ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-10476/2016
г. Челябинск | |
21 сентября 2016 года | Дело № А07-27190/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2016 года .
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2016 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А, Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2016 по делу № А07-27190/2015 (судья Сафиуллина Р.Н.),
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан – Яхин Ринат Фаттахович (удостоверение УР№ 828580, доверенность №15-16/24 от 15.01.2016).
Акционерное общество «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика» (далее – заявитель, ОА «УАП «Гидравлика», налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан (далее – заинтересованное лицо 1, МИФНС №40 по РБ, инспекция, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан (далее – заинтересованное лицо 2, УФНС по РБ, Управление) о признании недействительными решения №33886 от 13.07.2015 и решения №293/17 от 19.10.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2016 (резолютивная часть решения объявлена 16.06.2016) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение МИФНС №40 по РБ №33886 от 13.07.2015 в редакции решения УФНС по РБ №293/17 от 19.10.2015 в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 79 632 руб., а также соответствующих пеней и штрафов.
В части требований о признании недействительным решения УФНС по РБ №293/17 от 19.10.2015 производство по делу прекращено.
Заявитель не согласился с мотивировочной частью решения, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просил изменить мотивировочную часть решения.
Податель жалобы оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что в целях определения налоговой базы по земельному налогу налогоплательщик вправе применить кадастровую стоимость, установленную решением суда, с даты вступления его в законную силу.
По мнению общества, кадастровая стоимость, установленная решением суда по делу №А07-7505/2014 (7 508 000 руб.), подлежит применению с 01.01.2011, поскольку согласно данному решению кадастровая стоимость определена по состоянию на эту дату (01.01.2011).
Дата вступления решения суда в законную силу, по мнению налогоплательщика, не может рассматриваться как дата определения новой кадастровой стоимости.
Общество считает, что правильно произвело расчет налоговой базы по земельному налогу за 2014 год исходя из кадастровой стоимости участка, которая была установлена решением суда по делу №А07-7505/2014 (7 508 000 руб.).
До начала судебного заседания МИФНС №40 по РБ представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонила доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представители заявители и УФНС по РБ не явились.
С учетом мнения представителя МИФНС №40 по РБ в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя и УФНС по РБ.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, составлен акт проверки от 19.05.2015 N 78053 и принято решение от 13.07.2015 N 33886 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в сумме 15 926,40 руб. за неполную уплату земельного налога за 2014 год, ему предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2014 год в сумме 79 632 руб. и пени – 3547,61 руб. Основанием для принятия решения послужил вывод инспекции о необоснованном занижении налоговой базы по земельному налогу за 2014 год в результате применения неверной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:010371:55 в размере его рыночной стоимости 7508000 руб., установленной решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-7505/2014. По мнению налогового органа, для исчисления сумм земельного налога за 2014 год следует применять кадастровую стоимость в размере 18 125 511,3 руб., указанную в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2012. Установленная решением суда кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр, то есть с 01.01.2015.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 19.10.2015 N 293/17 решение инспекции отменено в части начисления земельного налога в сумме 39 823 руб., пени – 1 774,12 руб., штрафных санкций – 7 964,60 руб. В неотмененной части решение от 13.07.2015 N 33886 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" утверждено с вступлением в силу с 19.10.2015.
В принятом решении Управление указывает на то, что расчет земельного налога за 2014 г. должен исчисляться с 01.01.2014 по 15.09.2014 исходя из кадастровой стоимости в размере 18 125 511 руб., а с момента внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - 16.09.2014, исходя из установленной вступившим в законную силу решением суда кадастровой стоимости в размере 7508000 руб. В связи с этим, сумма налога к начислению, а также соответствующие пени и штрафы были уменьшены.
Не согласившись с вынесенными решениями инспекции и управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-7505/2014 подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога за период с момента вступления решения в законную силу.
Суд признал неправомерным доначисление налога, пени и штрафа в виду того, что земельный налог был уплачен по первоначальной декларации за 2014 год.
Производство по делу в части требований о признании недействительным решения УФНС по РБ №293/17 от 19.10.2015 прекращено, указанный вывод в заявителем не обжалуется.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу определен ст. 396 НК РФ: при этом сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п. 1, 2 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей установленных законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316).
Согласно п. 9-10 указанных Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В соответствии с подпунктом 11 п. 2. ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости включаются в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Исходя из данных норм, при расчете размера земельного налога за налоговый период подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которая зафиксирована в государственном земельном кадастре.
Действительно, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом, как разъяснено Определением Конституционного суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-0-0, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем, с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установленная решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-7505/2014 от 05.06.2014, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога за налоговые периоды, предшествующие установлению рыночной стоимости участка.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №913/11, и в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В силу абз. 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
При этом указанные положения абз. 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату (статья 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ).
В рассматриваемом случае решение суда принято до 22.07.2014 (05.06.2014). Следовательно, в целях определения налоговой базы по земельному налогу налогоплательщик вправе применять кадастровую стоимость, установленную решением суда, с даты вступления его в законную силу - 07.07.2014.
Инспекция на основании определения суда первой инстанции представила расчет земельного налога за 2014 год по АО "УАП "ГИДРАВЛИКА" в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010371:55:
- исходя из кадастровой стоимости согласно постановлению Правительства РБ от 30.12.2011 № 521 (18 125 511,3 руб.*(1*6/12)*1,5% = 135941 руб. (где 6/12 – коэффициент владения земельным участком до вступления в силу решения Арбитражного суда РБ (07.07.2014).
- исходя из кадастровой стоимости согласно решению Арбитражного суда РБ от 05.06.2014 № А07-7505/2014 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере её рыночной цены: 7508000 рублей*(1*6/12)*1,5% = 56 310 руб. (где 6/12 – коэффициент владения земельным участком после вступления в силу решения Арбитражного суда РБ).
Указанный расчет судом проверен, признан верным.
Таким образом, земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 02:55:010371:55 за 2014г. составляет 192 251 руб. (135 941 + 56 310 = 192 251 руб.).
Указанная сумма была определена обществом в первичной налоговой декларации и уплачена.
Следовательно, доначисление земельного налога за 2014 год в сумме 39823 руб., пени – 1 774,12 руб., штрафных санкций – 7 964,60 руб., произведено ответчиком без законных оснований.
При этом довод подателя жалобы о неправомерности выводов суда первой инстанции отклоняется, как основанный на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату (в данном случае в решении Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-7505/2014 отмечено, что кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2011) не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки, то есть дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (п. 8 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256).
Таким образом, оснований для изменения мотивировочной части оспариваемого решения коллегия судей не усматривает.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При обращении с апелляционной жалобой обществом «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика» по платежному поручению №2736 от 06.06.2016 уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Между тем, в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче юридическим лицом апелляционной жалобы на судебные акты, вынесенные по делам, в рамках которых рассмотрены заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконными, государственная пошлина составляет 1500 рублей.
При указанных обстоятельствах, излишне уплаченная обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2016 по делу № А07-27190/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика» – без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика» из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., излишне уплаченную платежным поручением №2736 от 06.06.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья В.Ю. Костин
Судьи А.А. Арямов
Н.Г. Плаксина