НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 № 13АП-6566/2015

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 июня 2015 года

Дело № А56-67752/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Борисовой Г.В., Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Шамовой Г.А.

при участии: 

от заявителя: Наумовец А.Р. по доверенности от 03.03.2015

от заинтересованного лица: Сучкова Н.А. по доверенности от 29.12.2014, Артюшенко С.А. по доверенности от 08.12.2014

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-6566/2015 ) ООО "ДХЛ Экспресс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2014 по делу № А56-67752/2014 (судья Семенова И.С.), принятое

по заявлению ООО "ДХЛ Экспресс"

к Пулковской таможне

о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ДХЛ Экспресс" (ОГРН 1117746341570, адрес: 127083, г. Москва, ул. 8 Марта, д. 14; далее – общество, ООО «ДХЛ Экспресс») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пулковской таможни (адрес: 196210, г. Санкт-Петербург, ул. Стартовая, д. 7а; далее – Таможня, таможенный орган) по делу об административном правонарушении от 25.09.2014 № 10221000-608/2014.

Решением от 16.12.2014 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, ООО "ДХЛ Экспресс" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, в действиях ООО "ДХЛ Экспресс" отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, кроме того, общество полагает, что ООО "ДХЛ Экспресс" является ненадлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.   

В судебном заседании представитель ООО "ДХЛ Экспресс" поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, представители Таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, 30.06.2014 на Пулковский таможенный пост Пулковской таможни таможенным представителем ООО «ДХЛ Экспресс» на основании договора на оказание услуг от 26.08.2013 № Э-13-0000000517, заключенного с ООО «Кофе Рико», подана таможенная декларация № 10221010/300614/0028604 (далее - ДТ) для помещения под таможенную процедуру - выпуск для внутреннего потребления товара, прибывшего в адрес ООО «Кофе Рико» по авианакладной № 3513670090 от 12.06.2014, в рамках контракта № ММ-МРМ-5 от 05.08.2013 .

В графе 31 ДТ № 10221010/300614/0028604 товар заявлен как: «изделия для упаковки товаров, из полимерного комбинированного материала: пакет упаковочный многослойный для кофе, отходами не является:

     1.состав: металлизированный полиэтилентерефталат, полиэтилен, бумага, без марки, артикул: Swiss Рас Pvt.Ltd, изготовитель «SWISS РАС PVT.LTD», модель: 1 кг, размер 135x400 мм., количество: 21500 шт.;

     2.состав: металлизированный полиэтилентерефталат, полиэтилен, бумага, без марки, артикул: Swiss Рас Pvt.Ltd, изготовитель «SWISS РАС PVT.LTD», модель: 250 гр., размер 160x230 мм., количество: 3000 шт.».

В графе 33 ДТ № 10221010/300614/0028604 заявлен код товара 3923900000 в соответствии с Товарной Номенклатурой Внешнеэкономической Деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

В графе 44 ДТ № 10221010/300614/0028604 в качестве подтверждающего документа, заявлена декларация о соответствии № ТС RU Д-IN.АГ78.В.06042 от 09.08.2013. Согласно указанной декларации о соответствии упаковка из комбинированных материалов для пищевой продукции: пакеты артикул Swiss Рас Pvt.Ltd, изготовитель «SWISS РАС PVT.LTD», соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (далее - TP ТС 005/2011), утвержденного Решением КТС от 16.08.2011 № 769.

В ходе проведения таможенного досмотра, результаты которого оформлены актом таможенного досмотра № 10221010/040714/000331 от 04.07.2014, установлено, что маркировка на товаре: «артикул: Swiss Рас Pvt.Ltd, размер 135x400 мм» не соответствует требованиям к маркировке, установленным TP ТС 005/2011; на товаре «артикул: Swiss Рас Pvt.Ltd, размер 160x230 мм» маркировка отсутствует, то есть товар №1, не соответствует обязательным требованиям TP ТС 005/2011.

В соответствии с письмом ФБУ «Нижегородский ЦСМ» № 13/2803/3169 от 09.07.2014, органом по сертификации продукции и услуг № РОСС RU.0001.10AT78 09.08.2013 зарегистрирована декларация о соответствии № ТС RU Д-IN.AГ78.B.06042, принятая ООО «Кофе Рико» на основании контракта № ММ-МРМ-5 от 05.08.2013, в отношении серийно выпускаемой изготовителем «SWISS РАС PVT.LTD» упаковки из комбинированных материалов для пищевой продукции - пакетов артикула Swiss Рас Pvt.Ltd. Вместе с тем, ФБУ «Нижегородский ЦСМ» указало, что декларация № ТС RU Д-IN.AГ78.B.06042 от 09.07.2014 не может быть применима для подтверждения соответствия партии товаров, указанных в запросе таможенного органа (товары по ДТ № 10221010/3006/0028604), в связи с несоответствием данной партии товаров требованиям TP ТС 005/2011 по маркировке.

Таможня сделала вывод, что декларация о соответствии № ТС RU Д-IN.АГ78.В.06042 не может быть применена для подтверждения соответствия заявленного в ДТ № 10221010/3006/0028604 товара, в связи с его несоответствием требованиям статьи 6 TP ТС 005/2011 по маркировке.

Таким образом, в ходе таможенного контроля установлено, что ввезенный на таможенную территорию и заявленный в ДТ № 10221010/300614/0028604 товар не соответствует требованиям TP ТС 005/2011, в связи с чем, декларация о соответствии № ТС RU Д-IN.АГ78.В.06042, содержащая сведения о его соответствии требованиям TP ТС 005/2011, не применима для заявленного в ДТ товара, то есть является недействительным разрешительным документом.

По факту обнаруженного административного правонарушения Таможней в отношении общества 12.09.2014 составлен протокол об административном правонарушении № 10221000-608/2014, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

25.09.2014 Таможней вынесено постановление № 10221000-608/2014 о привлечении ООО «ДХЛ Экспресс» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.

Постановление таможенного органа от 25.09.2014 № 10221000-608/2014 обжаловано ООО «ДХЛ Экспресс» в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения общества к административно ответственности не установил. В связи с изложенным, суд первой инстанции обжалуемое постановление Таможни от 25.09.2014 № 10221000-608/2014 признал законным и обоснованным, требования ООО «ДХЛ Экспресс» оставил без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ образует заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

В соответствии с частью 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В соответствии со статьей 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

В соответствии со статьей 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При декларировании товаров представляются, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).

Согласно пункту 8 статьи 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

В соответствии с частью 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах   технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (Санкт-Петербург 18.11.2010) (далее - Соглашение) продукция, в отношении которой принят технический регламент (технические регламенты) Таможенного союза, выпускается в обращение на таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные техническим регламентом (техническими регламентами) Таможенного союза. Обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется в формах декларирования соответствия или сертификации. Процедуры оценки (подтверждения) соответствия устанавливаются в технических регламентах Таможенного союза на основе типовых схем оценки (подтверждения) соответствия.

В случае обнаружения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза или подлежащей оценке (подтверждению) соответствия установленным к ней обязательным требованиям и поступающей или находящейся в обращении без документа об оценке (подтверждении) соответствия и (или) без маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, уполномоченные органы каждой Стороны принимают меры по недопущению выпуска данной продукции в обращение, по изъятию ее из обращения в соответствии с законодательством Стороны.

Решением Комиссии ТС от 16.08.2011 № 769 утвержден TP ТС 005/2011, который устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории ТС требования к упаковке и распространяется на все типы упаковки, в т.ч. укупорочные средства в соответствии с приложением 5 регламента, являющиеся продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории ТС, независимо от страны происхождения.

В соответствии с приложением № 5 TP ТС 005/2011 в перечень упаковки и укупорочных средств, на которые распространяется TP ТС «О безопасности упаковки» входит упаковка из комбинированных материалов для пищевой продукции, в т.ч. пакеты.

В соответствии со статьей 6 TP ТС 005/2011 маркировка упаковки должна содержать информацию, необходимую для идентификации материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), а также информацию о возможности его утилизации и информирования потребителей, цифровое обозначение и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства) (приложением 3 регламента), и содержать пиктограммы и символы в соответствии с (приложением 4 регламента). Информация должна быть изложена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) -члена(ов) Таможенного союза.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.03.2013 № 47 утвержден перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (TP ТС 005/2011)", в который включены «упаковка из комбинированных материалов, в т.ч. пакеты из 392390000». "

В соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию ТС продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294, определено, что для продукции, включенной в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям.

Как следует из материалов дела (объяснений ООО «ДХЛ Экспресс» от 08.09.2014), ООО «ДХЛ Экспресс» провело предварительный осмотр товара без вскрытия индивидуальной упаковки. На внешней упаковке (картонные коробки) была нанесена маркировка в соответствии с Приложением № 4 TP ТС 005/2011.

Вместе с тем, как правомерно установлено судом первой инстанции и таможенным органом, упаковка должна быть подвергнута процедуре подтверждения соответствия требованиями технического регламента перед выпуском в обращение на таможенной территории ТС. Идентификацию упаковки при декларировании ее соответствия требованиям технического регламента проводит изготовитель, импортер.

Доводы ООО «ДХЛ Экспресс» о том, что декларация о соответствии № ТС RU Д-IN.AГ78.B.06042 является действительным документом и соответствует всем условиям ее подтверждения, а также о том, что ответственность за декларирование соответствия товаров и идентификацию упаковки требованиям Технического Регламента возложена на изготовителя или импортера товара, правомерно отклонены судом первой инстанции.

Факт представления ООО «ДХЛ Экспресс» недействительного документа при декларировании товаров по ДТ № 10221010/300614/0028604 подтверждается материалами дела, а именно, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.08.2014, декларацией о соответствии № ТС RU Д-IN.AГ78.B.06042 от 09.08.2013, письмом начальника Пулковского таможенного поста от 08.07.2014 № 02-02-10/00793f, письмом ФБУ «Нижегородский ЦСМ» № 13/2803/3169 от 09.07.2014, объяснениями ООО «ДХЛ Экспресс»  от 08.09.2014 № 063-Т/14, от 05.09.2014, актом таможенного досмотра № 10221010/040714/000331 от 04.07.2014, протоколом об административном правонарушении № 10221000-608/2014 от 12.09.2014.

Таким образом, материалами дела доказано событие вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Субъектом ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, выражающемся в представлении недействительного документа при декларировании товаров, послужившего основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза ограничений, является декларант или таможенный представитель.

В соответствии со статьей 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимодействии с таможенными органами.

Согласно статье 17 ТК ТС за несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе: требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных требований.

Таможенное декларирование товара по ДТ № 10221010/300614/0028604 осуществлялось таможенным представителем ООО «ДХЛ Экспресс» - ООО «Кофе Рико» на основании договора на оказание услуг от 26.08.2013 № Э-13-0000000517.

Сведения о требованиях законодательства в отношении товаров, подпадающих под действие норм о техническом регулировании, являются общедоступными, в связи с чем, как правомерно и обоснованно указал суд первой инстанции, ООО «ДХЛ Экспресс» могло предвидеть значение и необходимость проверки (получения информации о ввозимой партии товара) в части применения к указанному товару декларации о соответствии № ТС RU Д-IN.АГ78.В.06042 от 09.08.2013, представляемой для таможенных целей. ООО «ДХЛ Экспресс», имея в распоряжении декларацию о соответствии № ТС RU Д-IN.АГ78.В.06042 от 09.08.2013, располагало возможностью до подачи ДТ и документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, получить сведения от декларанта товара о наличии либо отсутствии на товарах маркировки, установленной требованиям TP ТС, либо произвести осмотр самих товаров, представляющих собой упаковку из комбинированных материалов, с целью подтверждения указанных в декларации о соответствии сведений о соответствии товара требованиям технического регламента TP ТС 005/2011, в том числе, по маркировке, с целью недопущения представления в таможенный орган при декларировании товара разрешительного документа, неприменимого к указанному товару.

На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что ООО «ДХЛ Экспресс» является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, признается апелляционным судом правильным.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом  РФ  об  административных правонарушениях  или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. ООО «ДХЛ Экспресс» имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований законодательства к маркировке товаров, ввозимых на территорию таможенного союза.

Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о наличии в действиях состава и события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Требование общества о признании незаконным и отмене постановления Пулковской таможни по делу об административном правонарушении от 25.09.2014 № 10221000-608/2014 правомерно отклонено судом первой инстанции.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 декабря 2014 года по делу № А56-67752/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДХЛ Экспресс" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Г.В. Борисова

 И.Б. Лопато