НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 № А56-55124/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 октября 2022 года

Дело №А56-55124/2022

Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2022 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28418/2022) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2022 по делу № А56-55124/2022 (судья Корчагина Н.И.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

по иску Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

к обществу с ограниченной ответственностью «Эффортел СПб»

о взыскании

установил:

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (ОГРН 1047702026701; далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Эффортел СПб» (далее – ответчик, Общество) 20179 руб. 32 коп. задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, пени в общей сумме 661 руб. 19 коп. за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, по состоянию на 15.04.2022, а также пени, начисленные на сумму долга в размере 20179 руб. 32 коп., исходя 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 16.04.2022 по дату фактической оплаты.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда от 01.08.2022 в удовлетворении иска отказано; мотивированное решение изготовлено 05.08.2022.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 05.08.2022 в части отказа взыскания пени за несвоевременную оплату задолженности и принять новый судебный акт, в котором удовлетворить исковые требования Министерства о взыскании с Общества пени за несвоевременную уплату задолженности в размере 0 руб. 72 коп. за период с 16.04.2022 по 03.06.2022. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Обществом не заявлялось об освобождении от уплаты неустойки, доказательства того, что оно в действительности пострадало от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория на взыскание финансовых санкций, не представлялось, в связи с чем на Общество не распространяются положения об освобождении от уплаты финансовых санкций, введенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (далее – Постановление № 497).

Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы истца отклонены.

В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой ответчиком части проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом экономической деятельности ООО «Эффортел СПБ» является деятельность в области связи на базе проводных технологий (ОКВЭД 61.10), при этом ООО «Эффортел СПБ» осуществляет свою деятельность по настоящее время на основании лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Таким образом, ООО «Эффортел СПБ» является оператором сети связи общего пользования.

Согласно представленным ООО «Эффортел СПБ» сведениям о доходах за 3-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 4 квартал 2018 года, 2 квартал 2020 года общая сумма неоплаченной задолженности ООО «Эффортел СПБ» на момент обращения Министерства в суд с настоящим иском составляла 20179 руб. 32 коп.

В связи с чем, Министерством были рассчитаны и предъявлены к уплате пени в общей сумме 661 руб. 19 коп., из которых:

- за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2020 года в размере 4 руб. 20 коп. по состоянию на 15.04.2022;

- за несовременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания:

за 2 квартал 2017 года в размере 77 руб. 73 коп. за период с 01.08.2017 по 05.09.2017,

за 3 квартал 2017 года в размере 369 руб. 67 коп. за период с 31.10.2017 по 21.02.2018,

за 4 квартал 2017 года в размере 76 руб. 99 коп. за период с 31.01.2018 по 21.02.2018,

за 4 квартал 2018 года в размере 132 руб. 60 коп. за период с 31.01.2019 по 11.02.2019.

Министерство направило в адрес ООО «Эффортел СПБ» письменное уведомление от 11.03.2022 № П14-1-09-200-12697 об оплате обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, а также пени за их несвоевременную уплату.

Поскольку уведомление от 11.03.2022 № П14-1-09-200-12697 оставлено Обществом без удовлетворения, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 05.08.2022 в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства в связи со следующим.

Пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ) установлено, что оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ООО «Эффортел СПБ» является деятельность в области связи на базе проводных технологий (ОКВЭД 61.10), при этом ООО «Эффортел СПБ» осуществляет свою деятельность по настоящее время на основании лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, то есть является оператором сети связи общего пользования.

Частью 1 статьи 60 Закона № 126-ФЗ установлено, что источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.

Обязанность по расчету размера обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования законодателем возложена на соответствующего оператора сети связи общего пользования (часть 4 статьи 60 Закона № 126-ФЗ).

В свою очередь правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (часть 2 статьи 59 Закона № 126-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41 (зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 № 12410) лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.

Законом № 126-ФЗ закреплено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.

В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (часть 6 статьи 60 Закона № 126-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 68 Закона № 126-ФЗ в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.

Как следует их материалов дела, согласно представленным ООО «Эффортел СПБ» сведениям о доходах за 3-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 4 квартал 2018 года, 2 квартал 2020 года общая сумма неоплаченной задолженности ООО «Эффортел СПБ» на момент обращения Министерства в суд с настоящим иском составляла 20179 руб. 32 коп.

В связи с чем, Министерством были рассчитаны и предъявлены к уплате пени в общей сумме 661 руб. 19 коп., из которых:

- за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2020 года в размере 4 руб. 20 коп. по состоянию на 15.04.2022;

- за несовременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания:

за 2 квартал 2017 года в размере 77 руб. 73 коп. за период с 01.08.2017 по 05.09.2017,

за 3 квартал 2017 года в размере 369 руб. 67 коп. за период с 31.10.2017 по 21.02.2018,

за 4 квартал 2017 года в размере 76 руб. 99 коп. за период с 31.01.2018 по 21.02.2018,

за 4 квартал 2018 года в размере 132 руб. 60 коп. за период с 31.01.2019 по 11.02.2019.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик заявил о признании иска и в качестве подтверждения добровольного погашения задолженности Обществом были представлены: платежное поручение от 03.06.2022 №1115 об оплате задолженности в размере 20179 руб. 32 коп., а также платежное поручение от 03.06.2022 № 1116 об оплате суммы пени в размере 662 руб.

С учетом указанных обстоятельств, судом первой инстанции отказано Министерству в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Министерство в апелляционной жалобе, не оспаривая правомерность судебного акта в части отказа во взыскании задолженности в размере 20179 руб. 32 коп. и пени в общей сумме 661 руб. 19 коп, рассчитанных по состоянию на 15.04.2022, не согласно с выводами суда в части отказа во взыскании пени за период с 16.04.2022 по 03.06.2022 (дату фактического погашения задолженности), указывая на необоснованность выводов суда первой инстанции о том, что в период с 01.04.2022 до окончания срока действия моратория, введенного Постановлением №497, начисление неустойки не производится.

Пени рассчитаны Министерством исходя из оставшейся суммы задолженности за 2 квартал 2020 года, которая составила 30 руб. 13 коп. за период с 16.04.2022 по 03.06.2022; сумма пени по расчету Министерства составляет 0 руб. 72 коп.

Вместе с тем, Министерством не учтено, что Постановлением № 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на срок действия моратория в отношении должников, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

С учетом приведенных обстоятельств, вопреки позиции подателя жалобы, с 01.04.2022 до окончания срока моратория начисление неустойки на сумму задолженности по день ее фактической уплаты (в рассматриваемом случае 03.06.2022) не производится.

Аналогичная правовая позиция относительно применения моратория, установленного Постановлением № 497 при взыскании пени за несвоевременную уплату оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, поддержана в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.10.2022 по делу № А56-3650/2022.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Министерства в полном объеме.

Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда от 05.08.2022 в обжалуемой истцом части не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 августа 2022 года по делу № А56-55124/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

М.И. Денисюк