ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-15518/2014
г. Челябинск | |
10 марта 2015 года | Дело № А76-14707/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2015 года .
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2015 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А. и Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.11.2014 по делу № А76-14707/2014 (судья Наконечная О.Г.).
В заседании принял участие представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - ФИО1 (доверенность № 67 от 19.08.2014).
10.06.2014 Администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - Управление) о признании незаконным предписания № 29-1-9 от 20.05.2014 (далее – предписание) об устранении нарушений пожарной безопасности.
Предписание выдано по результатам внеплановой проверки, основания для его выдачи и исполнения отсутствуют.
Нет законных оснований для проведения проверки, предусмотренной ч.2 чт.10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…» № 294-фз от 26.12.2008 (далее - Закон № 294-фз), отсутствуют ссылки на ранее выданное предписание, на поступившие жалобы и заявления, на ранее допущенные нарушения. Проведение проверки не согласовано с прокурором района.
Не подтверждено нарушение правил пожарной безопасности, т.к. обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности входит в компетенцию субъектов федерации (п.2 предписания).
Граничащие с лесничествами защитные противопожарные минерализированные полосы (п.9) в действительности имелись, был заключен договор об устройстве таких полос (т.1 л.д.4-6).
Управление возражает против заявленных требований, ссылается на нарушения, установленные проверкой и обязанность заявителя выполнить требования предписания (т. 1 л.д. 51-53).
Решением суда первой инстанции от 13.11.2014 в удовлетворении требований отказано. Суд пришел к выводу о законности 9 пунктов предписания.
Основанием для проведения проверки является поручение Правительства Российской Федерации № РД-П4-1783 от 18.03.2014, распоряжения руководства МЧС РФ. К вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, к ним относится организация и принятие мер по оповещению населения (п.1), обучение населения мерам пожарной безопасности (п.2), разработка плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно – спасательных работ (п.3), соблюдение противопожарных расстояний до границ застройки (п.4), включение противопожарных мероприятий в схемы и программы развития территории поселения (п.5), разработка и организация муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности (п.6), приведение в порядок пожарных гидрантов, обеспечение требуемых по нормам запаса воды в водоемах (п.7), обеспечение подъездов с твердым покрытием к водоемам (п.8), создание защитных противопожарных минерализированных полос (п.9). Обязанность проведения вышеуказанных мероприятий предусмотрена нормами закона, иными правовыми актами, их соблюдение для Администрации является обязательным, в связи с чем, требования предписания основаны на нормах закона (т.1 л.д.130 - 141).
20.01.2015 от Администрации поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и удовлетворении требований.
Суд возложил на заявителя обязанность по обеспечению связью и оповещения населения д. Прохорово о пожаре, но не исследовал вопрос о наличии для этого телефонной связи, сделав вывод об отсутствии средств оповещения.
Нет доказательств того, что пропаганда и обучение населения мерах пожарной безопасности являются недостаточными, необходимые документы (планы привлечения сил и средств для тушений пожаров и проведения аварийных – спасательных работ) в ходе проверки не запрашивались.
Администрация не является собственником жилых помещений и не вправе устанавливать расстояния до границ лесных насаждений (т.2 л.д.6-8).
Управление возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным актом.
Администрация извещена о дате и времени рассмотрения, ее представитель не явился. Суд определил начать рассмотрение без не явившегося лица.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя Управления, суд установил следующие обстоятельства.
Администрация Долгодеревенского сельского поселения зарегистрирована в качестве юридического лица свидетельством от 23.01.2006 (т.1 л.д.31-39).
Согласно Устава на нее возложена обязанность обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах населенного пункта поселения (т.1 л.д.15).
Административным органом проведена внеплановая выездная проверка соблюдения пожарной безопасности, составлен акт № 29 от 20.05.2013, копия которого вручена Главе Администрации (т.1 л.д.20-22).
20.05.2014 выдано предписание № 29-1-9 о проведении противопожарных мероприятий, где предлагается
1) организовать и принять меры по оповещению населения о пожаре в д. Прохорово (статья 63 Федерального закона от 04.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», далее - Федеральный закон от 04.07.2008 №123-ФЗ);
2) организовать обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, оказать содействие распространению пожарно-технических знаний в с. Долгодеревенское, д. Прохорово(статья 63 Федерального закона от 04.07.2008 №123-ФЗ);
3) разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Долгодеревенского сельского поселения и обеспечить контроль за его выполнением (статья 63 Федерального закона от 04.07.2008 №123-ФЗ);
4) противопожарные расстояния от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) в <...> танхаусы), <...> выполнить не менее 30 метров (статьи 4; 6 Федерального закона от 04.07.2008 №123-ФЗ, статья 4.14 СП 4.13.130);
5) включить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории поселения (статья 63 Федерального закона от 04.07.2008 №123-ФЗ);
6) разработать и организовать выполнение муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности (статья 63 Федерального закона от 04.07.2008 №123-ФЗ);
7) пожарные гидранты привести в исправное состояние, а именно в <...> райгаз), ул.Ленина,1 (хлебзавод), ул.Советская, 34; 42, ул.Мира (школьный мост), ул.Ленина,17. Обеспечить требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения в имеющихся водоводах в с. Долгодеревенское. Проверку их работоспособности осуществлять не реже двух раз в год (весной и осенью) (статья 4; пункты 6,17 статьи 68 Федерального закона от 04.07.2008 №123-ФЗ, пункт 55 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390);
8) водоемы (р. Зюзелга) в с. Долгодеревенское, (р. Миасс) в д. Прохорово обеспечить подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей в любое время года (статья 4 Федерального закона от 04.07.2008 №123-ФЗ; пункт 9.4 статьи 9 СП 8.13130.2009);
9) на объектах защиты (населенные пункты <...> <...>) граничащих с лесничествами (лесопарками) предусмотреть создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах (статья 78 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390).
По утверждению подателя жалобы – Администрации предписание является незаконным, так как указанные в них действия не входят в ведение заявителя или ранее выполнены.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности предписания, обязанности Администрации выполнить определенные действия.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Действующее законодательство предусматривает право органов пожарной охраны выдавать предписания, обязательные для исполнения по устранению выявленных в ходе проверки нарушений. Предписания могут быть обжалованы в арбитражный суд как ненормативные правовые акты при соблюдении условий - несоответствия действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрена обязанность, в том числе руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Оповещение о пожарной безопасности может обеспечиваться любыми доступными средствами и не ограничены телефонной связью.
На основании ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В силу ч. 8 ст. 63 Закона N 123-ФЗ в число первичных мер пожарной безопасности включена организация обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об обязанности Администрации выполнять указанные действия на территории муниципального образования, о том, что в период проверки документы об исполнении этой обязанности представлены не были. Административный орган обоснованно указан на необходимость исполнения этой обязанности в предписании.
В соответствии с п. 4.14 СП 4.13130.2013, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
Порядок предоставления земельных участков для строительства регламентирован ст.ст. 30-31 ЗК РФ, которые предусматривают, что предоставление земельных участков осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Таким образом, предоставление земельных участков для застройки должно осуществляться Администрацией с учетом норм действующего законодательства, в т.ч. обеспечивающих пожарную безопасность. На нее возлагается проведение организационных мер по соблюдению нормативных противопожарных расстояний.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что нарушения, перечисленные в пункте 4, могут быть обусловлены либо фактом предоставления земельных участков для застройки с нарушением действующих норм пожарной безопасности, либо в связи с самовольным использованием хозяйствующими субъектами земельных участков для застройки. Администрация вправе предпринять действия по корректировке расстояний между объектами застройки и границами лесонасаждений, привлечь к этому делу собственников помещений и леса, решить вопросы о сносе незаконно построенных зданий.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.11.2014 по делу № А76-14707/2014оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов
Судьи И.А. Малышева
В.В. Баканов