НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 № А56-40906/2021

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 марта 2022 года

Дело №А56-40906/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Масенкова И.В.

судей Кротов С.М., Пряхина Ю.В.

при ведении протокола судебного заседания: Лиозко В.И.,

при участии:

согласно протоколу,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40823/2021) Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2021 по делу № А56-40906/2021 (судья Константинова Е.В.), принятое по иску государственного учреждения Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ к ООО «Омента» о взыскании,

установил:

Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования РФ обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «Омента» с требованием о взыскании штрафа в размере 60 000 руб.

Решением суда от 28.10.2021 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования РФ просит решение отменить, иск удовлетворить. Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции не дана оценка доказательствам, представленным истцом.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что 05.02.2020 на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) между Государственным учреждением - Санкт-Петербургским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Региональное отделение, Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «Омента» (далее - Поставщик) заключены государственные контракты N Ф.2020/40 на поставку телефонных устройств с текстовым выходом в 2020 году (далее - Контракт N 40), N Ф.2020/41 на поставку телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами для инвалидов в 2020 году (далее - Контракт N 41), N Ф.2020/43 от 05.02.2020 на поставку электронных ручных видеоувеличителей для инвалидов в 2020 году (далее - Контракт N 43), N Ф.2020/488 от 29.09.2020 на поставку телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами для инвалидов в 2020 (далее - Контракт 488).

В соответствии с п. 3.2.4. Технического задания к Контрактам N 40,41,43 передача Изделий Получателям должна производиться в каждом из пунктов приема не менее 5 (пяти) дней в неделю, не менее 40 часов в неделю, при этом время работы каждого из пунктов должно попадать в интервал с 08:00 до 22:00.

26.03.2020 Заказчиком в адрес Поставщика направлена информация о необходимости продолжения исполнения государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации для лиц льготной категории в период пандемии коронавирусной инфекции, так как согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.03.2020 N 13-3/10/П-2732, средства ежедневного использования являются жизненно необходимыми для инвалидов, о соблюдении мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции при организации работы пунктов выдачи, а так же процесса выдачи технических средств реабилитации посредством их доставки льготникам на дом.

30.03.2020, 31.03.2020, 01.04.2020, 02.04.2020, 03.04.2020 при осуществлении проверки пункта выдачи по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 72, лит. А пункт не работал, что зафиксировано в актах проверки пункта.

С 06.04.2020 по 08.04.2020 включительно работа пункта приема и выдачи (после неоднократного обращения ФСС) по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 72, лит. А не была восстановлена, что зафиксировано в актах проверки пункта от 06.04.2020, 07.04.2020, 08.04.2020, а также скриншоты с камер видиофиксации. Фотоматериал правонарушения содержит сведения о месте фиксации правонарушения, которым является Санкт-Петербург, пр.Стачек, д. 72, лит.А.

Нарушения обязательств по контракту явилось основанием для начисления неустойки поставщику.

Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования РФ с иском в суд.

Решением суда от 28.10.2021 в удовлетворении иска отказано. Решение обжаловано.

Оценив доводы апелляционной жалобы, выводы обжалуемого судебного акта, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения.

Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе, предусмотренной законом или договором неустойкой.

Стороны, вступая в гражданско-правовые отношения, самостоятельно определяют меры ответственности за неисполнение обязательств.

По смыслу статьи 330 ГК РФ по основаниям возникновения неустойка подразделяется на законную (нормативную) и договорную (добровольную).

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Из смысла приведенных выше нормативных положений следует, что договорная неустойка устанавливается по соглашению сторон и, соответственно, ее размер, порядок исчисления, условия применения и т.п. определяются исключительно по их усмотрению. При этом Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает требования к форме соглашения сторон о неустойке (статья 331 ГК РФ): соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (часть 1 статьи 331 ГК РФ); несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В силу статей 6, 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закона N 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается наряду с иными на принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это обеспечивается помимо прочего установлением гражданско-правовой ответственности исполнителей услуг.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов (часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).

Согласно п. 4.1.5 Контракта Поставщик обязан своевременно предоставить достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта. Еженедельно (в последний рабочий день недели) представлять отчет, форму которого стороны согласуют в течение 2 рабочих дней со дня подписания контракта. Отчет предоставляется на бумажном носителе и в электронном виде по адресу osp@ro78.fss.ru.

В соответствии с п. 5.4 Контракта в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Согласно пп. а п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063» за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке: 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.

В соответствии с п. 5.4 Контракта в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Согласно пп. а п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063» за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке: 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.

Согласно п. 5.5. Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа составляет 1 000 руб.

В соответствии с п. 5.5.1 Контракта не предоставление в сроки, установленные Контрактом, любых документов, в том числе платежных, отчетных и иных предусмотренных Контрактом, является нарушением обязательства, не имеющего стоимостного выражения. При таких нарушениях назначается штраф за каждый не представленный в срок документ в размере: 1 000 руб.

С учетом данных нарушений Заказчик направил в адрес Поставщика требование от 07.04.2020 N 03-35/7803-2858 об уплате штрафа по Контрактам N 40, 41, 43 в размере 18 000 руб. (почтовый идентификатор 19116337567364), а также требование от 08.04.2020 N 03-35/7803-2886 об уплате штрафа по Контрактам N N 40, 41, 43 в размере 9 000 рублей (почтовый идентификатор 19116337567487). Требования об уплате штрафа по Контрактам N N 40, 41, 43 в размере 21 000 рублей (почтовый идентификатор 19116342434286). Требования об уплате штрафа по Контрактам N N 40, 41, 43 в размере 1 000 рублей (почтовый идентификатор 19116342434286). Требования об уплате штрафа по Контрактам N N 40, 41, 43 в размере 1 000 рублей (почтовый идентификатор 19116342434286). Требования об уплате штрафа по Контракту N 488 в размере 10 000 рублей (почтовый идентификатор 19116346892563). Общая сумма штрафа составляет 60 000 руб.

Поставщик возражений на указанные выше требования не представил.

07.05.2020 Заказчиком в адрес Поставщика направлено требование N 03-35/7803-3497 о необходимости оплаты штрафа в размере 21 000 руб. в срок до 29.05.2020 в связи с несвоевременным представлением отчетов (пункт Контракт и числа из претензии), а также требованием обеспечить бесперебойную выдачу гражданам льготной категории жизненно важных средств ежедневного использования в кратчайшие сроки.

Истцом в качестве доказательств по делу представлены односторонне подписанные Акты проверки, составленные без участия полномочного представителя ответчика и/или третьих лиц.

Указанные документы являются ненадлежащим доказательством по делу, исходя из следующего:

- Акты проверки, составлены без участия полномочного представителя ответчика и/или третьих лиц, что лишает их доказательной силы;

- в указанные истцом даты, а так же в целом в период нерабочих дней согласно Указа Президента РФ N 206 от 25.03.2020, и № 239 от 02.04.2020 пункты приема получателей осуществляли работу, принимали посетителей и производили выдачу в соответствии с условиями Контрактов. ООО «Омента» исполнение обязательств по Контрактам не приостанавливало, выдача изделий производилась в полном объёме, что подтверждается Реестрами, Актами, отравными талонами (приложения к Возражениям ответчика Исх. № 0406/2 от 04.06.2021).

Доказательств, подтверждающих факт составлении актов с участием полномочных представителей сторон, не представлено, что лишает указанные акты доказательной силы, и соответственно доказательств подтверждающих ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по государственным контрактам № Ф.2020.40 от 05.02.2020, № Ф.2020/41 от 05.02.2020, № Ф.2020/43 от 05.02.2020, Ф.2020/488 от 09.02.2020 (далее - Контракты).

Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 дни с 30 марта 2020 по 30 апреля 2020 были объявлены нерабочими, в период с 04.04.2020 по 30.04.2020 была приостановлена деятельность организаций. Поскольку выдаваемые ответчиком технические средства реабилитации не входят в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 762-р перечень товаров первой необходимости, на ответчика распространялись режимы нерабочих дней и приостановки деятельности. Таким образом, задействованные в пунктах выдачи сотрудники ответчика были вправе, на законных основаниях, не выходить на работу, а ответчик приостановить работу пунктов. Объявление дней за период с период с 04.04.2020 по 30.04.2020 нерабочими, и приостановку деятельности организации, ответчик никак не мог предвидеть и предотвратить.

Принимая во внимание Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.03.2020 N 13-3/10/П-2732, в ответ на письмо ГУ-СПб РО ФСС РФ от 26.03.2020 № 03-35/7803-2506 с просьбой о принятии мер по обеспечению преимущественного получения гражданами льготной категории Санкт-Петербурга технических средств реабилитации (ТСР), посредством их доставки на дом, ООО «Омента» направило ответ от 31.03.2020 № 2703/1 о согласии. Учитывая, что получатели ТСР в большинстве граждане пожилого возраста, которые составляют особую «группу риска», ООО «Омента» оповестило каждого получателя ТСР по Контрактам, согласно реестрам получателей полученных от ГУ-СПб РО ФСС РФ о возможных способах получения ТСР: доставка ТСР на дом, получение ТСР в пункте выдачи по предварительной записи в период «нерабочих дней» согласно Указам Президента РФ N 206 от 25.03.2020 и № 239 от 02.04.2020. Более того, Истец своими письмами № 03-35/7803-2506 от 25.03.20, № 03-35/7803- 2586 от 30.03.20, № 03-35/7803-2823 от 25.03.20 указывал на необходимость выдачи технических средств путем их доставки на дом.

Также Реестр выданных инвалидам Изделий на электронном носителе передан с нарушением в 21 день. В соответствии с п. 5.5. и 5.5.1 Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения, Поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере 1 000 руб.По указанным нарушениям истцом не представлено доказательств наступления гражданско-правовой ответственности Ответчика.

Вместе с тем, апелляционный суд счел подтверждённым факт нарушения обязательств по контракту по следующим нарушениям.

В ходе исполнения Контракта выявлено, что условие по п. 4.1.2. Контракта нарушено, а именно: электронный реестр N 34 выданных инвалидам технических средств реабилитации в формате Excel за 28.08.2020 к счету N 104 от 25.09.2020 предоставлен 25.09.2020, тогда как, в соответствии с п. 4.1.2 Контракта, должен быть представлен 04.09.2020.

07.12.2020 в адрес Поставщика направлено требование N 03-35/7803-9042, в срок до 30.12.2020 оплатить штраф в размере 1 000 руб.

14.10.2020 в адрес Поставщика направлено требование об уплате штрафа по государственному контракту N 488 N 03-35/7803-7540. В связи с тем, что вышеуказанное требование выставлено со ссылкой на отсутствующие/неправильные пункты Технического задания к Контракту, а также выставлен неверный штраф, требование перевыставлено и 09.02.2021 в адрес Поставщика направлено Требование N 03-18/7803-874 (Идентификационный номер Почты России 19116346892563), в срок до 26.02.2021 оплатить штраф в размере 10 000 руб. В требовании общее количество выявленных фактов нарушений - 2:

1/2 площадь помещения, которое определено под пункт выдачи, перегорожена и находится в стадии ремонта, что является препятствием для свободного передвижения по пункту. Туалетная комната для маломобильных групп населения закрыта и находится в стадии ремонта, общая туалетная комната находится на втором этаже в рабочем состоянии, без свободного доступа получателей (на лестнице нет пандуса, нет лифта), что не соответствует п. 5.3. Технического задания к Контракту.

Отсутствует кнопка вызова, пандус при входе в пункт выдачи, что является препятствием при входе в пункт. Также, отсутствует надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне Вышеперечисленные факты не соответствуют п. 5.4. Технического задания к контракту.

В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика не возражал против обоснованности начисления штрафов на сумму 11 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2021 по делу № А56-40906/2021 отменить в части отказа во взыскании штрафа в общем размере 11 000 руб., в указанной части исковое заявление удовлетворить.

Взыскать с ООО «Омента» в пользу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ штраф в размере 11 000 руб.

Взыскать с ООО «Омента» в доход федерального бюджета 1 602 руб. госпошлины по иску и апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.В. Масенкова

Судьи

С.М. Кротов

Ю.В. Пряхина