ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
07 марта 2018 года
Дело №А26-9754/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Сомовой Е.А., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: Акивис-Шаумян Л.М. по доверенности от 08.11.2017
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-441/2018) общества с ограниченной ответственностью "Росбет" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.12.2017 по делу № А26-9754/2017 (судья А.С. Свидская), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Росбет"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Карелия
об оспаривании постановления от 28.08.2017 № 108 в части
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Росбет» (далее – Заявитель, Общество, ООО «Росбет») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия (далее – Инспекция, Административный орган) с учетом уточнений, принятых в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным и отмене постановления Инспекции № 108 о назначении административного наказания от 28.08.2017 в части привлечения ООО «Росбет» к административной ответственности в связи с неприменением контрольно-кассовой техники при выплатах денежных средств по выигрышным ставкам в сумме 620 548,22 руб.
Решением суда первой инстанции от 04.12.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы указывает, что Инспекцией и судом первой инстанции не исследован вопрос о применении Обществом бланков строгой отчетности при выплате выигрышей, полагает, что выплата выигрыша не является услугой, а так же ссылается на необоснованный отказа суда в применении статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, однако ее представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с 29.05.2017 по 26.06.2017 Инспекцией проведена проверка полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью, соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа в обособленном подразделении ООО «Росбет» по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Ладожская, д. 8, 1 этаж, един. обособ. пом. № 6. за период 01.01.2017 по 29.05.2017.
В ходе проведения проверки в пункте приема ставок обособленного подразделения ООО «Росбет» установлено нарушение пункта 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ, выразившееся в неприменении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов: при приеме денежных средств от физических лиц на сумму выручки 16 000 руб. и выплате им выигрышей в сумме 620 548,22 руб. Нарушение зафиксировано в акте проверки от 26.06.2017 № 108.
Усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Инспекции составлен протокол об административном правонарушении от 26.07.2017 № 108.
28.08.2017 Инспекцией вынесено Постановление № 108 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере трех четвертых размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств, что составило 477 411 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена ответственность за неприменение контрольно - кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Порядок и условия применения ККТ урегулированы Федеральным законом от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ, Закон N 54-ФЗ).
Следует отметить, что в названный Федеральный закон внесены значительные изменения Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ, основные положения которого действуют с 15.07.2016, в частности, статья 1 закона изложена в новой редакции, Закон дополнен в том числе статьями 1.2 "Сфера и правила применения контрольно-кассовой техники" и 4.7 "Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности".
Так, согласно пункту 1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В пункте 2 этой же статьи Закона определено, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
Таким образом, в связи с внесенными в Закон N 54-ФЗ изменениями законодатель предусмотрел альтернативу применению ККТ в виде выдаче бланков строгой отчетности, не ограничив применения таких бланков определенными видами деятельности по продаже товаров либо оказания услуг.
Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности определены в статье 4.7 Закона N 54-ФЗ, введенной Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Следовательно, деятельность по организации и проведению азартных игр приравнена к оказанию услуг, что, в свою очередь, является основанием для распространения на организаторов азартных игр положений Федерального закона N 54-ФЗ.
В статье 1 Закона N 54-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ раскрыто понятие "расчеты" - это прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Таким образом, законодателем с 15.07.2016 была устранена правовая неопределенность в вопросе применения ККТ при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, в частности, было определено, что ККТ применяется не только при приеме ставок, но и при выдаче выигрышей.
Из материалов дела следует и установлено Инспекцией в ходе проверки, что Общество при приеме денежных средств от физических лицна сумму выручки 16 000 руб., а так же при выплате всех выигрышей в общей сумме 620 548,22 руб. ККТ не применяла.
Вместе с тем, Инспекция, полагая, что Общество обязано было при выплате выигрыша исключительно применять ККТ, не исследовала вопрос о том, выдавались ли ООО "Росбет" бланки строгой отчетности и соответствовали ли они требованиям статьи 4.7 Закона N 54-ФЗ.
Общество утверждает, что каждому лицу при выплате выигрыша выдавался БСО и в автоматизированной системе Общества располагается данная информация. Однако, данные документы не запрашивались в ходе проверки, так как Инспекция полагала, что Общество в силу закона обязано было применять только ККТ. К материалам дела приобщены только расходные кассовые ордера, подтверждающие выдачу денег из кассы кассирам на выплату выигрышей.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, апелляционная коллегия полагает, что оспариваемое постановление Инспекции подлежит изменению в части назначения Обществу административного наказания в силу следующего.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере трех четвертых размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств, что составило 477 411 руб.
Расчет Инспекции основан на представленных в ходе проверки записями в кассовой книге за период с 01.01.2017 по 29.05.2017 года, никакие иные документы административным органом в ходе проверки не запрашивались и не исследовались, реальная сумма выданных физическим лицам денежных средств в качестве выигрышей не установлена.
При этом из содержания кассовой книги и представленных в материалов дело расходных кассовых ордеров усматривается, что денежные средства выдавались и принимались от кассиров, что вовсе не подтверждает факт выплаты выигрышей физическим лицам и их размер, то есть документально не подтверждается дальнейшее движение денежных средств от кассира получателям, так как из содержания кассовой книги также следует, что часть денежных средств возвращалась кассиром в кассу.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что Инспекцией для установления размера штрафа неполно исследованы значимые для дела обстоятельства, не истребованы в полном объеме документы, позволяющие с точностью определить размер выплаченных в качестве выигрыша денежных средств, при выдаче которых не была применена ККТ.
Так как размер выплаченных без применения ККТ денежных средств Инспекцией не доказан, однако при этом Общество не представило ни единого документа, подтверждающего, что при выплате выигрышей им оформлялись бланки строгой отчетности, принимая также во внимание, что санкцией части 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлен минимальные размер штрафа, назначаемого в определенных случаях независимо от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, апелляционная коллегия полагает, что в рассматриваемом случае размер штрафа должен составить 30 000 руб.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным также не имелось ввиду отсутствия исключительности его совершения, так же как и замены штрафа на предупреждение по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, так как Общество уже ранее допускало нарушение законодательства о применении ККТ, что подтверждается постановлением ИФНС России по г. Петрозаводску от 04.04.2017 N 1.5-08/45, что исключает возможность замены штрафа на предупреждение, так как такая санкция устанавливается только за впервые совершенное правонарушение.
Апелляционная коллегия принимает во внимание, что неприменение ККТ не повлияло на налоговые обязательства Общества, так как уплата налогов при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр не зависит от полученного дохода в силу положений налогового законодательства.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции, как основанное на неправильном применении норм материального права, неполной оценке представленных в материалы дела доказательств и несоответствии выводов фактическим обстоятельствам дела, подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04 декабря 2017 года по делу № А26-9754/2017отменить.
Отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республики Карелия № 108 от 28.08.2017 в части размера штрафа, превышающего 30000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И. Протас
Судьи
Е.А. Сомова
И.В. Юрков