НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 № А21-469/17

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 августа 2017 года

Дело № А21-469/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.

судей  Лопато И.Б., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Волковой Т.В.

при участии: 

от истца (заявителя): Шелест Р.В. – доверенность от 20.01.2017;

от ответчика (должника): 1) Мироненко А.А. – доверенность от 15.12.2016; 2) Мациевская А.Ф. – доверенность от 29.03.2017;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-12256/2017 ) ООО "ЯнтарьСервисБалтик" на решение Арбитражного суда   Калининградской области от 29.03.2017 по делу № А21-469/2017 (судья  Зинченко С.А.), принятое

по заявлению ООО "ЯнтарьСервисБалтик"

к 1) ООО "БалтМорСтрой", 2) ФГУП "Росморпорт"

о признании недействительным открытого запроса предложений в электронной форме

установил:

Общество  с ограниченной ответственностью «ЯнтарьСервисБалтик» (ОГРН 1103925022948; место нахождения: 238560, Калининградская область, г. Светлогорск, ул. Аптечная, д. 10, пом. 1А, далее - Общество) обратилось в арбитражный сук  с заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» (ОГРН 1037702023831; место нахождения: 127055, Москва, ул. Сущевская, д. 19, стр. 7, далее – ФГУП Росморпорт», заказчик) и  обществу с ограниченной ответственностью «БалтМорСтрой» (ОГРН 1093925039350; место нахождения: 236010, г. Калининград, ул. Огарева, д. 8, далее - ООО «БалтМорСтрой», победитель) о признании недействительным открытого запроса предложений в электронной форме по выбору организации на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства «База СНО п. Рыбачий» в г. Калининграде по ул. Петрозаводской, 116, оформленного протоколом заседания комиссии № КУ 05-16/2 от 28.12.2016 ФГУП «Росморпорт» в лице Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», и признании ООО «ЯнтарьСервисБалтик» победителем открытого запроса предложений закупки № 31604323043, по выбору организации на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства «База СНО п. Рыбачий» в г. Калининграде по ул. Петрозаводской, 116, проведенного ФГУП «Росморпорт» в лице Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

Решением суда  от 29.03.2017 в удовлетворении заявленных требований  отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда  отменить  и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования Общества в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судом дана неправильная оценка представленным в материалы дела доказательствам, выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители ФГУП «Росморпорт» и ООО «ЯнтарьСервисБалтик» просили в удовлетворении жалобы  отказать, решение суда  оставить без изменения.

            Законность и  обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,  14.11.2016 предприятие (заказчик) разместило на сайте zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме (КУ 05-16) по выбору организации на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства «База СНО п. Рыбачий» в г. Калининграде по ул. Петрозаводской, 116.

В соответствии с протоколом заседания комиссии № КУ 05/16/2 по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме от 28.12.2016  заявки поступили от ООО «БалтМорСтрой», ООО «ЯнтарьСервисБалтик» (заявки указанных лиц признаны соответствующими требования документации открытого запроса предложений), ООО «ЗападСтройИнжиниринг» и ООО «Западный город Балтики» (заявки признаны не соответствующими требованиям документации запроса предложений).

При этом заявке ООО «БалтМорСтрой» присвоено 9,44 балла, а заявке ООО «ЯнтарьСервисБалтик» - 9,032 балла, в связи с чем ООО «БалтМорСтрой» признано победителем открытого запроса предложений, а ООО «ЯнтарьСервисБалтик»  признано участником, занявшим второе место.

25.01.2017 ООО «ЯнтарьСервисБалтик» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в обоснование которого положены следующие доводы:

 - ООО БалтМорСтрой» не представлены документы и сведения, подтверждающие наличие опыта выполнения работ, аналогичных предмету спорного запроса предложений,

- ООО «БалтМорСтрой» представило недостоверные документы об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные бюджетные фонды за прошедший календарный год,

Указанные обстоятельства, по мнению Общества,  являются основанием для отказа в допуске к участию в закупке и отстранения участника от участия в закупке на любом этапе ее проведения,  полагает, что Предприятием нарушены требования части  1 статьи  2, части  1 статьи  3, части  6 статьи  3 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее  - закон № 223), пункт  3 части  1 статьи  17 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон № 135) , а также пункт  11.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Росморпорт» (далее – Положение  о закупках), утвержденного приказом ФГУП «Росморпорт» от 02.10.2013 № 489.

Суд первой  инстанции,  отказывая в удовлетворении  заявленных требований,  правомерно исходил из следующего.

Спорный запрос предложений проведен предприятием на основании Закона № 223 и Положения о закупках.

В соответствии с частью  1 статьи  2 Закона № 223 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 закона № 223  Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 статьи 3 Закона № 223 определены следующие принципы, которыми руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части  3 статьи  3 Закона № 223 в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Согласно  части  6 статьи  3 Закона № 223 не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими  товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Утвержденным Предприятием Положением о закупке  среди прочих предусмотрен  такой способ закупки как открытый запрос предложений (подпункт  4 пункта  4.1.1), под которым в пункте  4.5.1 Положения понимается конкурсная процедура, при которой информация о потребностях в товарах, работах, услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте и сайте заказчика извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений. Победителем является участник, предложивший лучшее сочетание условий исполнения договора, содержащихся в заявке на участие в запросе предложений, и/или подтвердивший лучшую квалификацию (качестве, товаров, работ, услуг).

Подпунктом  4 пункта  5.3.1.1 Положения о закупках предусмотрено, что у участника не должно иметься задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 5 % балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При наличии задолженности участник считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в закупке не принято.

Подпунктом 3 пункта 5.3.2.1 Положения предусмотрено, что заказчик вправе предъявить к участникам такое требование о квалификации как наличие за последние 2 года, предшествующие размещению информации о закупке на официальном сайте и сайте заказчика, опыта выполнения не менее 2 аналогичных поставок товаров, работ, услуг стоимостью не менее 50 % начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке. Участник должен подтвердить свое соответствие путем представления копий договоров и актов выполненных работ. При этом в документации о закупке должно быть указано, какие товары, работы, услуги будут считаться аналогичными закупаемым товарам, работам, услугам.

В соответствии с пунктом 11.4.4 Положения о закупках победителем в проведении запроса предложений признается участник закупки, соответствующий требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений, подавший заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении и документации, и в которой в соответствии с критериями и порядком оценки, установленным в документации о проведении запроса предложений, содержится лучшее сочетание условий исполнения договора.

 В пункте  1 Раздела 1 Документации среди прочих установлены обязательные требования к участникам запроса предложений, в том числе:

- отсутствие у участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонда за прошедший календарный год, размер которой превышает 5 % балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При наличии задолженности участник считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ и решение по жалобе на день рассмотрения заявки на участие в запросе не принято,

- наличие за последние 2 года, предшествующие размещению информации о запросе на официальном сайте и сайте заказчика, опыта выполнения не менее 2 аналогичных работ (договоров), общей стоимостью не менее 50 % начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации о запросе. Участник должен подтвердить свое соответствие путем представления копий договоров (представляются копии значимых страниц договоров: титульные листы договора; листы, содержащие информацию о предмете договора, стоимости, сроках выполнения работ и т.д.; лист договора с подписью сторон) и актов выполненных работ. Аналогичными работами считаются работы по строительству и реконструкции объектов производственного назначения, в состав которых входят: служебно-производственные здания, котельная, и очистные сооружения ливневых стоков.

Согласно разделу 4 Документации «Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в запросе», заявка участника должна содержать: 5) справку о наличии у участника опыта выполнении работ, аналогичных предмету запроса, 6) копии документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ, аналогичных предмету запроса с учетом требований, установленных п. 1 Раздела 1 Документации, 10) копия справки (акта сверки), выданной (выданного) налоговой инспекцией, об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и санкций, заверенная руководителем организации (уполномоченным лицом), 11) копии форм № 1 «Бухгалтерский баланс» и № 2 «Отчет о финансовых результатах» за два предыдущих года (с отметкой налоговой инспекции) и за последний отчетный период отчетного года (в случаях, когда промежуточная отчетность организации составляется), заверенные печатью организации (при наличии печати), 12) копия формы «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах», заверенная печатью организации.

Документация по запросу предложений не содержит иных требований к  документам, подтверждающим соответствие участника названным выше требованиям.

При этом пунктом  11 Документации предусмотрено, что комиссия рассматривает заявки на участие в запросе на соответствие требованиям, установленным настоящей Документацией, и соответствие участников требованиям, установленным в пункте  1 настоящего раздела. Отвечающей требованиям признается заявка, которая соответствует всем положениям, условиям и спецификациям Документации и не содержит существенных отклонений и оговорок.

На основании результатов рассмотрения заявок комиссией принимается решение: о допуске участника к участию в запросе; об отказе в допуске участника к участию в запросе. Участник не допускается к участию в запросе, в том числе, в случае: непредоставления определенных пунктом  4 настоящего раздела документов, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике или о работах, являющихся предметом запроса; несоответствия требованиям установленным в пункте  1 настоящего раздела; -несоответствие заявки требованиям Документации, в том числе, если: а) заявка не соответствует форме, представленной в документации и (или) не имеет в содержании обязательной информации согласно требованиям запроса.

 В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником в соответствии с пунктом  4 настоящего раздела, а также если у участника имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 5 % балансовой стоимости активов участника, заказчик, комиссия вправе отстранить такого участника от участия в запросе на любом этапе его проведения.

 Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе и определения победителя открытого запроса предложений в электронной форме определен в пункте  13 Раздела 1 Документации, в подпункте  2.2 которого предусмотрено, что в случае непредоставления одного из документов (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, аудиторское заключение о предоставленной бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший год (РСБУ или МСФО) (в случае если аудит является обязательным)) участнику присваивается 0 баллов по показателю «обеспеченность финансовыми ресурсами».

По результатам проведения запроса заказчик формирует протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе, содержащий сведения обо всех участниках запроса, подавших заявки, об отклоненных заявках, с обоснованием причин отклонения, о порядке определения победителя, наименование и почтовый адрес победителя в проведении запроса, а также участника, который, по решению комиссии, предложил лучшее после победителя в проведении запроса условия исполнения договора.

Протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе подписывается всеми присутствующими членами комиссии и утверждается заказчиком в течение 1 дня после определения победителя.

Указанный протокол размещается на официальном сайте заказчика в течение трех дней со дня подписания такого протокола.

Как установлено судом и следует из материалов дела,  из представленной ООО «БалтМорСтрой» в составе заявки справке  опыт выполнения обществом работ, аналогичных предмету запроса, подтверждается:

- договором подряда № 02/09/2013 от 02.09.2013) на выполнение работ по объекту «Реконструкция берегоукрепительных сооружений набережной Адмирала Трибуца в г. Калининграде», стоимость  работ: 216 547,2 тыс. руб., период выполнения работ: сентябрь 2013 года – декабрь 2014 года,

- договором строительного подряда № 05/11/13 от 05.11.2013  на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов административно-производственного назначения на объекте строительства «Реконструкция сооружений набережной Адмирала Трибуца в   г. Калининграде (1, 4, 5 этапы)», стоимость работ: 41 005,2 тыс. руб., период выполнения работ: ноябрь 2013 года – март 2015 года.

Из пояснений  ФГУП «Росморпорт» следует,  что в соответствии с актами о приемке выполненных работ в состав работ по договору № 02/09/2013 от 02.09.2013 вошли такие работы как устройство ливневой канализации на променаде с полным составом работ, а именно, прокладка трубопроводов, устройство колодцев, устройство канализационно - насосной станции, устройство очистных сооружений; устройство водовыпуска в акваторию, устройство низковольтных электрических сетей, прокладка трубопроводов, устройство дорожного покрытия, работы по устройству павильона, а в состав работ по договору № 05/11/13 от 05.11.2013 вошли: внутренние электромонтажные работы, прокладка наружного водопровода, прокладка хозяйственно-бытовой канализации, прокладка ливневой канализации, молниезащита здания, вентиляционные работы внутри здания, система цифрового охранного видеонаблюдения, устройство теплового пункта и системы отопления здания.

Доводы заявителя о том, что представленные  ООО «БалтМорСтрой» договоры не подтверждают выполнение обществом аналогичных работ, поскольку берегоукрепительное сооружение набережной Адмирала Трибуца является объектом непроизводственного назначения, правомерно не приняты судом  во внимание, поскольку объектом непроизводственного назначения является берегоукрепительные сооружения набережной Адмирала Трибуца, в то время как при реконструкции берегоукрепительных сооружений набережной обществом осуществлялись работы по устройству очистных сооружений, прокладке ливневой канализации, работы по устройству павильона, являющихся объектами производственного назначения.

Несоответствие отдельных видов работ, предусмотренных Документацией, работам, перечисленным в актах, представленных ООО «БалтМорСтрой» в подтверждение своего опыта выполнения работ, не может являться основанием для вывода о неподтверждении ООО «БалтМорСтрой» своего опыта по осуществлению работ по закупке в целом.

При этом Положением не предусмотрено вычленение из общей стоимости работ по представленным договорам стоимости лишь аналогичных запрашиваемым заказчиком в спорном запросе предложений работ.

Из материалов дела следует, что  работы по указанным договорам выполнялись в течение 2 лет до размещения извещения о проведении спорного запроса предложений.

Следовательно, комиссией заказчика обоснованно приняты работы по указанным договорам в качестве аналогичных работам, необходимым для выполнения по спорному запросу предложений.

Таким образом, требования пунктов  5 и 6 раздела 4 Документации ООО «БалтМорСтрой» соблюдены.

Пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе  привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

Доводы Общества  о том, что по указанным договорам работы непосредственно осуществлялись не ООО «БалтМорСтрой», а ООО «ЗпаадГрадЭнергоИнвест», правомерно отклонены судом, поскольку ни Положением, ни Документацией не предусмотрено, что участник должен был сам осуществлять работы, аналогичные запросу.

Довод Общества о том, что в ходе аналогичной закупки заказчиком проверялись представленные заявителем сведения, не свидетельствуют об обязанности заказчика  в каждом случае запрашивать сторонние организации о подтверждении представленных участниками сведений. Как обоснованно указал суд, действующим законодательством, положением и Документацией не предусмотрено проведение со стороны комиссии по закупкам каких-либо дополнительных проверочных действий по проверке всех представленных сведений, кроме оценки документов, представленных в составе заявки.

В составе своей заявки ООО «БалМорСтрой» представило копию справки № 41109 об отсутствии задолженности по налогам и сборам по состоянию на 21.11.2016.

Таким образом, требование пункта 10 раздела 4 Документации соблюдено.

При изложенных обстоятельствах у комиссии заказчика не имелось оснований для отказа ООО «БалтМорСтрой» в допуске к участию в спорном запросе предложений или для отстранения его от участия в запросе предложений.

Доказательств неправильного определения победителя запроса предложений в связи с неправильной оценкой заявок ООО «БалтМорСтрой» и ООО «ЯнтарьСервисБалтик» заявителем в нарушение статей  9, 65 АПК РФ также не представлено.

Таким  образов, доводы Общества  о нарушении заказчиком  требований части  1 статьи  2, части  1 статьи  3, части  6 статьи  3  Закона № 223, пункта 3 части 1 статьи  17 Закона № 135, а также пункта  11.4  Положения в ходе рассмотрения дела документального подтверждены не были.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований ООО «ЯнтарьСервисБалтик».

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Довода апелляционной жалобы  аналогичны  доводам, изложенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 29 марта 2017 года по делу №  А21-469/2017   оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЯнтарьСервисБалтик»- без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

И.Б. Лопато

 А.Б. Семенова