ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-9831/2016
г. Челябинск
30 августа 2016 года
Дело № А07-28366/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Ивановой Н.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации «Профессиональный спортивный волейбольный клуб «Урал» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.06.2016 по делу № А07-28366/2015 (судья Ахметова Г.Ф.).
В заседании приняли участие представители:
автономной некоммерческой организации "Профессиональный спортивный волейбольный клуб "Урал" - Фаткуллин Р.Х. (паспорт, доверенность от 22.08.2016);
Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан – Тугузбаева З.Р. (удостоверение, доверенность от 23.05.2016).
Автономная некоммерческая организация «Профессиональный спортивный волейбольный клуб «Урал» (далее – заявитель, страхователь, АНО ПСВК «Урал») обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее – ответчик, ГУ - РО ФСС РФ по РБ, Фонд) о признании незаконным решения от 23.11.2015 №70 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.06.2016 (резолютивная часть объявлена 02.06.2016) в удовлетворении заявленных требований судом отказано.
Не согласившись с решением суда, АНО ПСВК «Урал» обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, при определении доли доходов организации от основного вида экономической деятельности (прочая деятельность в области спорта) в целях применения пониженных тарифов страховых взносов предусмотренных подп. «ф» п.8 ч.1 ст.58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – закон №212-ФЗ) необходимо в силу ст.346.15 Налогового кодекса Российской Федерации исключать из общего объема доходов организации доходы, указанные в ст.251 Налогового кодекса Российской Федерации (субсидии и пожертвования). В таком случае доля доходов от льготируемого вида деятельности АНО ПСВК «Урал» составит 100%.
До начала судебного заседания ответчик представил в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции отзыв общества приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель АНО ПСВК «Урал» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика считает, что основания для отмены решения суда отсутствуют.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Автономная некоммерческая организация "Профессиональный спортивный волейбольный клуб "Урал" (наименование до внесения изменений - АНО "Волейбольный клуб "Уфимочка") зарегистрирована в качестве юридического лица 07.05.2009, состоит на учете в качестве страхователя в Пенсионном Фонде Российской Федерации.
Филиалом №1 ГУ - РО ФСС РФ по РБ проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователем АНО ПСВК «Урал» за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки составлены: акт выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации №198 от 28.10.2015 (далее – Акт проверки), протокол о рассмотрении материалов выездной проверки страхователя №195 от 20.11.2015.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки, а также письменных возражений от 17.11.2015 вх. №10323 (т.2, л.д.115-117), представленных страхователем, Филиалом №1 ГУ - РО ФСС РФ по РБ принято решение №70 от 23.11.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым АНО ПСВК «Урал» привлечено к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.47 Закона №212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 167 227,25 руб. Также начислены пени в размере 93 969,97 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ в сумме 836 136,29 руб.
Не согласившись с решением Фонда, страхователь обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что при определении доли доходов от основного вида экономической деятельности и прочей деятельности в области спорта – целевые поступления, полученные заявителем из бюджета Республики Башкортостан и Фонда социальных целевых программ, включаются в общую долю доходов организации, но не учитываются при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности, поскольку они не являются доходом от реализации продукции или оказанных услуг.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ общество является плательщиком страховых взносов.
В соответствии со статьей 18 Закона № 212-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В силу ч.1 ст.8 Закона №212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов – организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч.1 ст.7 Закона №212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст.9 Закона №212-ФЗ.
В соответствии с подп. «ф» п.8 ч.1 и ч.3.4 ст.58 Закона №212-ФЗ в течение переходного периода 2012 - 2018 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в том числе прочая деятельность в области спорта, применяется пониженный тариф страховых взносов – 0%.
В силу ч.1.4 ст.58 Закона №212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п.8 ч.1 ст.58 Закона №212-ФЗ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст.346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п.8 ч.1 ст.58 Закона №212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с п.1 ст.346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст.249 Налогового кодекса Российской Федерации;
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.250 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подп.1 п.1.1 ст.346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст.251 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений п.2 ст.251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.
Из материалов дела следует, что АНО ПСВК «Урал» является автономной некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной на основе имущественных взносов юридических лиц.
Заявитель применяет упрощенную систему налогообложения согласно уведомлению ИФНС России по Октябрьскому району г.Уфы от 02.11.2009 №4731 (т.3, л.д. 106). Основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) является прочая деятельность в области спорта (код ОКВЭД 92.62) (т.3, л.д.107).
Согласно Книге учета доходов и расходов за 2014 год сумма доходов заявителя от осуществления предпринимательской деятельности (оказания платных услуг бассейна) составила 7 770 234,86 руб. (т.3, л.д. 74-87).
Согласно расчету по форме 4-ФСС за 12 месяцев 2014г. заявителем в 2014 году заявлено право на применение пониженного тарифа страховых взносов (0%), предусмотренного ч.3.4 ст.58 Закона №212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в п.8 ч.1 названной статьи.
Из таблицы 4.3 раздела 1 уточненного расчета по форме 4-ФСС за 12 месяцев 2014г. (т.2 л.д.63-65) следует, что при расчете соответствия условий на право применения пониженного тарифа страхователь указал сумму доходов, определяемую в соответствии со ст.346.15 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 7 770 235 руб. (строка 1), и в том же размере указал сумму доходов, определяемую в целях применения ч.1.4 ст.58 Закона №212-ФЗ (строка 2), в результате чего долю доходов от реализации продукции (оказания услуг) по основному виду экономической деятельности в общем объеме доходов страхователь определил в размере 100% (строка 3).
Вместе с тем, согласно таблице 3 раздела 1 расчета по форме 4-ФСС за 12 месяцев 2014г. сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных заявителем в пользу физических лиц в соответствии со ст.7 Закона №212-ФЗ, в 2014 году составила 31 744 921,50 руб., из них база для начисления страховых взносов, к которой страхователем применен пониженный тариф (0%), составила 28 832 285,91 руб.
Суд пришел к выводу, что фонд оплаты труда за 2014 год в несколько раз превысил сумму налогооблагаемых доходов заявителем.
Согласно представленному заявителем Отчету о целевом использовании средств (форма по ОКУД 0710006) заявителем в 2014 году были получены целевые взносы в размере 9 000 000 руб. (строка 6220) и добровольные имущественные взносы и пожертвования в размере 195 928 000 руб. (строка 6230) (т.3, л.д.91).
Из представленных страхователем Сведений о деятельности социально-ориентированной некоммерческой организации за 2014 год (форма №1-СОНКО) следует, что в разделе 2 «Источники и объемы формирования денежных средств и иного имущества организации» указаны целевые поступления из бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 9 000 000 руб. (строка 32), целевые поступления из бюджетов государственных внебюджетных фондов в размере 195 928 000 руб. (строка 33) (т.3, л.д. 68-73).
Из финансового отчета за 4 квартал 2014г. следует, что заявителю из бюджета Республики Башкортостан поступило 9 000 000 руб. (т.3, л.д. 52). Из отчета следует, что данная сумма была использована, в том числе на выплату заработной платы.
Из представленных заявителем Отчетов об использовании средств, поступивших от Фонда Социальных целевых программ РБ (т.3, л.д.60-67), следует, что полученные денежные средства заявителем были использованы, в том числе на выплату заработной платы, уплату единого налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, в результате проведенной выездной проверки установлено и подтверждено представленными суду материалами, что в 2014 году общий доход АНО ПСВК «Урал» составил 212 698 234,86 руб., в том числе:
- субсидии, полученные от Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, в размере 9 000 000,00 руб.;
- целевые поступления, полученные от Фонда Социальных целевых программ Республики Башкортостан на основании договоров пожертвования, в размере 195 928 000,00 руб.;
- доход от предпринимательской деятельности (платные услуги бассейна) в размере 7 770 234,86 руб.
Вместе с тем, заявитель в целях применения пониженного тарифа при исчислении страховых взносов за 2014 год учел только доходы от основного вида экономической деятельности (прочей деятельности в области спорта) в сумме 7 770 231,86 руб. При этом заявителем в общую сумму дохода не включены субсидии, полученные от Министерства молодежной политики и спорта РБ, в размере 9 000 000 руб. и целевые поступления от Фонда Социальных целевых программ РБ в размере 195 928 000,00 руб.
Из представленных страхователем документов, следует, что сумма 28 832 285,91 руб. (стр. 4 таб. 3 расчета формы 4-ФСС), отражающая фонд оплаты труда организации за 2014 год, на который начислены страховые взносы по льготной ставке 0%, составляет величину, в несколько раз превышающую сумму налогооблагаемых доходов 7 770 234,86 руб., полученных организацией от основного вида экономической деятельности по УСН (согласно ст.346.15 НК РФ) и взятую страхователем за 100% при предъявлении права на льготу.
Таким образом, страхователь применил льготную ставку 0% к общему фонду оплаты труда, соответственно должен заявить и общую сумму доходов, то есть по строке 1 таблицы 4.3 расчета по форме 4-ФСС страхователь должен отразить сумму общего дохода организации 212 698 234,86 руб., по строке 2 таблицы 4.3 расчета по форме 4-ФСС сумму дохода 7 770 234,86 руб.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что доход АНО ПСВК «Урал» от основного вида экономической деятельности – прочей деятельности в области спорта – составил 3,65% (7 770 231,86 руб. / 212 698 234,86 руб.?100%=3,65%), то есть меньше 70% в общем объеме доходов и получаемых организацией целевых поступления.
На основании изложенного, применение заявителем пониженного тарифа страховых взносов, установленного ч.3.4 ст.58 Закона №212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в п.8 ч.1 названной статьи, является неправомерным.
Таким образом, у страхователя в 2014 году отсутствует право на применение пониженного тарифа страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так как не выполнено условие по 70 % доле дохода (ч.1.4 ст. 58 Закона №212-ФЗ), при этом льготный тариф применен ко всему фонду оплаты труда, в том числе к фонду оплаты труда, формируемому за счет целевых поступлений из бюджета Республики Башкортостан и Фонда социальных целевых программ Республики Башкортостан.
На этом основании суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
В силу ч.1 ст.7 Закона №212-ФЗ в связи с неправильным исчислением страховых взносов с применением пониженного тарифа у страхователя за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 образовалась недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 836 136,29 руб. (28 832 285,91 руб.?2,9%).
В соответствии с ч.1 ст.47 Закона №212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В результате неправильного исчисления страховых взносов страхователь уплатил страховые взносы не в полном объеме, в связи с чем оспариваемым решением АНО ПСВК «Урал» правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.47 Закона №212-ФЗ в виде штрафа в размере 167 227,25 руб. (836 136,29 руб. ?20%).
Согласно ч.1 ст.18 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов в соответствии со ст.25 Закона №212-ФЗ обеспечивается пенями, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Согласно акту выездной проверки и приложению №1 к акту сумма неуплаченных страховых взносов составила 836 136,29 руб., которая образовалась за период с 01.01.2014 по 31.12.2014. На эту задолженность в соответствии со ст.25 Закона №212-ФЗ начислены пени за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным Законом №212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов, и по 30.09.2015г., то есть по день их взыскания, что составило 93 843,50 руб. Также начислены пени за уплату страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроками – 126,47 руб. Всего начислены пени в размере 93 969,97 руб..
Представленный ответчиком расчет пеней проверен судом первой инстанции и признан правильным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования учреждения в части привлечения к ответственности в виде штрафа.
Доводы апелляционной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.06.2016 по делу № А07-28366/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации «Профессиональный спортивный волейбольный клуб «Урал» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи: Н.А. Иванова
И.А. Малышева