НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2019 № 18АП-4371/19

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-4371/2019

г. Челябинск

14 мая 2019 года

Дело № А76-1726/2019

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме мая 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.02.2019 по делу № А76-1726/2019 (судья Свечников А.П.).

В заседании приняли участие представители:

публичного акционерного общества «Челябинский трубопрокатный завод» - ФИО1 (паспорт, доверенность от 07.11.2017);

государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска - ФИО2 (удостоверение, доверенность от 28.12.2018).

Публичное акционерное общество «Челябинский трубопрокатный завод» (далее – заявитель, общество, ПАО «ЧТПЗ», страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска (далее – ответчик, фонд, страховщик) о признании недействительным решения № 084V12180000829 от 23.10.2018 в части доначисления и предложения уплатить недоимку в сумме 262 402,30 руб., начисления пени в сумме 9 560,85 руб., привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 52 480,45 руб.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.02.2019 заявленные обществом требования удовлетворены. Судом признано недействительным решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска № 084V12180000829 от 23.10.2018 в части доначисления и предложения уплатить недоимку в сумме 262 402,30 руб., начисления пени в сумме 9 560,85 руб., привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 52 480,45 руб.

Не согласившись с указанным судебным актом, фонд обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обосновании доводов жалобы фонд указывает, что суммы выплат и иных вознаграждений в пользу работников, предусмотренные коллективным договором, которые не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке.

Податель жалобы указывает, что согласно положениям статьи 58.3 Закона №212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной). Закон №212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ менее 80% рабочего времени, период простоя и иное. Работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.

До начала судебного заседания ПАО «ЧТПЗ» представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.

В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы жалобы в полном объеме, представитель общества – возражения на нее.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фондом проведена выездная проверка с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт № 084V10180001163 от 18.09.2018 и, с учетом письменных возражений, вынесено решение № 084V12180000829 от 23.10.2018 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому обществу доначислена недоимка в сумме 262 402,30 руб., начислены пени в размере 9 560,85 руб., общество привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 52 480,45 руб.

Не согласившись с вынесенным решением фонда в оспоренной части, заявитель обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что выплаты материальной помощи работающим беременным женщинам на получение питания, материальной помощи ко Дню матери, материальной помощи работникам, имеющим детей-инвалидов, ко Дню инвалида, выплаты молодым работникам в связи с тяжелым материальным положением, единовременного пособия по рождению ребенка, компенсаций оплаты за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, на суммы единовременной выплаты работникам, уходящим на пенсию впервые не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, следовательно, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

По эпизоду связанному с занижением базы по страховым взносам на суммы выплат в период простоя работникам, занятым на видах работ, связанных с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда суд первой инстанции указал, что определяющее значение в целях определения базы для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам имеет фактическая занятость работников на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда. В данном случае, общество ссылается на то, что работники, занятые на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в спорные периоды находились в учебных отпусках и фактически указанные виды работ не осуществляли. Исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений за периоды занятости работников общества деятельностью, не связанной с непосредственным занятием работой с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, не производится.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части эпизода связанного с занижением базы по страховым взносам на суммы выплат в период простоя работникам, занятым на видах работ, связанных с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов.

1. Занижение базы по страховым взносам на суммы материальной помощи работающим беременным женщинам на получение питания, на суммы материальной помощи ко Дню матери, на суммы материальной помощи работникам, имеющим детей-инвалидов, ко Дню инвалида, на суммы выплат молодым работникам в связи с тяжелым материальным положением, на суммы единовременного пособия по рождению ребенка, на суммы компенсаций оплаты за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, на суммы единовременной выплаты работникам, уходящим на пенсию впервые.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат.

Рассматриваемая материальная помощь никак не связана с результатом коммерческой или производственной деятельности организации, а также с индивидуальными производственными результатами работника или выполнением им трудовых обязанностей, она выплачивалась по желанию работодателя при наличии у него финансовых возможностей.

Выплата материальной помощи была обусловлена социальным характером.

Следовательно, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В рассматриваемом случае, коллективным договором общества на 2015-2017 г.г. предусмотрены следующие социальные гарантии и выплаты:

- социальная гарантия при увольнении (первом) работников общества на трудовую пенсию согласно Федеральному закону от 17.12.2001 № 173- Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при условии их добросовестной работы (отсутствие дисциплинарных взысканий) выплачивать им единовременное пособие в соответствии с действующим локальным нормативным актом Общества (п.п. 7.1, 7.10, 7.11),

- материальная помощь работающим беременным женщинам на получение одноразового питания в день в соответствии с действующим локальным нормативным актом в размере 100 руб. в смену (п. 8.1),

- единовременная материальная помощь работающим женщинам в связи с рождением ребенка в соответствии с действующим локальным нормативным актом, (при рождении первого ребенка - 7000 руб., при рождении второго - 10000 руб., при рождении третьего и последующих - 15000 руб.) (п. 8.2),

- материальная помощь ко «Дню матери» работницам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, по 1500 руб. на каждого ребенка (п. 8.8),

- единовременная материальная помощь в размере 10 000 руб. работникам, имеющим детей инвалидов в возрасте до 18 лет, а также детей инвалидов старше 18 лет, нуждающихся в постоянной опеке, ежегодно в декабре месяце ко Дню инвалида (п. 8.10),

- материальная помощь на неотложные нужды молодым работникам в размере средней заработной платы за месяц согласно действующему локальному нормативному акту, в пределах средств, предусмотренных в Социальной программе (п. 9.14).

Кроме того, в соответствии с Положениями №№ П 03.2.007/1-2013-3 и П 03.2.007/1-2013-4 на 2015 и 2016 г.г., работникам общества установлена льгота по оплате дошкольных образовательных учреждений в размере 100% родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях (п. 8.2).

Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

2. Занижение базы по страховым взносам на суммы выплат в период простоя работникам, занятым на видах работ, связанных с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда (12 271,28 руб.).

Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у общества оснований для применения предусмотренных статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ дополнительных тарифов страховых взносов в отношении выплат, произведенных работникам общества, занятым на видах работ, указанных в подпункте 17 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпункте 17 пункта 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ), поскольку указанные работники в спорные периоды находились в учебных отпусках.

Однако суд не учел следующее.

Статья 58.3 Закона № 212-ФЗ устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в пункте 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).

Страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.

Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ), статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.

В соответствии со статьей 33.2 Закона № 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.

Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.

Поэтому согласно положениям Законов № 212-ФЗ, 167-ФЗ, 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.

Таким образом, с выплат в пользу работников, работающих в особых условиях труда, работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.

Довод заявителя о нахождении работников, работающих в особых условиях труда в учебных отпусках, судебной коллегией отклоняется, поскольку, как было указано ранее, уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, как следствие основной сущности социального страхования. Поскольку дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, он имеет иное целевое назначение -обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежат отмене в части на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявление общества - оставлению без удовлетворения.

Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.02.2019 по делу № А76-1726/2019 отменить в части признания недействительным решения государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска от 23.10.2018 №084V12180000829 в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 12 271, 28 рублей, пени в сумме 1 980,28 рублей, штрафа в размере 2 454,25 рублей.

В указанной части в удовлетворении заявленных требований публичного акционерного общества "Челябинский трубопрокатный завод" отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.02.2019 по делу № А76-1726/2019 оставить без изменения,  апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                            А.П. Скобелкин

Судьи                                                                                   Н.А. Иванова

                                                                                              Н.Г. Плаксина