ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-6281/2020
г. Челябинск
06 августа 2020 года
Дело № А47-871/2020
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Скобелкина А.П., рассмотрел без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Продконтракт» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.04.2020 по делу № А47-871/2020.
Общество с ограниченной ответственностью «Продконтракт» (далее – заявитель, общество, ООО «Продконтракт») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Самарской таможне (далее - административный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 25.12.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10412000-2248/2019, которым ООО «Продконтракт» привлечено к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 16.04.2020 (резолютивная часть решения объявлена 26.03.2020) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Продконтракт» (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на отсутствие в его действиях объективной стороны вмененного ему в вину административного правонарушения, а также на малозначительность нарушения и на наличие оснований для замены назначенного штрафа на предупреждение ввиду его несоответствия принципу соразмерности.
Судом апелляционной инстанции, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщен к материалам дела отзыв Самарской таможни на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Продконтракт» (ОГРН <***>) 18.04.2018 представило в Соль-Илецкий таможенный пост Оренбургской таможни декларацию на товары (далее – ДТ) №10409020/180418/0000259 (т.1, л.д.71), в которой заявило сведения о ввозимом из Республики Узбекистан товаре: зелень свежая: укроп, петрушка, для употребления в пищу, урожай 2018 года, производитель – ООО «PRODUCTS GROUP BUSINESS» (Узбекистан). Отправителем товара указано ООО «PRODUCTS GROUP BUSINESS». В качестве документа, подтверждающего соответствие товара техническим регламентам ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением КТС от 09.12.2011 №880 (далее – ТР ТС 021/2011) и ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного решением КТС от 09.12.2011 №881 (далее – ТР ТС 022/2011) обществом представлена декларация о соответствии ЕАЭС №RU Д-UZ.ПГ09.В.03121 от 13.11.2017 (т.1, л.д.78).
В ходе проведенной таможней камеральной таможенной проверки (акт от 25.09.2019 – т.1, л.д.63-70) по итогам анализа полученной от производителя товара - ООО «PRODUCTS GROUP BUSINESS» и от Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору информации установлено, что указанная декларация о соответствии получена на основании протоколов испытаний от 13.11.2017 №454, №455, №456 (т.1, л.д.80-82) и имеет отношение к пищевой продукции урожая 2017 года. В этой связи таможня пришла к выводу о том, что представленная обществом декларация о соответствии не подтверждает соответствие техническим регламентам ввезенной пищевой продукции урожая 2018 года.
Таможня усмотрела в действиях ООО «Продконтракт» признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Уведомлением от 30.09.2019 ООО «Продконтракт» извещено о необходимости явки его представителя в таможню 11.12.2019 для участия в составлении по факту выявленного нарушения протокола об административном правонарушении (т.1, л.д.60-62). Уведомление вручено представителю общества лично 01.10.2019, о чем свидетельствует соответствующая отметка на уведомлении.
По факту указанного нарушения таможней 11.12.2019 в отношении ООО «Продконтракт» в отсутствие его представителя составлен протокол об административном правонарушении №10412000-2248/2019 по признакам правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ (т.1, л.д.54-58). Копия протокола направлена в адрес общества сопроводительным письмом от 11.12.2019 (т.1, л.д.59).
Определением от 12.12.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 25.12.2019 (т.1, л.д.96).
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении 25.12.2019 таможней в отсутствие представителя общества вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10412000-2248/2019, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. (т.1, л.д.117-120).
Не согласившись с данным постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии оснований для снижения суммы штрафа.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии с частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечаниям к статье 16.1 КоАП РФ, для целей применения Главы 16 под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 №79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» разъяснено, что в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 Кодекса предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные, сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 5 пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в части 1 и части 2 статьи 16.3 Кодекса, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Статьей 128 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные статьей 104 ТК ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.
Документом, содержащим сведения, необходимые для выпуска товаров, является таможенная декларация (пункт 32 статьи 2 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах и сведения о соблюдении ограничений. Подача декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена декларация.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
Статьей 184 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан в том числе произвести таможенное декларирование товаров и представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
Согласно подпункту «в» пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 №294) (далее – Положение № 294), к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
К документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся: а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза; б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень; в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства – члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры; г) иные документы, предусмотренные законодательством государства - члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры (пункт 3 Положения №294).
В настоящем случае ООО «Продконтракт» задекларировало по ДТ №10409020/180418/0000259 помещенный под таможенную процедуру для внутреннего потребления товар - зелень свежая: укроп, петрушка, для употребления в пищу, урожай 2018 года ввезенный из Республики Узбекистан во исполнение заключенного с ООО «PRODUCTS GROUP BUSINESS» контракта от 22.07.2017 №PG-02 (т.1, л.д.72-73). Одновременно с декларацией в подтверждение соответствия ввезенного товара ограничениям установленным техническим регламентам ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, обществом представлена декларация о соответствии ЕАЭС №RU Д-UZ.ПГ09.В.03116 от 13.11.2017, сроком действия по 12.11.2018 (т.1, л.д.78). Заявленные сведения о дате производства ввезенной продукции (2018 год) подтверждены товаросопроводительными документами – товаротранспортной накладной от 17.04.2018 б/н и актом таможенного наблюдения от 21.04.2018 (т.1, л.д.71,76).
Проведенной таможней камеральной таможенной проверкой, по итогам анализа полученной от производителя товара - ООО «PRODUCTS GROUP BUSINESS» и от Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору информации установлено, что указанная декларация о соответствии получена на основании протоколов испытаний от 13.11.2017 №454, №455, №456 (т.1, л.д.80-82) и имеет отношение к сельскохозяйственной продукции урожая 2017 года.
Согласно информации, представленной письмом ФГБУ «Оренбургский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» от 23.08.2019 №756/01-01-37 (т.1, л.д.83-85), действие деклараций о соответствии, выданных на основании испытания проб и образцов товаров урожая 2017 года, распространяется до конца срока действия деклараций о соответствии на пищевую продукцию урожая 2017 года (1 год серийный выпуск). Действие этих деклараций о соответствии не подтверждает соответствие пищевой продукции урожая 2018 года обязательным требованиям технических регламентов.
Аналогичная информация содержится в письме Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 11.09.2019 №06-6253 (т.1, л.д.86).
Таким образом, представленная заявителем с ДТ №10409020/180418/0000259 декларация о соответствии не подтверждает соответствие техническим регламентам задекларированной по этой ДТ пищевой продукции урожая 2018 года.
Поскольку оцениваемые действия заявителя по представлению такой декларации о соответствии могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, такие действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.
Учитывая, что правонарушение совершено в результате активных действий общества и доказательств наличия объективных препятствий для не совершения им этих действий в материалы дела не представлено, следует признать подтвержденной вину заявителя в совершении правонарушения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, наличие в действиях общества состава правонарушения подтверждено, а приведенные в апелляционной жалобе возражения в отношении этого обстоятельства подлежат отклонению.
Обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности не установлено.
Доводы заявителя жалобы о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции отклоняются.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом в рассматриваемом случае не установлено. Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.
Вывод суда основан на внутреннем убеждении и соответствует представленным в материалы дела доказательствам, а потому оснований для его переоценки не имеется.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание, назначенное заявителю, соответствует минимальному размеру санкции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Довод подателя апелляционной жалобы о наличии оснований для снижения размера административного штрафа или для его замены на предупреждение подлежит отклонению.
В силу частей 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей
Доказательств наличия в рассматриваемой ситуации указанных в этой норме исключительных обстоятельств заявителем в материалы дела не представлено, в связи с чем оснований для назначения наказания в размере менее минимального размера санкции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ не имеется.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.
Статьей 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
В настоящем случае возможность замены административного штрафа на предупреждение исключена ввиду возникновения в результате допущенного нарушения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. На это обстоятельство правомерно обратил внимание суд первой инстанции.
Поскольку оспариваемое постановление является законным и обоснованным, суд первой инстанции правомерно принял решение об отказе в удовлетворении требований общества о его отмене.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.04.2020 по делу № А47-871/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Продконтракт» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья А.П. Скобелкин