НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2019 № 18АП-13918/19

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-13918/2019

г. Челябинск

22 октября 2019 года

Дело № А34-383/2019

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.07.2019 по делу № А34-383/2019.

В судебном заседании приняли участие представители:

государственного бюджетного учреждения «Кургангазсеть» - Дегтерева А.П. (доверенность от 17.08.2019),

инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану – Смирнова Ю.В. (доверенность от 25.12.2018), Хоровец С.В. (доверенность 27.12.2018).

Государственное бюджетное учреждение «Кургангазсеть» (далее – заявитель, ГБУ «Кургангазсеть», учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене решения от 28.09.2018 № 4740 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом решения УФНС России по Курганской области от 26.12.2018 № 319 (с учетом уточнения требования, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства, государственной экспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области (далее – третье лицо, Департамент).

Решением суда первой инстанции требования ГБУ «Кургангазсеть» удовлетворены, решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 28.09.2018 № 4740 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным, суд обязал налоговый орган в указанной части устранить нарушение прав и законных интересов ГБУ «Кургангазсеть».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция ссылается на необоснованное включением учреждением в состав расходов по налогу на прибыль затрат на уплату налога на имущество организации за 3 квартал 2017 года в сумме 6 704 943 рублей. Налоговый орган считает, что уплата налога на имущество организаций за 1 - 3 кварталы 2017 года должны быть произведена за счет финансирования, предусмотренного бюджетной сметой на 2017 год государственного казенного учреждения «Курганские газораспределительные сети», включение суммы авансового платежа по налогу на имущество организаций за 3 квартал 2017 года в сумме 6704943 рублей в состав расходов при исчислении налога на прибыль организаций государственного бюджетного учреждения «Кургангазсеть» за 4 квартал 2017 года неправомерно, поскольку сумма авансового платежа по налогу на имущество организаций за 3 квартал 2017 года относится к 3 кварталу 2017 года, к отчетному периоду, когда учреждение являлось казенным и представляло декларации по налогу на прибыль организаций без отражения доходной и расходной части.

В представленном отзыве налогоплательщик ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, государственное бюджетное учреждение «Кургангазсеть» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.06.2005, о чем Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1054500027658, поставлено на налоговый учёт с присвоением ИНН 4501114550.

Постановлением Правительства Курганской области от 21.08.2017 № 306 принято решение о создании в срок до 1 октября 2017 года государственного бюджетного учреждения «Кургангазсеть» путем изменения типа существующего государственного казенного учреждения «Курганские газораспределительные сети».

Соответствующие изменения в Уставе утверждены приказом Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области от 20.09.2017.

19.10.2017 сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 2174501194393.

Заявитель является плательщиком налога на прибыль и, имея на балансе основные средства, является также плательщиком налога на имущество.

Однако, как казенное учреждение, заявитель в период до 30.09.2017 в соответствии с подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 и подпунктом 48.11 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) представлял в налоговый орган налоговые декларации по налогу на прибыль за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2017 года с «нулевыми» показателями, поскольку в соответствии с указанными нормами доходы в виде средств, полученных казёнными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ) не учитываются при определении налоговой базы, также не учитываются в целях налогообложения расходы казённых учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). В свою очередь, финансирование казённого учреждения по уплату налога на имущество, как установлено судом и следует из материалов дела, осуществлено только за период 4 квартал 2016 года и 1, 2 кварталы 2017 года.

С 01.10.2017 в связи с изменением типа учреждения, у заявителя, как государственного бюджетного учреждения, доходы от коммерческой деятельности, включая доходы от реализации государственного (муниципального) имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, а также внереализационные доходы подлежат обложению налогом на прибыль в соответствии с положениями пунктов 1 статей 247, 248 Налогового кодекса Российской Федерации в общеустановленном порядке.

Как следует из материалов дела, соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг от 20.10.2017 размер субсидий государственному бюджетному учреждению «Кургангазсеть» по коду БК 13305051000310990611 составил 0 рублей.

Представитель третьего лица в суде первой инстанции пояснил, что финансирование расходов по целевой статье 1000310990 осуществлено главным распорядителем бюджетных средств на основании заявок на финансирование за период с 01.01.2017 по 30.09.2017, в том числе на уплату налога на имущества за 4 квартал 2016 года, 1 и 2 квартал 2017 года; за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 бюджетные средства заявителю не выделялись, задолженность по налогу на имущество за 3 квартал 2017 года, образовавшаяся на 01.10.2017,  погашена заявителем за счёт средств от приносящей доход деятельности в связи с отсутствием бюджетных ассигнований и финансирования из бюджета на уплату налога в 3 квартале 2017 года и в связи с изменением типа учреждения и отсутствия других источников финансового обеспечения деятельности.

23.04.2018 заявителем представлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 2017 год  и уточненная налоговая декларация, в которой отражены доходы от реализации в размере 13 356 816 рублей, расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации в размере 16 477 302 рублей, в том числе расходы на уплату налога на имущество за 3 и 4 кварталы 2017 года 13 717 920 рублей (6 704 943 рубля за 3 квартал 2017 года и 7 012 977 рублей за 4 квартал 2017 года), итого убыток 3 120 486 рублей.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточнённой налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год, по результатам которой составлен акт № 4681 от 06.08.2018 и после рассмотрения письменных возражений принято решение от 28.09.2018 № 4740 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 286 756 рублей 80 копеек, налогоплательщику также предложено уплатить налог на прибыль 716892 рубля, в том числе в бюджет субъекта Российской Федерации за 2017 год в размере 609 358 рублей, в федеральный бюджет 107534 рубля и пени за период с 29.03.2018 по 28.09.2018 в общей сумме 56700 рублей 59 копеек.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области от 26.12.2018 № 319 решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 28.09.2018 №4740 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения изменено в части пункта 3.1 решения, отменено в части штрафных санкций в сумме 143 378 рублей 40 копеек, в остальной части решение оставлено без изменения и утверждено.

Полагая, что решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 28.09.2018 №4740 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения нарушает права и законные интересы государственного бюджетного учреждения «Кургангазсеть», заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании данного ненормативного акта недействительным с учетом решения УФНС России по Курганской области № 319 от 26.12.2018.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что налогоплательщик вправе был отнести понесенные им непосредственно расходы на уплату налога на имущество за 9 месяцев и 4 квартал 2017 года, поскольку такие расходы относятся к налоговому периоду по налогу на прибыль 2017 год, непосредственно связаны с осуществлением заявителем деятельности, не финансируемой из бюджета, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, что соответствует критериям, установленным положениями статьи 252 НК РФ.  

Заслушав объяснения представителей заинтересованного лица,  исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела и законодательству о налогах и сборах.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 246 НК РФ ГБУ «Кургангазсеть» признается плательщиком налога на прибыль.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (статья 247 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлена обязанность бюджетных учреждений, финансируемых за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации, а также получающих доходы от коммерческой деятельности, вести в целях налогообложения прибыли раздельный учёт доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, и доходов и расходов от коммерческой деятельности.

Прибылью в целях главы 25 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с названной главой.

Условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, предусмотрены статьей 252 НК РФ, согласно которой для признания расходов (затрат) с целью налогообложения они должны соответствовать следующим условиям, а именно: быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса).

Датой осуществления таких расходов признается дата начисления налогов (сборов) (подпункт 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Как следует из материалов дела, заявитель после смены типа учреждения исчислил налог на прибыль за налоговый период 2017 год, включив в налоговую базу по налогу на прибыль доходы от реализации услуг по ведению строительного контроля заказчиков, подрядчиков, от сдачи имущества в аренду, всего на сумму 13356816 рублей без НДС.

При этом соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг от 20.10.2017 размер субсидий государственному бюджетному учреждению «Кургангазсеть» по коду бюджетной классификации 13305051000310990611 составил 0 рублей.

Финансирование расходов заявителя на оплату налога на имущество за 3 квартал 2017 года в сумме 6 704 943 рублей распорядителем бюджетных средств за счёт средств бюджета не производилось.

30.10.2017 заявителем за счет средств, полученных от реализации услуг по ведению строительного контроля, уплачен налог на имущество за 3 квартал 2017 г. в сумме 6 704 943 рублей, что послужило основанием для учета указанных расходов при налогообложении прибыли за 2017 г.

Поскольку  прямые налоги, к которым относится налог на имущество, влекут уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, а указанные расходы заявителя относятся к налоговому периоду по налогу на прибыль 2017 года и имеют непосредственную связь с  осуществлением заявителем деятельности, направленной на получение дохода, то заявитель правомерно учел расходы по уплате налога на имущество за 3 квартал 2017 г. при налогообложении прибыли за 2017 г.

Ссылка налогового органа на письмо Министерства финансов России от 22.12.2011 № 02-06-07/5236 не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку содержит методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета при изменении типа учреждения и не относится к разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

В порядке части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 31.07.2019 по делу № А34-383/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                      Е.В. Бояршинова

Судьи                                                                                    П.Н. Киреев

                                                                                               А.П. Скобелкин