ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№18АП-11990/2013
г. Челябинск
09 декабря 2013г.
Дело №А34-4056/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2013.
Постановление в полно объеме изготовлено 09.12.2013.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Баканова В.В., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шадринский пивзавод» на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.09.2013 по делу №А34-4056/2013 (судья Губанова Е.И.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Шадринский пивзавод» – ФИО1 (генеральный директор, в соответствии с приказом от 10.01.2013 №18), ФИО2 (доверенность от 02.12.2013);
Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области – ФИО3 (доверенность от 10.01.2013 №1).
Общество с ограниченной ответственностью «Шадринский пивзавод» (далее – заявитель, общество, ООО «Шадринский пивзавод») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения от 05.07.2013 №10/4040 об отказе в предоставлении субсидии, а также об обязании предоставить заявителю субсидию на возмещение части затрат в связи с производством и реализацией алкогольной продукции в размере 24080230 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19.09.2013 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, а заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что он обратился в Департамент 03.07.2013 с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на производство и реализацию алкогольной продукции за май 2013 года и на момент такого обращения он соответствовал предъявляемым требованиям и имел право на получение субсидии. По мнению заявителя, судом неправильно применены не действовавшие в указанный период времени редакции п.1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п.1 ст8 Закона Курганской области от 05.12.2012 №67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – Закон Курганской области №67). Считает, что до внесения изменений в указанные нормы в мае и июне 2013 года было предусмотрено право на получение субсидий, для выплаты которых в областном бюджете были предусмотрены соответствующие средства. Изменения вступили в силу в июле и августе 2013 года и измененные нормы обратной силы не имеют. По мнению подателя апелляционной жалобы, руководствуясь действовавшими нормами суду следовало удовлетворить требования заявителя. Также обращает внимание на то, что сводная роспись не подлежала применению, как не соответствовавшая Закону Курганской области №67 в части выделения в бюджете соответствующих средств. Полагает, что поскольку в оспоренном решении Департамент не ссылался на непредставление заявителем декларации об объеме производства и оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а потому при проверке законности этого ненормативного акта суд не должен был оценивать этот обстоятельство. Уведомление Департамента от 04.07.2013, в котором имеется ссылка на это обстоятельство, заявителем не оспаривалось. Кроме того, указывает на отсутствие в п.6, пп.6 п.5 Порядка предоставления в 2013 году субсидий из областного бюджета на возмещение организациям, производящим алкогольную продукцию, части затрат в связи с производством и реализацией алкогольной продукции, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 12.03.2013 №94 (далее – Порядок №94), требований о необходимости наличия на декларациях соответствующей отметки Росалкогольрегулирования. Как указывает общество, документы представлялись им в электронном виде, в связи с чем отметки Росалкогольрегулирования на них быть не могла, так как она проставляется только на бумажных носителях.
Представители ООО «Шадринский пивзавод» в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованное решение не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Шадринский пивзавод» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.10.2002, имеет основной государственный регистрационный номер 1024501948316 и на основании лицензии от 17.07.2012 №А643834 осуществляет деятельность по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной продукции.
Заявлением от 03.07.2013 общество просило Департамент предоставить предусмотренные Порядком №94 субсидии на возмещение части затрат, приложив к заявлению следующие документы: справку-расчет за май 2013; копию свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации; выписку из ЕГРЮЛ; извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете); налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий от 26.06.2013; копию платежного поручения от 25.06.2013 №138 о платеже акциза за май 2013 в сумме 75244000 руб.; копию платежного поручения от 26.06.2013 №433 о платеже акциза за май в сумме 877024; справку о начислении суммы акцизов на отгруженную алкогольную продукцию за май 2013; справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам; справку №170/134 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов; справку № 187/144 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов по состоянию на 15.06.2013; справку об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате; копию лицензии №А643834; копию декларации об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции от 02.07.2013 с сопроводительным письмом; статистическую отчетность «Форма №1-алкоголь» за январь, февраль, март, апрель, май 2013.
В ответ на указанное заявление уведомлением от 04.07.2013 №10/4002 Департамент сообщил обществу о том, что представленные им документы не соответствуют требованиям, утвержденным постановлением Порядком №94, а именно: справка-расчет не соответствует утвержденной форме, с учетом внесенных изменений постановлением Правительства Курганской области от 10.06.2013 №258 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 12.03.2013 №94 «Об утверждении порядка предоставления в 2013 году субсидий из областного бюджета на возмещение организациям, производящим алкогольную продукцию, части затрат в связи с производством и реализацией алкогольной продукции»; справка о начислении суммы акцизов не соответствует данным статистической отчетности; в справку о начислении суммы акцизов и в справку-расчет включена продукция крепостью менее 38% в количестве 13690 декалитров, на сумму акцизов 870300 руб.; налоговую декларацию за май 2013 необходимо заверить получателем субсидии и должна быть отметка налогового органа; копии платежных поручений не заверены банком либо получателем субсидии; отсутствует декларация об объеме производства и оборота алкогольной продукции за 2 квартал 2013; справки об отсутствии задолженности по налогам и обязательным платежам необходимо представить по состоянию на 1 июля текущего года. Этим же уведомлением заявитель поставлен в известность о том, что в соответствии с внесенными изменениями и показателями сводной росписи, представленной Финансовым управлением Курганской области, субсидии организациям, производящим алкогольную продукцию, части затрат в связи с производством и реализацией алкогольной продукции, не предусмотрены. В этой связи приложенные к заявлению документы возвращены заявителю.
Заявлением от 04.07.2013 заявитель вновь просил Департамент предоставить субсидии на возмещение части затрат в соответствии с постановлением Порядком №94.
Уведомлением от 05.07.2013 №10/4040 Департамент поставил заявителя в известность о том, что в соответствии с принятием Закона Курганской области от 28.06.2013 №47 «О внесении изменений в Закон Курганской области «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и показателями сводной росписи, представленной Финансовым управлением Курганской области, субсидии организациям, производящим алкогольную продукцию, на возмещение части затрат в связи с производством и реализацией алкогольной продукции, не предусмотрены.
Полагая указанный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о недоказанности совокупности обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспоренного решения Департамента.
Вывод суда первой инстанции является обоснованным.
Порядок оспаривания ненормативных актов, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия регламентирован положениями главы 24 АПК РФ.
Частью 1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя. При этом, в силу ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений и действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возложена на принявший их орган.
Предметом рассмотрения по настоящему спору является решение Департамента, изложенное в уведомлении от 05.07.2013 №10/4040 об отказе в выдаче субсидии по заявлению ООО «Шадринский пивзавод» от 04.07.2013. Как указывает податель апелляционной жалобы, уведомление Департамента от 04.07.2013, ранее направлявшееся в адрес общества в связи с его обращением от 03.07.2013, заявителем по настоящему делу не оспаривается. В этой связи при рассмотрении настоящего спора правовой оценке подлежит вопрос о наличии у ООО «Шадринский пивзавод» права на получение субсидии на момент его обращения в Департамент с заявлением от 04.07.2013. Изложенный в апелляционной жалобе довод о необходимости оценки этого обстоятельства применительно к дате обращения общества в Департамент с заявлением от 03.07.2013 подлежит отклонению.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям (ст.69 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 78 этого же Кодекса, в редакции, действовавшей до 03.07.2013, было предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Положениями пп.11 п.1 ст.8 Закона Курганской области №67, в редакции, действовавшей до 09.07.2013, было предусмотрено, что в 2013 году за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в следующих сферах, в том числе: производство алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 38 процентов.
Субсидии из областного бюджета на возмещение организациям, производящим алкогольную продукцию, части затрат в связи с производством и реализацией алкогольной продукции предоставлялись в соответствии с Порядком №94.
В силу указанного Порядка субсидии предоставлялись организациям, производящим алкогольную продукцию на территории Курганской области в объеме не менее 40 тыс. декалитров в месяц, в целях возмещения части производственных затрат (п.2). Предоставление субсидий производилось Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области ежемесячно за произведенную в 2013 году на территории Курганской области и реализованную алкогольную продукцию, за исключением продукции, операции с которой освобождены от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы Российской Федерации в соответствии со статьей 184 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 80 процентов от суммы уплаченных в областной бюджет акцизов (пункт 3). Для получения субсидии получатель субсидии представлял в Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области следующие документы: 1) заявление на получение субсидии (представляется один раз); 2) справку-расчет для получения субсидии по форме согласно приложению к этому Порядку; 3) копию свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, заверенную налоговым органом (представляется один раз); 4) документы, подтверждающие отсутствие факта нахождения получателя субсидии в стадии банкротства или ликвидации (выписку из единого государственного реестра юридических лиц) (представляется один раз); 5) налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары за отчетный период, заверенную получателем субсидии, с отметкой о принятии налоговым органом; 6) копию декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, заверенную получателем субсидии; 7) справку о начислении суммы акцизов; 8) копии платежных поручений о перечислении акцизов на алкогольную продукцию за отчетный период; 9) справки из внебюджетных фондов и налогового органа по месту регистрации получателя субсидии об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, заверенные уполномоченными органами; 10) справку получателя субсидии об отсутствии просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам; 11) копию лицензии при предъявлении оригинала (со сроком действия на период предоставления субсидии) на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции (представляется один раз) (п.5). Предоставление субсидий осуществлялось в пределах средств, предусмотренных Законом Курганской области от 05.12.2012 №67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (п.8). Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, принимал документы, указанные в пункте 5 этого Порядка. Регистрация документов осуществлялась в день их подачи (п.9). Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области заканчивался прием документов, указанных в пункте 5 этого Порядка, 5 ноября 2013 года (п.10). Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии принималось Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области в течение десяти дней со дня регистрации документов, указанных в пункте 5 этого Порядка. В течение пяти дней после принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии получателю субсидии направлялось письменное уведомление. После устранения причины отказа в предоставлении субсидии получатель субсидии вправе был повторно представить документы в Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (п.11). Решение об отказе в предоставлении субсидии принималось Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области в следующих случаях: 1) документы, представленные получателем субсидии, не соответствуют требованиям, установленным этим Порядком, либо представлены не в полном объеме; 2) несоответствие организации условиям предоставления субсидии, установленным пунктом 4 этого Порядка; 3) отказ получателя субсидии от ее предоставления (п.12). После принятия решения, указанного в пункте 11 этого Порядка, Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области формировался сводный реестр расчетов на оплату, заключалось с получателем субсидии Соглашение о предоставлении субсидии и до 15 числа месяца, следующего за отчетным, направляется заявка в Финансовое управление Курганской области на финансирование расходов по предоставлению субсидий (п.13). Финансовое управление Курганской области на основании заявки на финансирование расходов по предоставлению субсидий до 20 числа месяца, следующего за отчетным, перечисляло Департаменту сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области бюджетные средства, предназначенные для предоставления субсидий (п.14).
В связи с вступлением в силу 03.07.2013 Федерального закона от 02.07.2013 №181-ФЗ, в пункт 1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми указанные субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в том числе в связи с производством (реализацией) товаров, за исключением подакцизных товаров.
В силу ст.181 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень подакцизных товаров включена алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации).
Законом Курганской области от 28.06.2013 №47 «О внесении изменений в Закон Курганской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», вступившим в силу с 09.07.2013, подпункт 11 пункта 1 статьи 8 (предусматривавший предоставление субсидий в связи с производством алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 38 процентов) исключен.
Постановлением Правительства Курганской области от 29.07.2013 №340 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Курганской области» Порядок №94 признан утратившим силу.
В соответствии со сводной росписью Финансового управления Курганской области от 26.06.2013 №02-41/1472, средства на выплату субсидий в связи с производством алкогольной продукции в ведомственной структуре расходов отсутствуют.
Таким образом, на момент обращения ООО «Шадринский пивзавод» с заявлением о предоставлении субсидии от 04.07.2013, отсутствовали как нормативные, основания, так и фактическая возможность предоставления субсидии.
При этом подлежит отклонению, как не основанный на материалах дела довод апелляционной жалобы, о фактическом заявлении обществом предоставления субсидий на возмещение части затрат на производство и реализацию алкогольной продукции за май 2013 года, так как соответствующие сведения в заявлении общества не отражены, а представление с заявлением документов, часть которых имеет отношение у казанному периоду времени, не свидетельствует о волеизъявлении общества на получение субсидии в возмещение затрат, произведенных за май 2013 года.
В соответствии с позицией общества, факт подачи заявления для получения субсидии в целях возмещения части затрат на производство и реализацию алкогольной продукции за май 2013 года подтверждается отсутствием возражений в отношении этого обстоятельства со стороны заинтересованного лица. Однако, такие возражения следуют из данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснений представителя заинтересованного лица, затруднившегося определить период времени, за который общество просило возместить часть затрат на производство и реализацию алкогольной продукции путем предоставления субсидии.
При этом, суд обращает внимание на то, что в соответствии с действовавшим Порядком №94 предоставление субсидий осуществлялось департаментом ежемесячно, на основании соответствующего решения, принимаемого до 5 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, поданное обществом 04.07.2013 заявление о предоставлении субсидий не могло быть принято Департаментом в качестве относящегося к периоду – май 2013 года.
Также, судом первой инстанции обоснованно отмечено несоблюдение заявителем требований пп.6 п.5 Порядка №94 в связи с непредставлением с заявлением о представлении субсидий копии декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (представленная обществом копия декларации не содержала отметки органа Росалкогольрегулирования о ее принятии), тогда как в силу п.2 Порядка №94 субсидии подлежали предоставлению организациям, производящим алкогольную продукцию на территории Курганской области в объеме не менее 40 тысяч декалитров в месяц.
Довод апелляционной жалобы о невозможности получения отметки органа Росалкогольрегулирования на декларации ввиду представления такой декларации в электронном виде не может быть принят судом. Доказательства, подтверждающих факт представления декларации в электронном виде в установленном порядке, в материалах дела отсутствуют. Представленная копия декларации сведений о дате ее представления в электронном виде в орган Росалкогольрегулирования не содержит (соответствующие графы не заполнены). Таким образом, указанный документ, представленный обществом с заявлением о предоставлении субсидий, не мог быть принят Департаментом в целях подтверждения фактического объема производства и оборота алкогольной продукции.
Необходимость представления надлежащим образом оформленной декларации отмечена Департаментом в направленном в адрес заявителя уведомлении от 04.07.2013. Однако, при повторном обращении заявитель указанное несоответствие не устранил, на что обоснованно обращено внимание судом первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал подтвержденным наличие предусмотренного подпунктом 1 пункта 12 Порядка №94 основания для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы об отсутствии у суда первой инстанции оснований для оценки представленных обществом с заявлением о предоставлении субсидии документов на предмет их комплектности и надлежащего оформления, ввиду отсутствия такой оценки в оспоренном решении Департамента. Необходимость оценки этого обстоятельства обусловлена обязанностью суда проверить оспоренное решение на предмет нарушения им прав и законных интересов заявителя, а также необходимостью разрешения заявленного обществом требования об обязании Департамент предоставить заявителю субсидии.
С учетом указанных обстоятельств, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о соответствии оспоренного решения Департамента закону, что исключает возможность удовлетворения заявленных обществом требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.09.2013 по делу №А34-4056/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шадринский пивзавод» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: В.В. Баканов
В.Ю. Костин