НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 № 18АП-12974/20

    ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-12974/2020

г. Челябинск

23 ноября 2020 года

Дело № А76-30915/2020

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2020 года .

Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2020 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,

судей Журавлева Ю.А., Киреева П.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 сентября 2020г. по делу № А76-30915/2020.

В судебном заседании участвовали представители:

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная клиническая больница № 3» - ФИО1 (доверенность от 21.01.2020),

Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска – ФИО2 (доверенность от 30.12.2019).

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница № 3» (далее – заявитель, ГБУЗ «ОКБ № 3», Больница) 14.08.2020 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска (далее – ответчик, фонд, Управление, УПФР в Калининском районе г. Челябинска) о признании недействительным решения от 15.05.2020 № 2 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.09.2020 (резолютивная часть решения объявлена 22.09.2020) заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением суда, Фонд (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Наличие именно этого условия определяет право на досрочную пенсию. Досрочное назначение пенсии, исходя исключительно из формального соответствия наименования должности, занимаемой гражданином, и учреждения, где он работает, Списку № 781 без выполнения работы, сопряженной с неблагоприятным воздействием на организм различного рода факторов, не отвечает целям досрочного пенсионного обеспечения и является недопустимым.

Поскольку обязанности старшей медицинской сестры, в данном конкретном случае, направлены в основном на выполнение организационных, координирующих, контрольных функций, то есть отсутствует факт осуществления непосредственно лечебной деятельности, то такая работа не может рассматриваться как работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем заявителя и подтверждающие, что ФИО3 в спорные периоды, работая в должности «старшей медицинской сестры», постоянно в течение полного рабочего дня осуществляла лечебную деятельность или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения. Осуществление руководящей и контролирующей функций не относится к иной деятельности по охране здоровья населения (исходя из нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения).

Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.

В судебном заседании представитель Фонда на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить, жалобу – удовлетворить.

Представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,заявитель зарегистрирован в Фонде в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании».

Фондом проведена документальная проверка достоверности представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в ходе которой выявлено представление недостоверных сведений в отношении страхового стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, в отношении 1 работника (ФИО3), занимающего должность старшей медицинской сестры хирургического отделения поликлиники, о чем составлен акт от 17.03.2020 №2.

Фондом проанализирована должностная инструкция старшей медицинской сестры хирургического отделения поликлиники, утвержденная в 2001 году и сделан вывод, что в данном конкретном случае обязанности медицинской сестры направлены в основном на выполнение организационных, координирующих, контрольных функций, то есть отсутствует факт осуществления непосредственно лечебной деятельности, следовательно, такая работа не может рассматриваться как работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Заявителю 19.03.2020 вручено уведомление об устранении ошибок в сведениях персонифицированного учета в срок до 26.03.2020, которое не исполнено.

По результатам проверки фондом принято решение от 15.05.2020 № 2 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым начислен штраф в сумме 1500 рублей за представление недостоверных сведений за отчетные периоды 2017-2019 годы, а также предложено внести необходимые исправления в документы кадрового учета и представить уточненные сведения в фонд.

Заявитель, не согласившись с вынесенным решением фонда, обжаловал его в арбитражный суд.

Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспоренного ненормативного акта закону.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

Правоотношения участников спора регулируются, в том числе, Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), в соответствии с пунктом 2 статьи 11 которого страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховом стаже, начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, уплаченных страховых взносах; периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному обеспечению.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу статьи 16 Федерального закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее также – ПФР) обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 167-ФЗ установлено, что ПФР имеет право проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в ПФР, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.

Статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В рассматриваемом споре Управлением в ходе проверки сделан вывод об отсутствии оснований для включения в специальный страховой стаж работы в должности старшая медицинская сестра, поскольку такая работа не может рассматриваться как работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ, и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из приведенных положений Федерального закона № 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила №781).

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации № 1066 от 22.09.1999, от 29.10.2002 № 781 с учетом всех редакций, в период с 2001 по 2019 год должность старшей медицинской сестры больницы и поликлиники включена в список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании приведенных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В рассматриваемом случае, Больница руководствовалась списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденного Правилами №781.

Судом обоснованно отмечено, чтодополнительных требований к осуществлению деятельности, условиям труда старшей медицинской сестрой, в том числе связанных с ее должностными обязанностями, для предоставления ей права на досрочное назначение пенсии действующее законодательство не содержит.

Каких-либо особых требований к подтверждению специальными документами периодов осуществления лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения данный порядок также не содержит.

Судом учтено, что из должностных инструкций старшей медицинской сестры хирургического отделения поликлиники, утвержденных в 2001 году, а также в 2018 году, усматривается, что в ее должностные обязанности входит как осуществление непосредственно лечебной деятельности: помощь медицинским сестрам отделения в приеме больных, замена любой медицинской сестры отделения с выполнением установленных для нее функциональных обязанностей, оказание первой медицинской помощи при шоке, обмороке, травмах, кровотечениях и острой хирургической патологии и прочее, так и иной деятельности по охране здоровья населения, связанной с организацией работы хирургического отделения, как то пополнение медикаментов, контроль за осуществлением функций медицинских сестер, обучение медицинских сестер и прочее.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в части признания недействительным решения от 15.05.2020 № 2 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 11.02.2019 № 4-КГ18-94.

Доводы  заявителя апелляционной жалобы об обратном отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 сентября 2020г. по делу № А76-30915/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу   Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска – без удовлетворения.

         Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме)  через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                       Н.Г. Плаксина

Судьи                                                                                    Ю.А. Журавлев

П.Н. Киреев