ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-7695/2021
г. Челябинск | |
12 июля 2021 года | Дело № А47-16866/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2021г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.04.2021 по делу №А47-16866/2020.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.12.2020 принято заявление ФИО1 (далее – ФИО1, должник) о признании ее несостоятельным (банкротом) в связи с наличием просроченной задолженности в размере 1034518 руб. 82 коп.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2021 (резолютивная часть решения объявлена 11.02.2021) ФИО1 признана несостоятельным (банкротом), открыта процедура реализации имущества сроком на 6 месяцев, финансовым управляющим утвержден ФИО2 (далее – финансовый управляющий ФИО2).
Сообщение финансового управляющего о введении процедуры реализации имущества должника опубликовано в газете «Коммерсантъ» №13 от 20.02.2021.
20.02.2021 уполномоченный орган – Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга (далее – уполномоченный орган, ФНС России) обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника требования в сумме 1641 руб. 40 коп., в том числе: 16 руб. – недоимка по налогу на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, и 04 руб. 07 коп. – пени по этому налогу; 1237 руб. – недоимка по земельному налогу физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, и 315 руб. 30 коп. – пени по этому налогу; 55 руб. – недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселений, и 14 руб. 03 коп. – пени по этому налогу.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.04.2021 (резолютивная часть определения объявлена 19.04.2021) в удовлетворении требований уполномоченного органа отказано.
Не согласившись с этим судебным актом, ФНС России обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе уполномоченный орган просит определение суда первой инстанции отменить, а заявленные требования удовлетворить. Оспаривает вывод суда первой инстанции о пропуске уполномоченным органом срока на обращение в суд с рассматриваемым требованием. Обращает внимание на то, что в силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в случае, если сумма налога по итогам налогового периода составила менее 100 руб., эта сумма добавляется к сумме налога по итогам следующего налогового периода. Как указывает податель жалобы, 30 2014 год ФИО1 начислен налог на имущество в размере 71 руб., в связи с чем уведомление о его начисление не направлялось. За 2016 год ФИО1 начислен земельный налог по объекту, расположенному по адресу: ул. Орджоникидзе, 111, в размере 1237 руб., в связи с чем должнику направлено налоговое уведомление о начислении этого налога и налога на имущество за 2014 год, со сроком уплаты – 01.12.2017, а также направлены требования об уплате налогов от 07.12.2018 №1370 на сумму 12750,02 руб. со сроком уплаты – 20.03.2018 и от 22.06.2018 №8733 на сумму 57,79 руб. со сроком уплаты – 31.07.2018. В этой связи, по мнению подателя жалобы, установленный законом шестимесячный срок на обращение в суд с рассматриваемым заявлением, исчисляемый с момента истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, на момент обращения в суд не истек, то есть меры по взысканию задолженности приняты уполномоченным органом своевременно.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия, по имеющимся документам.
Оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы и исследовав представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалованное определение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.12.2020 возбуждено дело о банкротстве ФИО1, решением от 17.02.2021 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура реализации имущества.
20.02.2021 уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника требования в общей сумме 1641 руб. 40 коп., в том числе: 1308 руб. – недоимка (по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу; 333 руб. 40 коп. – пени.
В подтверждение заявленных требований инспекция представила в материалы дела: 1) расчет задолженности (л.д.5); 2) налоговое уведомление от 06.08.2017 №30109385 об уплате в срок до 01.12.2017 земельного налога за 2014 год по объекту, расположенному по адресу: <...>, в сумме 55 руб. и за 2016 год по объекту, расположенному по адресу: <...> – в сумме 1237 руб., налога на имущество за 2016 год по объекту – жилой дом по адресу: <...> – в сумме 16 руб. (л.д.4); 3) требование №1370 по состоянию на 07.02.2018, об уплате в срок до 20.03.2018 налога на имущество в размере 16 руб., земельного налога в размере 1237 руб., пени по налогу на имущество в размере 0 руб. 28 коп. и пени по земельному налогу в размере 21 руб., 74 коп. (л.д.6 оборот); 4) требование №8733 по состоянию на 22.06.2018 об уплате в срок до 31.07.2018 земельного налога в сумме 55 руб. и пени в сумме 2 руб. 79 коп. (л.д.6).
Рассмотрев требования уполномоченного органа, суд первой инстанции признал их необоснованными, указав на пропуск срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив обоснованность определения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон №127-ФЗ), реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель (пункт 1). Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено этим пунктом (пункт 6). В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов (пункт 7).
В силу пункта 1 статьи 213.1 Закона №127-ФЗ отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой Х этого Закона, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI этого Федерального закона.
Частью 1 статьи 142 Главы VII Закона №127-ФЗ предусмотрено, что установление требований кредиторов на стадии конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 этого Закона.
В силу статьи 100 Закона №127-ФЗ кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов (пункт 1). По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов (пункт 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 на Федеральную налоговую службу возложено исполнение функций уполномоченного органа, представляющего в делах о банкротстве требования об уплате обязательных платежей.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона №127-ФЗ проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором – с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Как следует из разъяснений, изложенных в пунктах 10 и 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам. В обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок). Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона №127-ФЗ влечет признание данных требований необоснованными. Следует также учитывать, что в силу пункта 2 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 126 Закона №127-ФЗ со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном НК РФ. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
В настоящем случае уполномоченным органом предъявлены требования к должнику о включении в реестр требований кредиторов задолженности в сумме 1641 руб. 40 коп., в том числе: 16 руб. – недоимка по налогу на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2014 год и 04 руб. 07 коп. – пени по этому налогу; 1237 руб. – недоимка по земельному налогу физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2016 год и 315 руб. 30 коп. – пени по этому налогу; 55 руб. – недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселений, за 2014 год и 14 руб. 03 коп. – пени по этому налогу.
Обоснованность начисления этих обязательных платежей участвующими в деле лицами не оспаривается.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции финансовым управляющим заявлено о пропуске уполномоченным органом срока для обращения в суд с рассматриваемым требованием.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу абзаца 3 части 1 статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 НК РФ, налоговым периодом по оплате земельного налога признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 409 НК РФ, налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 405 НК РФ налоговым периодом по оплате налога на имущество физических лиц признается календарный год.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления.
Пунктом 1 статьи 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (пункт 1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 руб. 00 коп., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (пункт 2).
В настоящем случае, исходя из установленного законом срока оплату налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2014 год, указанных в самом раннем требовании – 01.12.2015, а также установленного срока направления требования (три месяца), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что шестимесячный срок, исчисляемый со дня истечения трехлетнего срока для обращения в суд о взыскании задолженности по такому самому раннему требованию, не превысившему 10000 руб., истек 02.09.2019, то есть обращение уполномоченного в суд с рассматриваемым требованием 20.02.2021 состоялось за пределами такого срока.
Однако, судом первой инстанции не приняты во внимание положения статьи 52 НК РФ, в соответствии с которыми, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в том числе и в рассматриваемом случае), обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 2). В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (пункт 3).
Основной долг по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2014 год (со сроком уплаты – 01.12.2015) составил 16 и 55 руб. соответственно, а пени по этим налогам – 4 руб. 07 коп. и 14 руб. 03 коп. соответственно, то есть, общая сумма не превысила 100 руб., в связи с чем, в соответствии с пунктом 3 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление не направлялось.
Превышение указанного размера недоимки должника имело место лишь 01.12.2017 (дата образования дополнительной недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 1237 руб.), в связи с чем налоговым органом в адрес должника выставлено налоговое уведомление от 06.08.2017 №30109385 о наличии задолженности по уплате спорных сумм земельного налога за 2014 и за 2016 год, а также налога на имущество за 2014 год и соответствующих сумм пеней.
В установленный пунктом 1 статьи 70 НК РФ срок (не позднее одного года со дня выявления недоимки) налоговым органом в адрес должника направлены требования об уплате указанных обязательных платежей от 07.02.2018 №1370 со сроком уплаты – до 20.03.2018 и от 22.06.2018 №8733 со сроком уплаты – до 31.07.2018.
В этой связи установленный законом трехлетний срок на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей, исчисляемый со дня исполнения самого раннего требования истекал 22.03.2021. Процедура финансового оздоровления введена в отношении должника 11.02.2021, с рассматриваемым требованием уполномоченный орган обратился в суд 20.02.2021, то есть с соблюдением установленного законом срока.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции принимается довод подателя апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда первой инстанции об обращении уполномоченным органом в суд с рассматриваемым требованием за пределами установленного законом срока.
Иных возражений в отношении требования уполномоченного органа должником и финансовым управляющим не заявлялось, правомерность доначисления должнику спорных обязательных платежей в связи с наличием у него соответствующих имущества и земельных участков не оспаривалась.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении требований уполномоченного органа у суда не имелось.
В этой связи суд апелляционной инстанции полагает обжалованное определение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании пунктов 3 и 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требование ФНС России о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в сумме 1641 руб. 40 коп. – подлежащим удовлетворению.
В силу пункта 3 статьи 137 Закона №127-ФЗ задолженность по недоимке, пеням и штрафам включается в реестр требований кредиторов третьей очереди, при этом задолженность по пени и штрафам подлежит учету в реестре отдельно в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворению после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.04.2021 по делу №А47-16866/2020 отменить.
Признать требования уполномоченного органа – Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга к ФИО1 в размере 1641 руб. 40 коп. обоснованными.
Включить в реестр требований кредиторов ФИО1 требование уполномоченного органа – Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга: на сумму недоимки по обязательным платежам в размере 1308 руб. – в третью очередь; на сумму пени в размере 333 руб. 40 коп. – в третью очередь с отдельным учетом.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: Н.Г. Плаксина
Е.В. Бояршинова