ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-14681/2016
г. Челябинск
09 декабря 2016 года
Дело № А34-7179/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 04 октября 2016г. по делу № А34-7179/2016 (судья Григорьев А.А.).
В судебном заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – Немкова А.И. (доверенность №04-20/04/43 от 11.01.2016).
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Екатеринбург» (далее – общество, заявитель, плательщик) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также – Фонд, ответчик) от 18.04.2016 № 1160107001 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 04.10.2016 (резолютивная часть решения объявлена 28.09.2016) заявленные требования удовлетворены. Решение Фонда о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано недействительным.
Фонд не согласился с решением суда в полном объеме и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает, что при вынесении решения суда первой инстанции нарушены нормы материального права. Полагает, что размер компенсации, выплачиваемой работникам «Газпром трансгаз Екатеринбург» на приобретение туристических и других путевок происходит в рамках трудовых отношений и данные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке.
От заявителя в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, а также отзыв на апелляционную жалобу, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание заявитель не явился. С учетом мнения представителя ответчика в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя управляющего Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 02.02.2016 № 1160107001 в отношении заявителя проведена выездная плановая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации (т.1, л.д. 153).
По результатам проверки Фонда составлены: справка о проведенной выездной проверке от 09.02.2016 № 1160107001 с/с (т.1, л.д. 154), акт выездной проверки от 22.03.2016 № 1160107001 с/с (т.1, л.д. 156-159).
В ходе проверки установлено, что в 2014 году заявителем занижена база для начисления страховых взносов на сумму 958 542 руб. 25 коп. – выплат работникам компенсации расходов на приобретение туристических и других путевок, расходов на проживание в гостиницах, домах и базах отдыха.
При рассмотрении дела в суде установлено, что сумма 958 542 руб. 25 коп. представляет собой сумму выплат в 2014 работникам общества расходов, связанных с приобретением ими туристических и других путевок (реестры выплат, т.1, л.д. 161-162; приказы, распоряжения, т.1, л.д. 82-130, 132-141).
При таких обстоятельствах заявителю начислена недоимка по страховым взносам в сумме 27 797 руб. 72 коп. и пени в сумме 1 772 руб. 79 коп.
Решением Фонда от 18.04.2016 № 1160107001 заявитель привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы в виде штрафа в сумме 5 559 руб. 54 коп.
Заявителю данным решением предложено оплатить пени в сумме 1772 руб. 79 коп. и недоимку по страховым взносам в сумме 27 797 руб. 72 коп. (т.1, л.д. 149-152).
Не согласившись с данным решением Фонда от 18.04.2016 №1160107001, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом о том, что расходы работников на приобретение туристических путевок не подлежат обложению страховыми взносами.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование урегулированы положениями Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее-Федеральный закон №212-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
Как подтверждается материалами дела Фондом при проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлено, что заявителем занижена база для начисления страховых взносов на сумму 958 542 руб. 25 коп. – выплат работникам компенсации расходов на приобретение туристических и других путевок, расходов на проживание в гостиницах, домах и базах отдыха.
Фонд пришел к выводу о том, что выплаты работникам общества расходов, связанных с приобретением туристических и иных путевок, не входят в перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 212- ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно положениям части 1 статье 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статье 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Таким образом, понятие трудовых отношений ограничено определенными рамками и не может применяться к любым отношениям, возникающим между работодателем и лицом, с которым заключен трудовой договор.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Выплаты социального характера, основанные, в частности на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Указанная правовая позиция сформирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12 и обоснованно применена судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
В силу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Пунктом 6.1.1 главы 6 «Социальные льготы, гарантии и компенсации» коллективного договора ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» на 2013-2015 г.г. с учетом дополнительного соглашения от 25.02.2014 № 4 предусмотрена обязанность общества производить своим работникам один раз в год компенсацию их расходов на приобретение санаторно-курортных, туристических путевок (т.1, л.д. 24-25).
Приказом общества от 27.05.2013 № 269 утвержден Регламент о порядке компенсации стоимости приобретенных санаторно-курортных и туристических путевок работникам ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», выборным, штатным профсоюзным работникам объединенной профсоюзной организации общества, в том числе членам их семей (т.1, л.д. 20-23).
Суд первой инстанции правомерно установил, что указанные выплаты отнесены в основаны на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
В связи с изложенным, названные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Позиция Фонда относительно того, что спорные выплаты являются иными выплатами, предусмотренными законодательством, осуществляемыми в рамках трудовых отношений и подлежащими обложению страховыми взносами, не основана на нормах материального права.
Довод Фонда о том, что ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» компенсирует работникам их расходы на приобретение туристических и других путевок, расходов на проживание в гостиницах, домах и базах отдыха в размере 50% от их общей стоимости, а размер компенсации не может превышать три минимальные тарифные ставки, не принимается судом апелляционной инстанции.
Так, в пункте 4.3 раздела 4 коллективного договора общества на 2013-2015 г. указано, что минимальная тарифная ставка, устанавливаемая приказом ОАО «Газпром» применяется помимо установления диапазона должностных окладов работников также и для расчета социальных льгот, гарантий и компенсаций.
Ограничение размера выплачиваемых компенсаций тремя минимальными тарифными ставками является способом установления размера компенсации и вызвано необходимостью планирования бюджета общества и не направлено на стимулирование труда сотрудников.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы Фонда являлись предметом исследования суда первой инстанции, и не опровергают правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 04 октября 2016г. по делу № А34-7179/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.Г. Плаксина
Судьи А.А. Арямов
М.Б. Малышев