НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 № 18АП-13103/19

  ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-13103/2019

г. Челябинск

14 октября 2019 года

Дело № А07-36163/2018

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тимохина О.Б.,

судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания населения «Добрые сердца» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2019 по делу № А07-36163/2018 .

         В судебном заседании приняли участие представители:

         Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - Гирфанова А.И. (доверенность №06-225 от 22.04.2019, служебное удостоверение);

         автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания населения «Добрые сердца» - Хасаншин И.Ф. (доверенность от 10.01.2018, паспорт, диплом).

         Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания населения «Добрые сердца» (далее - ответчик, АНО ЦСОН «Добрые сердца», организация) о взыскании субсидии в размере 3 677 018 руб. 18 коп.

         АНО ЦСОН «Добрые сердца» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с встречным заявлением к министерству о взыскании субсидии в размере 3 370 166 руб. 70 коп.

         Решением суда от 09.08.2019 (резолютивная часть объявлена 08.07.2019) первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.

         С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе организация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, в удовлетворении первоначальных исковых требований отказать, встречные исковые требования удовлетворить.

         В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела; нарушение судом норм материального и процессуального права. Апеллянт полагает, что получателем социальной услуги гражданин становится каждый раз при заключении договора об оказании социальной услуги, что является основанием для получения на указанного получателя из бюджета средств субсидии.

         Отзыв на жалобу не поступил.

         Министерством представлены письменные возражения на жалобу.

         В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и возражений на нее соответственно. Пояснили, что спор фактически сводиться к расчету субсидий по количеству договоров или по количеству субъектов, получающих субсидии.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, министерство постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.08.2014 №402 определено уполномоченным органом по предоставлению субсидий за счет средств бюджета Республики Башкортостан некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим государственную услугу «Предоставление социального обслуживания на дому, включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг» (далее - государственная услуга).

В соответствии с Порядком предоставления субсидий за счет средств бюджета Республики Башкортостан некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим государственную услугу, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.08.2014 №402, на основании протокола конкурсной комиссии по предоставлению субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим услуги в сфере социального обслуживания на дому, от 18.06.2015 №1 между министерством и организацией заключен договор на предоставление субсидии за счет средств бюджета Республики Башкортостан от 25.06.2015 №245/28 на сумму 3 132 275 руб. для оказания услуги «Социальное обслуживание на дому» 474 получателям социальных услуг.

На основании протокола конкурсной комиссии по предоставлению субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим услуги в сфере социального обслуживания на дому, от 17.12.2015 №2 между министерством и организацией заключен договор на предоставление субсидии за счет средств бюджета Республики Башкортостан от 31.12.2015 №1879/28 на сумму 6 155 468 руб. для оказания услуги «Социальное обслуживание на дому» 440 получателям социальных услуг.

На основании протокола конкурсной комиссии по предоставлению субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим услуги в сфере социального обслуживания на дому, от 23.12.2016 №1 между министерством и организацией заключен договор на предоставление субсидии за счет средств бюджета Республики Башкортостан от 30.12.2016 №357/28 на сумму 6 063 203 руб. для оказания услуги «Социальное обслуживание на дому» 440 получателям социальных услуг.

На основании Указа Главы Республики Башкортостан от 29.08.2017 №УГ-139 «О Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан» Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан переименовано в Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Проведенной министерством плановой проверкой соблюдения целевого использования субсидий АНО ЦСОН «Добрые сердца» за период деятельности с 01.06.2015 по 31.12.2017 установлено, что в нарушение условий, предусмотренных п. 1.1, абз. 5 п. 3.4 договора от 25.06.2015 №245/28, п. 1.1, абз. 5 п. 3.4 договора от 31.12.2015 №1879/28, п. 1.1, абз. 7 п. 3.5 договора от 30.12.2016 №357/28, АНО ЦСОН «Добрые сердца» необоснованно получены субсидии за счет средств бюджета Республики Башкортостан на общую сумму 3 677 018,18 руб. (в 2015 году по договору от 25.06.2015 №245/28 - 1 017 658,18 руб., в 2016 году по договору от 31.12.2015 №1879/28 - 1 460 680 руб., в 2017 году по договору от 30.12.2016 №357/28 - 1 198 680 руб.), которые подлежат возврату в бюджет Республики Башкортостан.

АНО ЦСОН «Добрые сердца» нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии, в части принятых обязательств по количеству обслуженных получателей социальных услуг, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении АНО ЦСОН «Добрые сердца» обязательств по договорам о предоставлении субсидий за счет средств бюджета Республики Башкортостан некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, оказывающим услугу «Социальное обслуживание на дому» от 25.06.2015 №245/28, от 31.12.2015 №1879/28, от 30.12.2016 №357/28.

В нарушение п. 2.2.5 договоров о предоставлении субсидий от 25.06.2015 №245/28, от 31.12.2015 №1879/28, от 30.12.2016 №357/28 АНО ЦСОН «Добрые сердца» в министерство предоставлялись искаженные отчетные данные о составе и количестве состоящих на обслуживании получателей социальных услуг на дому в рамках договоров.

Установлено, что в течение года неоднократно перезаключались договоры с одними и теми же получателями социальных услуг и в отчетах, представляемых в министерство, отражались данные не о количестве обслуживаемых получателей социальных услуг, а о количестве заключенных с ними договоров.

Так, согласно отчету о составе и количестве граждан за 2015 год обслужено 477 получателей социальных услуг, фактическим подсчетом установлено 320 получателей социальных услуг; согласно отчету за 2016 год обслужено 455 получателей социальных услуг, фактическим подсчетом установлено 334 получателей социальных услуг; согласно отчету за 2017 год обслужено 445 получателей социальных услуг, фактическим подсчетом установлено 353.

В 2015 году выявлено 150 получателей социальных услуг, с которыми заключены 157 повторные договора с последующим включением этих договоров в отчет о составе и количестве обслуженных граждан, из них с 7 получателями социальных услуг договоры перезаключались дважды. В 2016 году - со 107 получателями социальных услуг заключены повторные договора в количестве 121 единицы, из них с 10 получателями социальных услуг договоры перезаключались дважды, с двумя трижды. По аналогии в 2017 году заключены повторные договоры в количестве 92 штук с 67 получателями социальных услуг, из них в течение года с 3 получателями социальных услуг перезаключались 4 раза, с 4 получателями социальных услуг - 3 раза, с 8 получателями социальных услуг - 2 раза.

Следует отметить, что в 4 квартале перезаключены 78 договоров или 86% (октябрь 2017 год - 10, ноябрь 2017 года - 49, декабрь 2017 года - 19).

С получателем социальных услуг Нуриевой И.М. договора предоставления социальных услуг на дому в течение 2017 года перезаключались 4 раза (срок действия договоров: с 02.10.2017 по 31.12.2017, с 07.11.2017 по 31.12.2017, с 20.11.2017 по 31.12.2017, с 24.11.2017 по 31.12.2017).

Таким образом, в 2015-2017 годах на одних и тех же получателей социальных услуг годовой объем субсидий получен дважды и более раз.

Письмом Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 15.05.2018 №12-108 в адрес АНО ЦСОН «Добрые сердца» направлено уведомление с требованием обеспечить восстановление в доход бюджета Республики Башкортостан средств субсидий в сумме 3 677 018 руб. 18 коп., полученных с нарушением условий их предоставления, в срок до 15.06.2018.

Поскольку сумма субсидий АНО ЦСОН «Добрые сердца» возвращена не была, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

АНО ЦСОН «Добрые сердца» полагая, что им приняты завышенные обязательства по количеству получателей социальных услуг в 2015 году, обратился с встречным исковым заявлением о взыскании с Министерства субсидии в размере 3 370 166 руб. 70 коп.

Удовлетворяя первоначальные исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности. Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из их неправомерности.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Согласно п. 1, 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Подпунктом 3 п. 3 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Министерством представлены материалы проверки, в том числе копии заявлений о предоставлении социальных услуг и копии договоров о предоставлении социальных услуг (т. 3, л.д. 6-153; т. 4, л.д. 1-167), а также сводные таблицы анализа договоров за 2015, 2016, 2017 годы с указанием получателей социальных услуг, договоров, заключенных с получателями и количество договоров в год (в том числе повторно заключенных) (т. 2, л.д. 7-29).

АНО ЦСОН «Добрые сердца» в материалы дела представлены копии договоров, заключенных с получателями социальных услуг в 2015, 2016, 2017 годах (т.  5-19; т. 20 л.д. 1-125).

Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, ответчиком выполнено условия о предоставлении субсидии, установленные Положением, сторонами заключены вышеуказанные договоры.

Как верно установлено арбитражным судом первой инстанции, в 2015 году со 150 получателями социальных услуг заключены 157 повторных договоров с последующим включением этих договоров в отчет о составе и количестве обслуженных граждан, из них с 7 получателями социальных услуг договоры перезаключались дважды.

В 2016 году - со 107 получателями социальных услуг заключены повторные договора в количестве 121 единицы, из них с 10 получателями социальных услуг договоры перезаключались дважды, с двумя трижды.

В 2017 году заключены повторные договоры в количестве 92 штук с 67 получателями социальных услуг, из них в течение года с 3 получателями социальных услуг перезаключались 4 раза, с 4 получателями социальных услуг - 3 раза, с 8 получателями социальных услуг - 2 раза.

Приведен пример, когда получателем социальных услуг Нуриевой И.М. договоры предоставления социальных услуг на дому в течение 2017 года перезаключались 4 раза (срок действия договоров: с 02.10.2017 по 31.12.2017, с 07.11.2017 по 31.12.2017, с 20.11.2017 по 31.12.2017, с 24.11.2017 по 31.12.2017).

В обоснование своей правовой позиции организация указывает, что получателем социальной услуги гражданин становится каждый раз при заключении договора об оказании социальной услуги, что является основанием для получения на указанного получателя из бюджета средств субсидии.

В соответствии с п. 2 спецификаций к договорам №245/28 от 25.06.2015, №1879/28 от 31.12.2015, №357/28 от 30.12.2016 указаны наименование муниципального образования Республики Башкортостан, количество получателей социальных услуг, объем субсидии.

В силу п. 4 спецификаций получателем социальных услуг является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.

Из пояснений министерства следует, что субсидия выделяется на получателя субсидии - гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги на один календарный год. В том случае, если социальная услуга получателю субсидии по какой-либо причине (в том числе в случае прекращения социального обслуживания по причине письменного заявления получателя субсидии) в течение года более не оказывается, денежные средства за период календарного года, в течение которого социальная услуга не оказывалась, возврату не подлежат.

Следовательно, в результате заключения с одним и тем же лицом в течение одного календарного года двух и более договоров, АНО ЦСОН «Добрые сердца» в 2015-2017 годах на одних и тех же получателей социальных услуг годовой объем субсидий получен дважды и более раз.

В силу п. 3.1 ст. 78 БК РФ нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, является основанием для возврата юридическими лицами субсидий в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам.

Расчет подлежащей возврату субсидии проверен, признан верным.

В силу изложенного, арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования министерства к АНО ЦСОН «Добрые сердца» о взыскании субсидии в размере 3 677 018 руб. 18 коп.

В удовлетворении встречного искового заявления о взыскании с министерства субсидии в размере 3 370 166 руб. 70 коп. также правомерно отказано, поскольку согласно п. 2.2.9 договора о предоставлении субсидии получатель обязан оказать социальные услуги, входящие в перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Башкортостан (утвержден законом Республики Башкортостан от 28.11.2014 №155-з «О социальном обслуживании граждан в Республике Башкортостан»), в объемах, предусмотренных стандартами социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому (утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.02.2015 №43 «О порядке предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщиками социальных услуг»), получателям социальных услуг за счет собственных средств, в случае, если количество получателей социальных услуг превышает количество, установленное в п. 2 спецификации к настоящему договору.

Иными словами, поскольку в 2015 году социальные услуги оказаны большему количеству получателей социальной услуги, чем указано в п. 2 спецификации, исходя из условий договора о предоставлении субсидии №245/28 от 25.06.2015 (п. 2.2.9 договора), АНО ЦСОН «Добрые сердца» обязано оказать социальные услуги за счет собственных средств.

Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанций установлены, исследованы, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.

Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя соответственно.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2019 по делу №А07-36163/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания населения «Добрые сердца» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

О.Б. Тимохин

Судьи:

Г.Н. Богдановская

М.И. Карпачева