ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-13246/2015
г. Челябинск | |
25 ноября 2015 года | Дело № А34-1433/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2015 года .
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2015 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Зауральехлеб» на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.09.2015 по делу № А34-1433/2015 (судья Григорьев А.А.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Зауральехлеб» - Деменева В.А. (паспорт, доверенность от 02.02.2015);
Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области – Дудка А.В. (паспорт, доверенность от 12.01.2015).
Общество с ограниченной ответственностью «Зауральехлеб» (далее – заявитель, общество, ООО «Зауральехлеб») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (далее – Департамент) в предоставлении субсидий, оформленного уведомлением от 22.12.2014 № 16/185-ср. Заявитель просит обязать Департамент предоставить заявителю субсидию по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой № СХ\К45-038 от 18.04.2014 в размере 50% уплаченной страховой премии в сумме 1 565 535 руб. 59 коп.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.09.2015 в удовлетворении заявленных требований ООО «Зауральехлеб» отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Зауральехлеб» (далее также – податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО «Зауральехлеб» ссылает на то, что обществом выполнены все условия, предусмотренные порядком представления из областного бюджета в 2014 году субсидии утвержденный Постановлением Правительства Курганской области от 24.02.2014 №78. Тот факт, что оплату страховой премии за ООО «Зауральехлеб» произвело ОАО «Комбикормовый завод», который является поручителем по договору поручительства №ККЗ-пв-01/14 от 18.04.2014 общества по договору страхования, не противоречит условиям порядка и не является основанием для отказа в предоставлении субсидии. Следовательно, вывод суда, что обществом не представлено в Департамент платежное поручение, подтверждающее оплату страховой премии несостоятелен.
Податель апелляционной жалобы считает, что соответствует приведенным требованиям, то есть является сельскохозяйственным товаропроизводителем, заключившим договор со страховой организацией и оплатившим страховую премию, вследствие чего у Департамента не имелось оснований для отказа в предоставлении субсидии.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции Департаментом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и Департамента, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 4.12.2014 заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении субсидий в 2014г. на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства. Просил перечислить субсидии на расчетный счет страховой организации (т.2 л.д. 7).
В соответствии пункту 5 Правил с заявлением общество представило следующие документы:
справку о размере целевых средств (т.1 л.д. 133);
справку о размере субсидий (т.1 л.д. 131-132);
заявление на страхование урожая сельскохозяйственных культур в ЗАО СК «Авангард Полис» (т.1 л.д. 134-135);
проект соглашения о предоставлении субсидий (т.1 л.д. 142-144);
договор страхования урожая сельскохозяйственных культур № СХ/К45-038/14 от 18.04.2014 (т.1, л.д. 136-139);
договор поручительства № ККЗ-пв-01/14 от 18.04.2014 (т.1 л.д. 140-141);
платежное поручение № 326 от 30.07.2014 на сумму 1 565 535 руб. 59 коп. (т.1 л.д. 16).
22.12.2014 Департамент уведомлением № 16/185-ср отказал в предоставлении субсидий в соответствии с подпунктом 3 пункта 11 Порядка предоставления из областного бюджета в 2014 году субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 24.02.2014 № 78 «Об утверждении порядков предоставления в 2014 году субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области» (далее – Порядок № 78) в связи с тем, что 50% страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования уплачено не получателем субсидии, а третьим лицом (т.1 л.д. 85).
Не согласившись с отказом Департамента в предоставлении субсидии, полагая его незаконными и необоснованными, нарушающим права и законные интересы, ООО «Зауральехлеб» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, поскольку оплата страховой премии по договору страхования произвело не общество, а третье лицо, заявитель не имеет права на получение субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются Федеральным законом от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 260-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона № 260-ФЗ сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой - страхование имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных, которое осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Страхователь - сельскохозяйственный товаропроизводитель, признанный таковым в соответствии с Законом № 260-ФЗ и заключивший со страховщиком договор сельскохозяйственного страхования.
Страховщик - страховая организация, осуществляющая сельскохозяйственное страхование и являющаяся членом объединения страховщиков.
Участниками сельскохозяйственного страхования являются страхователи, выгодоприобретатели, страховщики, уполномоченный орган, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, Банк России.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 260-ФЗ порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования устанавливается нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
На территории Курганской области Постановлением Правительства Курганской области от 24.02.2014 № 78 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета в 2014 году субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства (Порядок № 78).
На основании части 2 статьи 3 Закона № 260-ФЗ Порядок предоставления и распределения предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по заключенным в соответствии с настоящим Федеральным законом договорам сельскохозяйственного страхования, включая методику расчета данных субсидий, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1371 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (далее – Правила № 1371).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 260-ФЗ предусмотренные частью 2 настоящей статьи субсидии предоставляются при наличии содержащегося в порядке, указанном в части 1 настоящей статьи, условия о перечислении уполномоченным органом субъекта Российской Федерации бюджетных средств на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования, на расчетный счет страховщика в размере пятидесяти процентов начисленной страховой премии на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя.
На основании пунктов 2, 3 Порядка № 78 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Курганской области, на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства (далее - получатели субсидий).
Субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на расчетный счет страховой организации в размере 50 процентов страховой премии, начисленной по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры (зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей).
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона № 260-ФЗ оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляется на основании договоров сельскохозяйственного страхования, отвечающих, в том числе, следующему условию - договор сельскохозяйственного страхования вступил в силу и сельскохозяйственным товаропроизводителем уплачено пятьдесят процентов начисленной по этому договору страховой премии.
На основании подпункта «в» пункта 3 Правил № 1371 субсидии предоставляются при наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего, в том числе, перечень предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил документов, необходимых для получения целевых средств, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия, и сроки их рассмотрения органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не превышающие 10 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 4 Правил № 1371 перечень документов, предусматриваемый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в подпункте «в» пункта 3 настоящих Правил, включает, в том числе, справку о размере целевых средств, составленную на основании договора сельскохозяйственного страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов страховой премии (форма и сроки представления справки устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации).
Из указанных норм права следует, что субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, предоставляются сельхозтоваропроизводителю, заключившему договор сельскохозяйственного страхования со страховщиком. При этом, субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на расчетный счет страховой организации в размере 50 процентов страховой премии, начисленной по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства. Названные субсидии предоставляются при условии уплаты сельскохозяйственным товаропроизводителем пятидесяти процентов начисленной по названному договору страхования страховой премии.
Данный вывод согласуется с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 5 Порядка № 78 для получения субсидий получатели субсидий за соответствующий квартал представляют в Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области следующие документы и сведения: 1) заявление на получение субсидии по форме согласно приложению 1 к Порядку; 2) справку о размере целевых средств, составленную на основании договора сельскохозяйственного страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату получателем субсидии 50 процентов страховой премии, по формам, установленным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «Об утверждении форм справок о размере целевых средств, формы отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия, формы отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии»; 3) справку о размере субсидий по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку; 4) копию договора сельскохозяйственного страхования; 5) копию платежного документа об уплате 50 процентов страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования, заверенную получателем субсидии; 6) выписку из отчета о платежеспособности страховой организации, форма которой устанавливается Федеральной службой по финансовым рынкам, о превышении не менее чем на 30 процентов фактического размера маржи платежеспособности над нормативным размером, предоставленную получателю субсидии страховой организацией при заключении договора сельскохозяйственного страхования и заверенную ее руководителем, либо документ, содержащий информацию о перестраховании страховой организацией части риска страховой выплаты по договору сельскохозяйственного страхования, в том числе наименование страховой организации - перестраховщика, сведения о доле (размере) страховой выплаты по риску (рискам), переданному (переданным) в перестрахование, реквизиты договора (договоров) перестрахования (дата заключения, номер договора, форма перестрахования).
На основании пунктов 7, 8 Порядка № 78 предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных Законом Курганской области от 3 декабря 2013 года № 88 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субсидий, является Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области.
В силу подпункта 3 пункта 11 Порядка № 78 отказ в предоставлении субсидий производится Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области в случае, если документы и сведения, представленные получателем субсидии, не соответствуют требованиям, установленным пунктом 5 Порядка, либо представлены не в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что общество является сельхозтоваропроизводителем, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Курганской области.
18.04.2014 общество заключило со страховщиком ЗАО СК «Авангард Полис» договор страхования урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой № СХ/К45-038/14 (т.1, л.д. 12-15), по условиям которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю (выгодоприобретателю), в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь (выгодоприобретатель) обязуется уплатить страховую премию в установленном размере в установленные сроки (п. 2.1 договора). Настоящим договором осуществляется страхование рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений в результате наступления перечисленных в договоре событий (п. 3.2 договора). В соответствии с пунктом 3.4.1 договора страховая премия составляет 3 131 071 руб. 18 коп. Страховой взнос в размере 50% общей страховой премии 1 565 535 руб. 59 коп. оплачивается поручителем – ООО «Комбикормовый завод» по договору поручительства № ККЗ-пв-01/14 от 18.04.2014 (п. 3.5.1 договора). Согласно пункту 3.5.2 договора страховой взнос в размере 50% начисленной страховой премии перечисляется на расчетный счет страховщика на основании заявления сельхозтоваропроизводителя уполномоченным органом субъекта РФ за счет бюджетных средств на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования.
18.04.2014 между ОАО «Комбикормовый завод» (поручитель), ЗАО СК «Авангард Полис» (страховщик) и ООО «Зауральехлеб» (страхователь) заключен договор поручительства № ККЗ-пв-01/14 (т.1, л.д. 74-75), по условиям которого поручитель обязуется отвечать перед страховщиком за исполнение страхователем обязательств оплаты страхового взноса, предусмотренного и вытекающего из Договора страхования № СХ/К45-038/14 от 18.04.2014. Поручитель отвечает перед страховщиком за своевременную оплату страхового взноса в размере 50% общей страховой премии в размере 1 565 535 руб. 59 коп. Поручитель обязуется произвести оплату страхового взноса до 15.08.2014. Договор страхования вступает в силу при оплате сельхозтоваропроизводителем 50% начисленной по этому договору страховой премии. В случае не поступления либо несвоевременного поступления первой части страхового взноса в размере 50% договор страхования считается не вступившим в законную силу и не влечет юридических последствий. В этом случае сумма оплаченного страхового взноса подлежит возврату поручителю полностью.
30.07.2014 платежным поручением № 326 ОАО «Комбикормовый завод» перечислило страховщику ЗАО СК «Авангард Полис» сумму 1 565 535 руб. 59 коп. (т.1, л.д. 16).
Поскольку оплату 50% страховой премии по договору страхования № СХ/К45-038/14 произвело не общество, а третье лицо, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, руководствуясь частью 1 статьи 78 БК РФ, пунктом 4 статьи 4 Закона № 260-ФЗ, подпунктом «б» пункта 4 Правил № 1371, подпунктом 2 пункта 5 Порядка № 78, что общество не имеет права на получение субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства.
Поскольку общество не представило в Департамент платежное поручение или иной документ, подтверждающие уплату получателем субсидии (в данном случае – обществом) 50 процентов страховой премии (подпункты 2, 5 пункта 5 Порядка № 78), и в связи с этим не понесло никаких расходов по договору сельскохозяйственного страхования, Департамент правомерно отказал обществу в выплате субсидий на основании подпункта 3 пункта 11 Порядка № 78.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказ Департамента является законным и обоснованным. При этом, законным отказом не нарушаются права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в связи с вышеизложенным.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на определение ВАС РФ от 14.04.2008 №41406/08 несостоятельна, поскольку в указанном случае рассматривались правоотношения, регламентируемые на тот момент, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2006 №83 «Об утверждении порядке представления в 2006 субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур». В рассматриваемом случае, отношения регламентируются Федеральным законом от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы к рассмотрению обществу с ограниченной ответственностью «Зауральехлеб» в соответствии с пунктом 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, следует взыскать с него в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.09.2015 по делу № А34-1433/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Зауральехлеб» – без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Зауральехлеб» в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | Н.А. Иванова | |
Судьи: | Ю.А. Кузнецов | |
В.Ю. Костин |