НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 № 18АП-13204/2014

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-13204/2014

г. Челябинск

26 января 2015 года

Дело № А47-5711/2014

Резолютивная часть постановления объявлена января 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объеме января 2015 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,

судей Баканова В.В.  и Бояршиновой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального общеобразовательного автономного  учреждения «Лицей № 1 г. Орска» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.10.2014 по делу № А47-5711/2014 (судья Мирошник А.С.).

В заседании приняли участие представители:

Муниципального общеобразовательного автономного  учреждения «Лицей № 1 г. Орска» - Храпова Н.А. (доверенность от 14.03.2014);

государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в г. Орске Оренбургской области - Сумин  В.П. (доверенность № 6 от 12.01.2015).

29.06.2014 Муниципальное общеобразовательное автономное  учреждение «Лицей № 1 г. Орска»   (далее – заявитель, Лицей, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в г. Орске Оренбургской области (далее – учреждение,  фонд) № 066 421 14 РК 0001144 от 18.03.2014  о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-фз), начислении страховых взносов –   927 508,82 руб. и пени – 70 270,34 руб., штрафа – 50 168 руб.

При проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2013 года фондом сделан вывод о нарушении – применении пониженного тарифа страховых взносов 20 % для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в сфере образования.

Решение незаконно, т.к. заявитель соответствует вышеуказанным признакам, позволяющим применять указанную льготу – применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН)  и осуществляет деятельность по коду экономической деятельности ОКВЭД – 80.10.1 (образование), которая для него является единственной. Платные образовательные услуги оказываются также в рамках образовательной деятельности.

При исчислении базы страховых взносов Лицей руководствовался разъяснениями, данными фондом, по которым в базе для исчисления страховых взносов не учитываются денежные средства, выделенные из бюджета в качестве субсидий для оказания муниципальных услуг (т.1 л.д.8-14).

Фонд возражает против заявленных требований, ссылаются на установленные проверкой обстоятельства (т. 2 л.д.2-7, т.4 л.д.79-80, 83-86).

Решением суда первой инстанции от 10.10.2014 требования удовлетворены частично, решение признано недействительным в части привлечения к ответственности и начислении штрафа 47 660,54 руб., в остальной части требований отказано.

На основании п.п. «с» ч.11 ст. 58 Закона № 212-фз пониженные тарифы страховых взносов применяются для организаций, применяющих УСН,  основным видом деятельности которых является предоставление образовательных услуг. Льгота применяется при условии, если доля доходов от реализации образовательной деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов.

По п.п.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении объекта налогообложения УСН  не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ, в частности, по п.п.14 п.1 этой статьи не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.

При расчете базы для исчисления страховых взносов лицей неосновательно не учел при расчете права на льготу суммы, полученные в рамках целевого финансирования из бюджета. В связи с этим начисление страховых взносов является законным, правомерно применены пени. Ввиду смягчающих обстоятельств сумма штрафа снижена в 20 раз до 2 508,45 руб. (т.4 л.д.141-147).

31.10.2014 от лицея поступила апелляционная жалоба об изменении судебного решения и полного  удовлетворении требований.

Пониженный страховой тариф 20 % применялся плательщиком на протяжении 2011-2013 годов, отчеты без замечаний принимались фондом, суммы субсидий не учитывались при расчете, фондом неоднократно давались разъяснения в виде писем, подписанным руководителем фонда, образовательным учреждениям города об условиях применения данного тарифа, где указывалось, что суммы, полученные в виде субсидий, не подлежат включению в перечень доходов при определении объекта обложения. Разъяснения носят официальный характер, и плательщик обязан ими руководствоваться.

При перерасчете страховых взносов Лицей не мог утратить право на применение льготного тарифа, т.к. образовательная деятельность для него является основной по всем видам доходов – поступлению из бюджета и от платной образовательной деятельности. Данное обстоятельство исключает применение ответственности (т.5 л.д.10-15).

Фонд возражает против апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Фонд не давал письменных указаний, адресованных непосредственно лицею, касающихся исключения из расчета полученных из бюджета субсидий, основания для полного освобождения от ответственности по этой причине отсутствуют.

При отсутствии возражений сторон пересмотр решения производится в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны,  установил следующие обстоятельства.

Муниципальное общеобразовательное автономное  учреждение «Лицей № 1 г. Орска» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 20.07.2007, является плательщиком страховых взносов, состоит на учете в территориальном отделении фонда, представляет в фонд расчеты по начисленным платежом, уплачивает страховые взносы (т.1 л.д. 109-128), применяет упрощенную систему налогообложения, выполняет муниципальное задание на оказание муниципальных услуг.

При исчислении страховых взносов применялся пониженный тариф 20 %, который указан в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2013 года, при этом из расчета льготы была исключена сумма бюджетного финансирования (т.2 л.д.13-46).

Составлен акт камеральной проверки, вынесено решение № 066 421 14РК 0001144 от 18.03.2014 о начислении страховых взносов, пени, штрафа. Сделан вывод о занижении базы для исчисления страховых взносов ввиду незаконного применения заниженного тарифа 20% (т.1 л.д.18-27).

Заявитель представил переписку фонда с образовательными учреждениями г. Орска, где предлагается не учитывать в расчетах базы для исчисления страховых взносов суммы финансирования, полученные из бюджета.

По утверждению подателя жалобы Лицея -  суд первой инстанции неверно применил нормы материального  права, исключив его из числа лиц, имеющих право на применение льготы по всем источникам доходов.

Суд первой инстанции пришел к выводу об обязанности заявителя уплачивать страховые взносы в  общем порядке.

По п.1 ст. 7 Закона № 212 ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ дополнена п. 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных ч. 5.1 - 5.3 этой статьи.

На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

В части 5.1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что такие плательщики страховых взносов применяют пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:

1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 данной статьи, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (целевые поступления);

2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 этой статьи и определяемых в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (гранты);

3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подп. «р» - «ф», «я.4» - «я.6» п. 8 ч. 1 указанной статьи (научные исследования и разработки; образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг; деятельность спортивных объектов, прочая деятельность в области спорта; деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов), деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий, деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников).

В силу подп. 1 п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 названного Кодекса.

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.

Судом первой инстанции установлено, что основным видом деятельности учреждения согласно уставу является образовательная деятельность, осуществляемая в рамках выполняемого муниципального задания и финансируемая из муниципального бюджета, применяется УСН

Оспариваемым решением установлено, что заявитель, в целях определения объекта налогообложения не учитывал субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, что привело к занижению базы для уплаты страховых взносов.

Суд учел смягчающие обстоятельства, к которым следует отнести и противоречивые разъяснения по поводу определения  базы, данные фондом. Решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно.

Основания для отмены судебного решения и переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют.

Излишне уплаченная госпошлина подлежит возвращению из федерального бюджета.

Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.10.2014 по делу № А47-5711/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального общеобразовательного автономного  учреждения «Лицей № 1 г. Орска»  - без удовлетворения.

Вернуть Муниципальному общеобразовательному автономному  учреждению «Лицей № 1 г. Орска» из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину 1 000 руб.

Постановление  может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в Арбитражный суд Уральского округа  в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                               Ю.А. Кузнецов

Судьи:                                                                                      В.В. Баканов

                                                                                              Е.В. Бояршинова