НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 № 18АП-11678/2015

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-11678/2015

г. Челябинск

23 октября 2015 года

Дело № А76-32547/2014

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2015 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ивановой Н.А.,

судей Кузнецова Ю.А., Тимохина О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Катав-Ивановске Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.08.2015 по делу № А76-32547/2014 (судья Попова Т.В.)

В заседании приняли участие представители:

Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Катав-Ивановске Челябинской области – Костина Я.И. (доверенность от 12.01.2015), Мочалина С.В. (доверенность от 12.01.2015);

Фермерского хозяйства Воробьева Алексея Геннадьевича – Хрущева И.О. (доверенность от 2.02.2015).

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Катав-Ивановске Челябинской области (далее – заявитель, ГУ – УПФ РФ в г. Катав-Ивановске Челябинской области, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Фермерскому хозяйству Воробьева Алексея Геннадьевича (далее – ответчик, КФХ «ВАГ») о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, штрафу в размере 146 606 руб. 81 коп., в том числе: страховые взносы – 118 301 руб. 16 коп. из них за 2004 год – 1 800 руб., 2005 год -1 800 руб., 2006 год – 1 800 руб., 2008 год – 3 864 руб., 2009 год – 7 274 руб. 44 коп., 2010 год – 12 002 руб. 76 коп., 2011 год – 16 159 руб. 56 коп., 2012 год – 17 208 руб. 25 коп., 2013 год – 35 664 руб. 66 коп., 2014 год – 20 727 руб. 53 коп., доначисленных пени всего 28 120 руб. 65 коп., из них с 2005-2009 год – 3 280 руб. 82 коп., 2012 год – 2 841 руб. 49 коп., с 2005-2009 год – 1 525 руб. 98 коп., за 2013 год – 5 216 руб. 55 коп., с 2006-2009 – 1 317 руб. 29 коп., за 2014 год – 8 280 руб. 53 коп. и штрафа – 185 руб. за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица Крестьянского Фермерского хозяйства Воробьева Алексея Геннадьевича (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 12.08.2015 в удовлетворении заявленных требований Пенсионного фонда отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, ГУ – УПФ РФ в г. Катав-Ивановске Челябинской области обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 118 301 руб. 16 коп., пени в сумме 28 120 руб. 65 коп.

В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд ссылается на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, Указывает, что законодатель устанавливает единый порядок уплаты страховых взносов в виде фиксированных платежей как для индивидуальных предпринимателей, так и для глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Воробьев А.Г., будучи зарегистрированным одновременно в качестве главы КФХ «ВАГ» и в качестве индивидуального предпринимателя, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированных платежей по каждому из указанных оснований,

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель заинтересованного лица возражал против доводов апелляционной жалобы, считает, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Поскольку Пенсионный фонд в порядке апелляционного производства обжалует часть решения суда, арбитражный суд апелляционной инстанции согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривает в обжалуемой заявителем части.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фермерское хозяйство Воробьёва Алексея Геннадьевича зарегистрировано в качестве юридического лица с 08.04.1993, согласно постановлению Администрации Катав-Ивановского района Челябинской области от 01.09.1993 № 548, за основным государственным регистрационным номером 1027400759011. Так же установлено, что глава КФХ «ВАГ» Воробьёв А.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

16.12.2013 Главой Фермерского хозяйства Воробьевым А.Г. принято решение о его ликвидации КФК «ВАГ», о чем в «Вестнике государственной регистрации» № 7 (467) 2014 от 19.02.2014 опубликовано сообщение за номером № 1108.

Фондом 12.02.2014 в адрес ликвидатора направлено уведомление о наличии задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пеней и штрафов в размере                   80 629 руб. 62 коп. (задолженность по требованиям № 668 от 25.11.2004, № 800 от 05.04.2005, № 147 от 31.03.2006, № 284 от 30.03.2007, № 545 от 31.03.2009, акт камеральной проверки № 72 от 04.04.2008, требование № 415 от 30.03.2010, требование № 08402640197840 от 23.08.2011, требование № 08402640081703 от 30.03.2012, требование № 136 от 10.04.2012, требование № 08402640067296 от 04.03.2013, требование № 147 от 26.04.2013) с приложениями требований и постановлений о возбуждении исполнительного производства для включения суммы задолженности в промежуточный ликвидационный баланс.

После направления уведомления от 12.02.2014 КФХ «ВАГ» направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 06.03.2014 № 08402640077432 за 2013 год в размере 40 881 руб. 21 коп. с просьбой о включении указанной суммы в промежуточный ликвидационный баланс.

Общая сумма задолженности составила 121 510 руб. 83 коп.

18.03.2014 ликвидатор КФХ «ВАГ» направил в Пенсионный фонд ответ о том, что указанная задолженность является необоснованной.

На письмо Пенсионного фонда от 26.03.2014 № 08/1383 КФХ «ВАГ» направил ответ от 25.04.2014 о том, что включение задолженности по фиксированному платежу главы КФХ «ВАГ» в промежуточный ликвидационный баланс является незаконным. 

На письмо Пенсионного фонда от 24.04.2014 № 08/1804 представлен КФХ «ВАГ» ответ 08.05.2014 о том, что задолженность не будет включена в промежуточный баланс хозяйства.

В связи с чем, Пенсионный фонд обратился с настоящим заявлением о взыскании задолженности за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица КФХ «ВАГ».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает выводы суда являются правильными.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон   № 212-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 18 Закона №212-ФЗ на плательщиков страховых взносов возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.02.2004 № 28-О, в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.

Пунктом 3 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2013 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального страхования, подчиняется его общим принципам и задачам.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели, организации производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также члены крестьянских (фермерских) хозяйств согласно п. 1 ст.7 Закона № 167-ФЗ отнесены к числу застрахованных лиц. При этом индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы за себя, также отнесены к страхователям в соответствии с подп. 2 п.1 ст. 6 Закона № 167-ФЗ.

На основании п. 1 ст. 6 Закона № 167-ФЗ, если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подп. 1, 2 данного пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Подпунктом 1, 2 ст. 28 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи, названные в подп. 2 п. 1 ст. 6 данного Федерального закона (индивидуальные предприниматели, самостоятельно обеспечивающие себя работой, которые уплачивают страховые взносы за себя), уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ, стоимость страхового года определяется в соответствии с указанным Законом.

Объектом обложения страховыми взносами для страхователей - организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В пункте 3 ст. 2 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что для целей настоящего Закона в числе прочих используются следующие понятия: индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ).

С учетом изложенного, законодательство, регулирующее правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям, указав на то, что установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования, следовательно, исходя из указанных норм крестьянское (фермерское) хозяйство, в случае найма работником по трудовым или иным договорам, является страхователем в отношении этих работников (застрахованных лиц) и уплачивает страховые взносы исходя из выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных физических лиц в рамках трудовых отношений.

В соответствии с постановлением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 15749/04, в сфере отношений по обязательному пенсионному страхованию глава крестьянского (фермерского) хозяйства приравнен к индивидуальным предпринимателям.

В силу ч. 2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ глава крестьянского (фермерского) хозяйств уплачивает страховые взносы в пенсионный фонд, федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

Судом первой инстанции верно отмечено, что глава  КФХ «ВАГ» Воробьёв А.Г. является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за себя лично, в связи с чем на него распространяется принцип равенства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа главами крестьянских (фермерских) хозяйств, независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство.

Судом первой инстанции установлено, что страхователь, зарегистрированный одновременно в качестве главы Фермерского хозяйства Воробьёва А.Г. и в качестве индивидуального предпринимателя, регулярно и своевременно уплачивает в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы в виде фиксированных платежей за себя лично. Задолженность по уплате страховых платежей у Воробьёва А.Г. как у индивидуального предпринимателя отсутствует, что не оспаривается  Фондом.

Поскольку источником пенсионного обеспечения Воробьёва А.Г. при получении пенсии по обязательному пенсионному страхованию, независимо от того, в каком качестве он зарегистрирован (главы КФХ или индивидуального предпринимателя), являются  страховые взносы в виде фиксированных платежей, суд  апелляционный суд приходит к выводу о том, что уплата Воробьёвым А.Г. страховых взносов в качестве индивидуального предпринимателя прекращает его обязательства в данной части, в связи с чем взыскание тех же сумм страховых взносов с  Воробьёва А.Г. как с главы КФХ противоречит принципу недопустимости двойного обложения страховыми взносами и является неправомерным.

С учётом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для фактически повторного взыскания страховых взносов по тому же основанию, в связи с чем, в удовлетворении требований отказал.

Данная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 08.07.2015 по делу № А76-25022/2014 по заявлению КФХ «ВАГ» к ГУ – УПФ РФ в г. Катав-Ивановске Челябинской области о признании не подлежащим исполнению постановления от 08.07.2014 N 08402690026960 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).

Доводы подателя апелляционной жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.

С учётом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Податель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобождён, в связи с чем вопрос о её распределении не рассматривается апелляционным судом.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.08.2015 по делу № А76-32547/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Катав-Ивановске Челябинской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

        Н.А. Иванова

Судьи:

        Ю.А. Кузнецов

         О.Б. Тимохин