ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
26 июля 2022 года | Дело № А56-20482/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Кротова С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от заявителя: представитель Драгунова Е.В., на основании доверенности от 15.04.2022,
от заинтересованного лица: представители Хасиев А.Г., Бибина А.В., на основании доверенности от 22.07.2022,
от 3-го лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-19090/2022 ) общества с ограниченной ответственностью «Фавор» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2022 по делу № А56-20482/2022, принятое по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Фавор» (адрес: Россия, 197022, Санкт-Петербург, Большой проспект П.С., 29/2, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН: 1027806869200, Дата присвоения ОГРН: 25.10.2002, ИНН: 7813134469)
заинтересованное лицо: Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (адрес: Россия,191014, Санкт-Петербург, улица Рылеева, дом 7, литер А, помещение 2-Н, 5-Н, 7-Н, 10-Н, ОГРН: 1167847166882, Дата присвоения ОГРН: 05.04.2016, ИНН: 7801305857)
третье лицо: Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга (адрес: Россия,197198, Санкт-Петербург, Большой проспект П.С., дом 29/2, ОГРН: 1177847361163, Дата присвоения ОГРН: 09.11.2017, ИНН: 7813293645)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Фавор» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет), выразившихся в отказе исключить объект недвижимого имущества с кадастровым номером 78:07:0003090:3014, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Большой проспект П.С., дом 29/2, литер А, из:
- перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, строка № 2122, утвержденного приказом Комитета от 23.12.2019 № 166-п;
- перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, строка № 2243, утвержденного приказом Комитета от 29.12.2020 № 128-П;
- перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, строка № 2560, утвержденного приказом Комитета от 24.12.2021 № 141-П;
об обязании Комитета устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем исключения названного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 78:07:0003090:3014 из вышеуказанных перечней.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга (далее – Учреждение).
Решением от 04.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, просит решение отменить, разрешить дело по существу, считая решение незаконным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права; ссылается на то, что Комитетом необоснованно не приняты во внимание данные о назначении здания как учебно-научного, мероприятия по обследованию объекта недвижимости не проводились; полагает, что оснований для включения здания в перечни не имелось.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Комитета просил в ее удовлетворении отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, уведомлением № 09-25274 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 02.11.2021 о вызове в налоговый орган налогоплательщика и последующим протоколом совместного совещания с руководителями организаций от 19.11.2021 № 290/09 Инспекция довела до Общества сведения о том, что в связи тем, что принадлежащие на праве собственности Обществу помещения находятся в пределах объекта с кадастровым номером 78:07:0003090:3014, которое включено приказом Комитета от 23.12.2019 № 166-п в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, строка № 2127 (далее также Перечень 2020), то налог на имущество заявитель должен платить исходя из кадастровой стоимости помещений.
На совместном совещании с Инспекцией Обществом было подано заявление от 16.11.2021 № 21, а также на совместном совещании, в ходатайстве от 22.11.2021 № 23, указывалось мнение Общества о том, что объект с кадастровым номером 78:07:0003090:3014 - здание, находящееся по адресу: Санкт-Петербург, Большой проспект П.С., дом 29/2, литер А, общей площадью 7 588,1 кв.м, является учебно-научным (далее - здание), что подтверждается выпиской из ЕГРН и не должно было включаться в Перечень в соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П, согласно которой налог на имущество по кадастровой стоимости зависит от назначения объекта, а не земельного участка под ним.
Из разъяснений Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 15.12.2021 № 27-27/73317, а в дальнейшем и Комитета следует, что здание внесено в Перечень в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), на том основании, что отнесено к торговому центру, так как в соответствии с указанной статьей торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания».
Вышеуказанное здание площадью 3 889 кв.м с кадастровым номером 78:07:0003090:10 располагается на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Большой проспект П.С., дом 29/2, литера А, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли (далее - земельный участок).
Как указал заявитель, на основании договора № 15/ЗК-001382 аренды земельного участка с множественностью лиц со стороны арендатора от 13.01.2004 он является соарендатором части земельного участка.
Размер доли Общества - 540 кв.м (13,89% от всей площади земельного участка).
Большую часть здания площадью 6 134,5 кв.м, что составляет 80,84% от общей площади здания, с 09.11.2017 занимает и владеет им на праве оперативного управления Учреждение, а именно:
- пом. 1-Н площадью 317,2 кв.м с кадастровым номером 78:07:0003090:3315, оперативное управление зарегистрировано 28.02.2020 № 78:07:0003090:3315-78/031/2020-2;
- пом. 3-Н площадью 5 737,5 кв.м с кадастровым номером 78:07:0003090:3482, оперативное управление зарегистрировано 14.04.2020 № 78:07:0003090:3482-78/031/2020-2;
- пом. 4-Н площадью 79,8 кв.м с кадастровым номером 78:07:0003090:3318, оперативное управление зарегистрировано 17.04.2018 № 78:07:0003090:3318-78/031/2018-2.
Заявитель в указанном здании владеет на праве собственности несколькими помещениями, а именно:
- помещение 2-Н площадью 567,9 кв.м с кадастровым номером 78:07:0003090:3316, номер и дата государственной регистрации 78-78-01/0308/2005-379 от 13.10.2005;
- помещение 5-Н площадью 183,2 кв.м с кадастровым номером 78:07:0003090:3319, номер и дата государственной регистрации 78-78-01/0308/2005-411 от 13.10.2005;
- помещение 7-Н площадью 194,3 кв.м с кадастровым номером 78:07:0003090:3321, номер и дата государственной регистрации 78-78-01/0308/2005-395 от 13.10.2005;
- помещение 8-Н площадью 105,9 кв.м с кадастровым номером 78:07:0003090:3322, номер и дата государственной регистрации 78-78-01/0308/2005-363 от 13.10.2005.
Общая площадь помещений, принадлежащих Обществу, составляет 13,85% от всей площади вышеуказанного здания, то есть меньше 20%, что не позволяет отнести здание к торговому центру (комплексу) по смыслу подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, указывает Общество, здание, как и земельный участок фактически и преимущественно используются для образовательной деятельности.
В связи с тем, что обращения Общества в налоговый орган остались безрезультативными, заявитель обратился с соответствующим заявлением в Комитет.
В своем заявлении от 17.11.2021 № 22 об исключении здания с кадастровым номером 78:07:0003090:3014 из Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год и на последующие (2021, 2022 годы), Общество сослалось на вышеуказанные обстоятельства. В заявлении Общество также просило Комитет провести обследование здания и по результатам этого обследования принять решение о наличии оснований для внесения изменений (исключении) в Перечень и направить его в органы ФНС.
Ссылаясь на то, что здание было включено в Перечни исключительно исходя из одних лишь формальных условий - сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости - по виду разрешенного использования земельного участка, а не по виду его фактического использования, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В силу положений статей 197, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1, пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон) в Санкт-Петербурге в Перечень, в том числе, подлежат включению нежилые здания (строения, сооружения), площадью свыше 1 000 кв.м, предназначенные для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет данный перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктами 3.7, 3.8 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 № 207 «О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга», в Санкт-Петербурге полномочиями по определению на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций Перечня наделен Комитет.
Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержден распоряжением Комитета от 02.04.2018 № 7-р (далее - Порядок).
Пунктом 2.1 Порядка определения перечня установлено, что Комитетом на основании представляемых Управлением Росреестра сведений формируется список объектов, предполагаемых к включению в Перечень на основании информации о виде разрешенного использования земельных участков, назначении или наименовании объектов недвижимого имущества (далее - список объектов).
Формирование списка объектов осуществляется без проведения их обследования.
В 2019, 2020, 2021 годах Росреестром в Комитет были представлены сведения, согласно которым принадлежащее Обществу здание с кадастровым номером 78:07:0003090:3014 площадью 7 588,1 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Большой проспект П.С., дом 29/2, литер А, расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:07:0003090:10 с видом разрешенного использования «для размещения объектов торговли», что соответствует критерию, установленному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, и является безусловным основанием для включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, предусматривает его использование в целях размещения торговых объектов, объект был включен в проект Перечня на 2020 год, который был опубликован 10.10.2019, проект Перечня на 2021 год, который был опубликован 09.10.2020, проект Перечня на 2022 год, который был опубликован 08.10.2021, на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Как обоснованно отметил суд, уполномоченный opган не обязан информировать конкретных собственников объектов об их включении в перечень или исключении из него. Такое информирование осуществляется путем публикации сведений для всеобщего обозрения, что предполагает активную роль заинтересованных лиц в получении ими данных, необходимых и обязательных для правильного определения нaлогoвoй базы на соответствующий налоговый период.
Перечни на 2020-2022 годы были размещены Комитетом на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 24.12.2019, 30.12.2020, 28.12.2021 соответственно, то есть опубликованы в установленном порядке и в установленный срок.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2022 по делу № А56-20482/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | К.В. Галенкина | |
Судьи | Ю.С. Баженова С.М. Кротов |