304:689;
обязать Межрайонную ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан рассмотреть повторно заявление ООО «Доминат» от 13.04.2023 о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество, по нежилому помещению с кадастровым номером 02:59:070304:689 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – третье лицо, Министерство).
Решением суда от 23.10.2023 заявленные требования удовлетворены, сообщение МИФНС России № 25 по Республике Башкортостан от 26.04.2023 № 58302140 об отказе ООО «Доминат» в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество, по нежилому помещению с кадастровым номером 02:59:070304:689 признано незаконным. Суд обязал МИФНС России № 25 по Республике Башкортостан рассмотреть повторно заявление ООО «Доминат» от 13.04.2023 о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество, по нежилому помещению с кадастровым номером 02:59:070304:689. Также с МИФНС России № 25 по Республике Башкортостан в пользу ООО «Доминат» взысканы расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального и процессуального права. Податель жалобы указывает, что недвижимый объект с кадастровым номером 02:59:070304:689 является составной частью жилого дома, имеющего кадастровый номер 02:59:070304:103, в связи с чем данный торговый объект не может рассматриваться как торговый центр (отдельно стоящее здание), в отношении которое предусматривается возможность применения налоговой льготы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее – Управление, УФНС по Республике Башкортостан) обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление приводит аналогичные доводы.
К дате судебного заседания со стороны ООО «Доминат» в материалы дела поступил отзыв, согласно которому сторона ссылается на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители подателей жалоб поддержали доводы свих жалоб.
Представитель ООО «Доминат» в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.04.2023 ООО «Доминат» направило в адрес МИФНС России № 25 по Республике Башкортостан заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций за 2022 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №02:59:070304:689.
Инспекцией сообщением от 26.04.2023 №58302140 обществу отказано в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, поскольку здание, в котором расположено помещение с кадастровым номером 02:59:070304:689, не включено в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год.
Решением УФНС по Республике Башкортостан 23.06.2023 №202/17 в удовлетворении жалобы ООО «Доминат» отказано.
Полагая действия налогового органа по отказу в предоставлении налоговой льготы не соответствуют положениям законодательства, нарушают его права и законные интересы, ООО «Доминат» обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что ООО «Доминат» имеет право на налоговую льготу для объекта недвижимого имущества, так как все условия для ее предоставления соблюдены.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 - го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены положениями статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28.11.2003 № 43-з (далее - Закон РБ О налоге на имущество).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 2.1 Закона РБ О налоге на имущество, налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении ряда видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства (пункт 1.1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 № 35 «Об утверждении Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан»).
Подпунктом «з», пункта 1.2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения» (далее - Постановление № 233) Министерство определено в качестве уполномоченного органа по формированию и уточнению Перечня, направлению Перечня и изменений в него в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, а также размещению его на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведению мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и (или) помещений, рассмотрению обращений заявителей по вопросам включения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений в перечень или исключения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений из перечня; утверждению перечня и внесению в него изменений.
Из материалов дела усматривается, что по результатам проверки фактического использования, проведенной Минземимущества в 2022 году, установлено, что более 20 % от общей площади нежилого помещения с кадастровым номером 02:59:070304:689 используется для ведения торговой деятельности.
Согласно техническому паспорту на нежилые помещения по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Ленина, д.27 (составлен на 11.03.2022) в качестве торговых залов используется 2369,4 кв. м из общей площади 3359,5 кв.м., где работает более 45 жителей г. Салават.
Законом РБ предусмотрено, что нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, в перечень вносятся как самостоятельный объект.
Приказом Минземимущество РБ от 15.12.2021 №2603 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, в пункт 557 которого включено нежилое помещение с кадастровым номером 02:59:070304:689.
Судом первой инстанции установлено, что спорный объект недвижимости включен уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013г. №582-ст) определяет торговый комплекс как совокупность торговых предприятий, реализующих товары и оказывающих услуги, расположенные на определенной территории и централизующие функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. Также в примечании указано, что под функциями хозяйственного обслуживания подразумевают инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализацию, средства связи, ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборку мусора, охрану торговых объектов, организацию питания служащих и т.п.).
Суд первой инстанции применил указанное определение и сделан вывод, что торговый комплекс «Авеню» является совокупностью 10 торговых предприятий - арендаторов, которые реализуют товары и оказывают услуги в пределах объекта недвижимости. Хозяйственное обслуживание осуществляет ООО «Доминат», как арендодатель. Торговый комплекс «Авеню» имеет следующее инженерное обеспечение: водопровод, канализация, центральное отопление, горячее водоснабжение, электроосвещение, помещения оснащены системами пожарной безопасности и охранной сигнализации, кроме того, имеется оборудованная контейнерная площадка и организован вывоз ТКО. Заявителем заключены прямые договоры с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, так как внутридомовые инженерные системы электро, тепло, водоснабжения, водоотведения - самостоятельные, независимые и не связанные с соответствующими системами МКД. Данный факт установлен решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.09.2018 по делу № А07- 20916/2018. Системы пожарной безопасности и охранной сигнализации также никак не связаны с МКД, контур систем замкнут исключительно по периметру помещений. Все инженерное обеспечение осуществляется централизовано заявителем. Кроме того, суд первой инстанции отметил, что при проведении пожарной проверки на объекте недвижимости, объектом защиты является «комплекс торговых помещений». В соответствии с предписанием от 01.11.2022: «Комплекс помещений 2006 года реконструкции. Торговый центр представляет собой встроено-пристроенные помещения, расположенные в подвальном и первом этажах девятиэтажного жилого дома, отделенными от жилой части противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости. Общая площадь торгового центра составляет 3360,0 кв.м (на 202Вод), в том числе:
площадь цокольного этажа - 1654,9 кв. м,
площадь первого этажа - 1705,9 кв.м».
На основании установленных обстоятельств судом сделан обоснованный вывод о подтверждении ООО «Доминат» права на налоговую льготу для объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Башкортостан г. Салават, ул. Ленина, д. 27, так как все условия для ее предоставления соблюдены. Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из того, что особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены положениями Закон РБ О налоге на имущество, в соответствии с указанными положениями спорный объект включен в утвержденный Приказом Минземимущество РБ от 15.12.2021 № 2603 Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ООО «Доминат» о признании незаконным сообщения МИФНС России № 25 по Республике Башкортостан от 26.04.2023 №58302140 об отказе в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество, по нежилому помещению с кадастровым номером 02:59:070304:689,
Поскольку доводы апелляционных жалоб выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.10.2023 по делу № А07-21968/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Республике Башкортостан, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья С.Е. Калашник
Судьи: М.В. Корсакова
Н.Г. Плаксина