ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
28 февраля 2022 года
Дело №А42-9447/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: предст. ФИО2 – доверенность от 01.02.2022
от заинтересованного лица: предст. ФИО3 – доверенность от 21.10.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42984/2021) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.11.2021 по делу № А42-9447/2020 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Севнор Менеджмент»
к Мурманской таможне
об оспаривании решений от 15.09.2020 10203000/210/150920/Т000005/001, от 15.09.2020 № 10203000/210/150920/Т000005/002
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Севнор Менеджмент» (далее - заявитель, Общество, ООО «Севнор Менеджмент») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решений Мурманской таможни (далее – таможенный орган, Таможня) от 15.09.2020 №10203000/210/150920/Т000005/001 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10203100/231214/0002007, а также решения от 15.09.2021 № 10203000/210/150920/Т000005/002 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №10203100/061017/0001917.
Решением суда первой инстанции от 09.11.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 09.11.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание и отклонено заключение ООО «Респект» от 20.07.2020 № 242/20, на основании которого таможенная стоимость спорного судна была определена таможенным органом в размере 226 761 659,60 руб. (стоимость судна 223 007 000 руб. + расходы на доставку и страхование). Податель жалобы указывает на то, что заключение от 20.07.2020 № 242/20 составлено экспертом ФИО4, который имеет надлежащую квалификацию, оформлено в полном соответствии с Порядком заполнения заключения таможенного эксперта (эксперта), утвержденного Приказом ФТС России от 17.01.2019 № 46. При этом, при проведении судебной экспертизы (заключение от 05.07.2021 № 05-Э/2021) экспертом были некорректно выбраны в качестве аналогов судно «РКЗ Константа», ИМО 8711289, а также аналоги типа балкер HAkufa и Navision Leader, типа Roro Cargo, при том, что спорное судно имеет тип General Cargo; аналоги значительно отличаются от объекта оценки по габаритам, валовой вместимости, дедвейту, отсутствуют сведения о ледовом классе.
В судебном заседании 22.02.2022 представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Обществом (фрахтователь) и компанией Ямал Ирбис Лимитед («Yamal Irbis Limited» (Кипр) (собственник) был заключен договор бербоут-чартера от 24.11.2014, в соответствии с которым в пользование и во владение на определенный срок (на два года с правом продления) фрахтователю предоставляется судно «Sea Enterpriser» (ИМО 8502092), флаг Кипр. На основании договора судно зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре под № Б05-18-467
10.12.2014 наименование судна изменено на «Ямал Ирбис», капитаном порта Архангельск выдано Обществу свидетельство о праве плавания под флагом РФ от 10.12.2014, Российским морским регистром судоходства выдано классификационное свидетельство от 10.12.2014 №14.20397.262.
23.12.2014 таможенным представителем ООО «Балтика-Транс», действующим от имени и по поручению Общества на Поморском таможенном посту Архангельской таможни под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ №10203100/231214/0002007 был помещен товар – сухогрузное судно типа «река-море», теплоход «Ямал Ирбис», год постройки 1998, собственник Ямал Ирбис Лимитед (Кипр, Лимассол). Стоимость судна согласно счету-проформе от 10.12.2014, выставленному компанией Ямал Ирбис Лимитед только для таможенных целей, составила 2 575 000 долларов США.
В связи с отсутствием сделки купли-продажи таможенная стоимость судна была определена декларантом по резервному методу определения таможенной стоимости (метод 6) на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) и заявлена в размере 149 226 709,60 руб. В состав таможенной стоимости судна включены:
- стоимость судна по счету-проформе/проформе-инвойсу от 10.12.2014 в размере 2 575 000 долларов США (145 472 050 руб. по курсу доллара США к рублю РФ на 23.12.2014);
- стоимость страхования на период перехода (13 дней) в размере 1709,59 долларов США (96 581,58 руб. по курсу доллара США к рублю РФ на 23.12.2014);
- эксплуатационные расходы на переход из порта Фредериция (Дания) в порт Архангельск – 64 751, 62 долларов США (3 658 078,02 руб. по курсу доллара США к рублю РФ на 23.12.2014).
06.10.2017 таможенным представителем ООО «Балтимпекс», действующим от имени и по поручению Общества на основании доверенности в целях завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) на Поморском таможенном посту Архангельской таможни под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ №10203100/061017/0001917 помещено судно «Ямал Ирбис».
За основу таможенной стоимости судна по ДТ №10203100/061017/0001917 принята таможенная стоимость судна «Ямал Ирбис», заявленная при первоначальном помещении судна под таможенную процедуру временного ввоза по ДТ №10203100/231214/0002007 в размере 149 226 709,60 руб., которая была определена резервным методом (метод 6) на базе первого метода, то есть на базе стоимости сделки с ввозимыми товарами, за основу принята стоимость судна по счету/проформе-инвойсу от 10.12.2014 в размере 2 575 000 долларов США (145 472 050 руб. по курсу доллара США к рублю РФ на 23.12.2014).
В качестве подтверждающих таможенную стоимость документов кроме счета проформы/проформы-инвойса от 10.12.2014 к ДТ №10203100/061017/0001917 было предоставлено дополнительное соглашение от 29.09.2017 №3 к договору бербоутчартера от 21.11.2014, заключенному между Обществом и компанией Ямал Ирбис Лимитед (Кипр, Лимассол). Данное дополнительное соглашение определяет вид сделки как купля и сумму контракта в размере 2 575 000 долларов США.
06.10.2017 Поморским таможенным постом Архангельской таможни теплоход «Ямал Ирбис» выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
На основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) Архангельской таможней (реорганизована в соответствии с приказом ФТС от 27.03.2020 № 325 с 01.09.2020 в форме присоединения к Мурманской таможне) в период с 02.03.2020 по 20.08.2020 проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «Севнор Менеджмент» на предмет достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации (контроль достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости судна «Ямал Ирбис»).
В ходе осуществления таможенного контроля таможенным органом установлено, что фактурная стоимость судна «Ямал Ирбис», заявленная при таможенном оформлении по ДТ №10203100/231214/0002007 существенно ниже чем фактурные стоимости судов: т/х «Инженер Турбин», задекларированного 18.02.2013, и т/х «Инженер Вешняков», задекларированного 13.11.2012 и др.
Кроме того, в ходе таможенного контроля установлено, что покупатель – ООО «Севнор Менеджмент» и продавец – компания «Yamal Irbis Limited» (Кипр) являются взаимосвязанными лицами (первоначальным покупателем судна являлась компания «Sevnor-Limited», которая согласно выписке из ЕГРЮЛ является учредителем ООО «Севнор Менеджмент»; в свою очередь компания «Sevnor Limited» является держателем акций компании «Yamal lrbis Limited»), при этом данная взаимосвязь повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за спорное судно, поскольку перепродажа осуществлена без получения прибыли и таможенный орган располагает отличающейся ценовой информацией о сделках купли-продажи в отношении судов аналогичного назначения, совершенных в сопоставимый период времени между невзаимозависимыми лицами.
С учетом изложенного, Таможня сделала вывод о том, что стоимость судна, указанная в счете-проформе/проформе-инвойсе от 10.12.2014 и цена, указанная в договоре бербоут-чартера от 21.11.2014 (дополнительное соглашение №3), в размере 2 575 000 долларов США не могут быть приняты в качестве основы для определения таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ №10203100/231214/0002007, соответственно заявленная в ДТ №10203100/231214/0002007 и №10203100/061017/0001917 таможенная стоимость не является достоверной, в связи с чем таможенный орган самостоятельно определил таможенную стоимость морского судна «Ямал Ирбис» на основании метода оценки, предусмотренном статьей 45 ТК ЕАЭС (резервный метод).
В целях определения таможенной стоимости морского судна «Ямал Ирбис» в ходе таможенной проверки была назначена и проведена таможенная экспертиза по вопросу определения его рыночной стоимости по состоянию на 23.12.2014 на мировом рынке, проведение экспертизы поручено эксперту ООО «Респект» ФИО4 Согласно заключению эксперта ООО «Респект» от 20.07.2020 №242/20 рыночная стоимость судна «Ямал Ирбис» по состоянию на 23.12.2014 составляла 210 664 000 руб.
C учетом изложенного, таможенная стоимость спорного судна определена Таможней по резервному методу определения таможенной стоимости (шестой метод) на основании заключения эксперта от 20.07.2020 № 242/20 и с учетом дополнительных расходов на доставку и страхование судна и составила: 210 664 000 руб. + 96 581,58 руб. + 3 658 078,02 руб. = 214 418 659,60 руб.
С учетом ставки ввозной таможенной пошлины 5% и НДС 18%, сумма таможенных платежей составила 51 246 059 руб. 64 коп., в том числе: таможенная пошлина - 10 720 932, 98 руб., НДС - 40 525 126,66 руб.
Сумма уплаченных Обществом таможенных платежей составила 35 665 183,59 руб., в том числе таможенная пошлина в сумме 7 461 335,48 руб., НДС в сумме 28 203 848,11 руб.
Соответственно, сумма неуплаченных таможенных платежей по расчету таможенного органа составила 15 580 876,05 руб.
Результаты проверки отражены в акте камеральной таможенной проверки от 15.09.2021 №10203000/210/200820/А000005.
По результатам камеральной таможенной проверки Таможней вынесены решения от 15.09.2020 №10203000/210/150920/Т000005/001 и №10203000/210/150920/Т000005/002 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары: №10203100/231214/0002007 и №10203100/061017/0001917.
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, которое было удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 09.11.2021 в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС, действовавшего в период таможенного декларирования спорного судна) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение), действовавшего на момент декларирования, установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения. Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки, в числе которых в подпункте 4 пункта 1 статьи 4 Соглашения указано, что покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 данной статьи).
Согласно пункту 4 статьи 4 Соглашения в случае если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами и при этом на основе информации, предоставленной декларантом (таможенным представителем) или полученной таможенным органом иным способом, таможенный орган обнаружит признаки того, что взаимосвязь продавца и покупателя повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, то таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту (таможенному представителю) об этих признаках. В этом случае таможенный орган принимает решение о проведении дополнительной проверки, в том числе с целью анализа сопутствующих продаже обстоятельств. Декларант (таможенный представитель) имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи продавца и покупателя на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.
Доказательство отсутствия влияния взаимосвязи продавца и покупателя на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, в целях определения таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (пункт 1 настоящей статьи) осуществляется способом, указанным либо в пункте 4.1 настоящей статьи, либо способом, указанным в пункте 4.2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения и пункту 4 статьи 65 ТК ТС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Аналогичные положения закреплены и в применяемом с 01.01.2018 Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
В пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС определено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС. при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
существенно не влияют на стоимость товаров;
установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
В силу пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС в случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
При этом, согласно пункту 1 статьи 45 ТК ЕАЭС в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41 - 44 настоящего Кодекса, таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из принципов и положений настоящей главы на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза.
Исходя из пункта 13 статьи 38 ТК ЕАЭС, таможенные органы вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью.
По правилам пункта 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Евразийского экономического союза (пункты 1 и 2 статьи 313 ТК ЕАЭС).
На основании подпункта 2 пункта 4 и пункта 5 статьи 325 ТК ЕАЭС в случаях, когда таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах, он вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 325 ТК ЕАЭС декларантом представляются запрошенные документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют.
Согласно пункту 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государствчленов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки Таможня установила, что судно «Ямал Ирбис» относится к типу «Капитан Гончаров» (2-я серия т/х ФИО5 (2), проект Мальта. К данному типу также относятся морские суда: Инженер ФИО6 (ИМО 8502080), Инженер Вешняков (ИМО 8502107), построенные на той же судоверфи в сопоставимый период времени, аналогичные по своим характеристикам (длина, ширина, высота борта, валовая вместимость, год постройки) судну «Ямал Ирбис».
В ходе осуществления таможенного контроля таможенным органом установлено, что фактурная стоимость судна «Ямал Ирбис», заявленная при таможенном оформлении по ДТ №10203100/231214/0002007 существенно ниже чем фактурная стоимость судов: т/х «Инженер Турбин», задекларированного 18.02.2013 по ДТ 10226180/180213/0000831, и т/х «Инженер Вешняков», задекларированного 13.11.2012 по ДТ 102031000/131112/0002609.
Кроме того, Таможней установлено, что судно «Ямал Ирбис» куплено Обществом у компании «Yamal Lrbis Limited» (Кипр). В свою очередь компания «Yamal lrbis Limited» приобрела судно «Ямал Ирбис» (бывшее название «Sea Enterpriser») у компании «S.E.S Sea Enterprise Shipping Ltd» (Кипр).
Согласно меморандуму о соглашении от 01.09.2014 компания «S.E.S Sea Enterprise Shipping Ltd» (Продавец) обязуется продать, а компания «Sevnor Limited» (Кипр) (Покупатель) обязуется купить универсальное сухогрузное судно «Sea Enterpriser, IMO 8502092, год постройки 1998. Номинированное Покупателем государство флага - Россия. Покупная цена составляет 2 575 000 долларов США.
11.11.2014 к указанному выше меморандуму о соглашении подписано дополнение № 1 сторонами: компанией «S.E.S Sea Enterprise Shipping Ltd» (Продавец), компанией «Sevnor Limited» (Первоначальный покупатель) и компанией «Yamal lrbis Limited» (новый покупатель), согласно которому первоначальный покупатель изъявляет желание, чтобы новый покупатель, являющийся дочерней компанией первоначального покупателя, заменил его в качестве стороны меморандума о соглашении, начиная с даты подписания дополнения. Первоначальный покупатель полностью переуступает и передает все права, правовые титулы и имущественные интересы новому покупателю, а новый покупатель, приобретая судно в соответствии с заключенным меморандумом, берет на себя все обязательства и ответственность первоначального покупателя.
Таким образом, таможенным органом установлено, что первоначальным покупателем спорного судна являлась компания «Sevnor-Limited», которая согласно выписке из ЕГРЮЛ является учредителем ООО «Севнор Менеджмент». В свою очередь компания «Sevnor Limited» является держателем акций компании «Yamal lrbis Limited».
Указанные сведения подтверждаются информацией, поступившей из НЦБ Интерпола УМВД России по Архангельской области.
Согласно представленным данным, учредителем компании ООО «Севнор Менеджмент» является компания «Sevnor Limited», которая зарегистрирована 08.05.2012 под номером <***>, юридический адрес: Ayiou Athanasiou 46, Hermes plaza, Office 201 A, 4102, Limassol Секретарь: компания Scribaco Limited (регистрационный номер <***>). Директорами компании «Sevnor Limited» являются гражданин Норвегии ФИО7 и гражданин Швеции ФИО8.
Компания «Yamal Irbis Limited» зарегистрирована 11.11.2014 под номером <***>, юридический адрес Ayiou Athanasiou 46, HERMES PLAZA, Office 201A, 4102, Limassol. Секретарь: компания Scribaco Limited (регистрационный номер HE363982). Держатель акции - компания «Sevnor Limited» (<***>). Директорами компаний являются гражданин Норвегии ФИО7 и гражданин Швеции ФИО8.
Меморандум о соглашении на продажу судна заключен 01.09.2014, дополнение № 1 к нему, меняющее первоначального покупателя судна «Sevnor Limited» на нового покупателя «Yaraal Irbis Limited» заключено 01.11.2014, а 21.11.2014 между компанией «Yamal Irbis Limited» и ООО «Севнор Менеджмент» заключен договор бербоут-чартера на пользование и владение судном «Sea Enterprised» (ИМО 8502092), дальнейшее название «Ямал Ирбис».
Таким образом. фактически компания «Yamai Irbis Limited» приобрела судно «Ямал Ирбис» (ранее «Sea Enterpriser) у компании «Sea Enterprise Shipping Ltd» менее чем за месяц до его ввоза на таможенную территорию Таможенного союза ООО «Севнор Менеджмент».
При этом стоимость сделки, отраженная в дополнительном соглашении №3 от 29.09.2017 к договору бербоут-чартера от 21.11.2014, на которую Общество ссылалось в обоснование заявленной таможенной стоимости, осталась неизменной в размере 2 575 000 долларов США, то есть указанная в договоре бербоут-чартера от 21.11.2014 стоимость сделки в размере 2 575 000 долларов США не только не предусматривала получение прибыли, что подразумевает обычная коммерческая деятельность, но и не покрывала всех расходов продавца, связанных с покупкой товара и продажей его другому лицу, поскольку продажа осуществлена по той же цене с фактическим предоставлением рассрочки по оплате товара.
Согласно статье 37 ТК ЕАЭС под взаимосвязанными лицами понимаются лица, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
они являются сотрудниками или директорами (руководителями) организаций друг друга;
они являются юридически признанными деловыми партнерами, то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;
они являются работодателем и работником;
какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них; одно из них прямо или косвенно контролирует другое;
оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом; вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо; они являются родственниками или членами одной семьи.
Если лица являются партнерами в совместной предпринимательской или иной деятельности и при этом одно из них является исключительным (единственным) агентом, исключительным дистрибьютором или исключительным концессионером другого, как бы это ни было представлено, такие лица должны считаться взаимосвязанными для целей настоящей главы, если они отвечают хотя бы одному из указанных условий.
Лицо считается контролирующим другое лицо, если оно юридически или практически имеет возможность ограничивать действия этого лица или управлять ими.
Учитывая изложенное, поскольку покупатель ООО «Севнор менеджмент» и продавец Компания «Yamal Irbis Limited» являются взаимосвязанными лицами, при этом данная связь повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую оплате, поскольку перепродажа осуществлена без получения прибыли, а таможенный орган располагал отличающейся ценовой информацией о сделках купли-продажи в отношении судов аналогичного назначения, совершенных в сопоставимый период между невзаимосвязанными лицами, Таможня пришла к выводу о том, что стоимость судна, указанная в счете-проформе/проформе-инвойсе от 10.12.2014 и цена, указанная в договоре бербоут-чартера от 21.11.2014 в размере 2 575 000 долларов США, не может быть принята для определения таможенной стоимости товара.
В целях определения таможенной стоимости морского судна «Ямал Ирбис» в ходе таможенной проверки была назначена и проведена таможенная экспертиза по вопросу определения его рыночной стоимости по состоянию на 23.12.2014 на мировом рынке, проведение экспертизы поручено эксперту ООО «Респект» ФИО4
Согласно заключению эксперта ООО «Респект» от 20.07.2020 № 242/20 рыночная стоимость судна «Ямал Ирбис» по состоянию на 23.12.2014 сравнительным подходом составляет 210 664 000 руб.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно указал на невозможность проверить примененные экспертом ООО «Респект» при составлении заключения от 20.07.2020 № 242/20 источники ценовой информации, в связи с недоступностью интернет-страниц; а также наличие несоответствий и противоречий в заключении ООО «Респект» от 20.07.2020 № 242/20, в том числе:
- некорректное применение отдельных федеральных стандартов оценки (ФСО); в частности, эксперт применяет ФСО-7 «Оценка недвижимости», в то время как применению в рассматриваемом случае подлежит ФСО-10 «Оценка машин и оборудования» в соответствии с пунктом 5 указанного ФСО-10;
- отсутствие анализа рынков первичного и вторичного аналогичных судов, а также рынка фрахтования аналогичных судов (анализ рынка произведен только в части первичного рынка, то есть рынка судостроения, без указания цен постройки аналогичных и сопоставимых судов);
- использование цен предложения аналогов с НДС и ошибочная корректировка на сумму НДС, в то время как НДС зависит от места реализации судна;
- наличие противоречий и ошибок в указании технических характеристик выбранных экспертом аналогов, в частности, по аналогу 2 в графе «Мощность, кВт» указано 4 055,88, однако мощность данного судна составляет 4 000 л.с. или 2 941,18 кВт; по аналогам 1 и 3 указано «крановая установка +», в то время как она фактически отсутствует; по аналогу 1 не указано на наличие ледового класса судна в графе «Класс»; по аналогу 3 цена предложения, выраженная в Евро, переведена в Доллары США без указания курса перевода, данные по объектам-аналогам не соответствуют принт-скринам; выбранные аналоги 1 и 3 не являются аналогами объекта экспертизы, поскольку сухогрузные суда не имеют кранов;
- не обоснованы произведенные корректировки на налог с продажи, на торг, на износ, на дедвейт; при этом отсутствует корректировка на срок действия документов регистра, на ледовый класс.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленной Обществом в таможенный орган в ходе проверки и в материалы дела рецензией ООО «Корабли и люди» от 11.09.2020 №0200901Е.
При этом, представленное в материалы дела письмо ООО «Респект» от 16.02.2021 не пояснило все вышеуказанные противоречия и несоответствия в заключении от 20.07.2020 № 242/20 (в том числе в части противоречий и ошибок в указании технических характеристик выбранных экспертом аналогов, необоснованности примененных корректировок, недоступности интернет-страниц с источниками ценовой информации).
Кроме того, Обществом был представлен в материалы дела отчет об оценке от 14.09.2020 № 020091Е, составленный ООО «Корабли и люди», согласно которому рыночная стоимость судна «Ямал Ирбис» при оценке сравнительным подходом по состоянию на 23.12.2014 составляла 2 291 520 долларов США или 129 457 141 руб. по курсу доллара США, равному 56,4940 руб.
Поскольку в ходе судебного разбирательства сторонами были представлены заключения о различной рыночной стоимости судна, с существенным отклонением стоимости, определением Арбитражного суда Мурманской области от 27.05.2021 на в соответствии со статьей 82 АПК РФ назначена судебная экспертиза рыночной стоимости судна «Ямал Ирбис» с поручением ее проведения эксперту-оценщику Союза «Торгово-промышленная палата Мурманской области» (Северная) ФИО9. На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: какова рыночная стоимость судна «Ямал Ирбис» (ИМО 8502092, 1998 года постройки) для целей ввоза на таможенную территорию Российской Федерации по состоянию на 23.12.2014.
Согласно заключению эксперта Союза «Торгово-промышленная палата Мурманской области» (Северная) ФИО9 от 05.07.2021 № 05-Э/2021 рыночная стоимость судна «Ямал Ирбис» для целей ввоза на таможенную территорию Российской Федерации по состоянию на 23.12.2014 составляла 2 071 475 долларов США, что по курсу ЦБ РФ на 23.12.2014 составило 117 025 909 руб.
Судебная экспертиза по делу проведена в соответствии с требованиями статей 82, 83 и 86 АПК РФ, заключение эксперта Союза «Торгово-промышленная палата Мурманской области» (Северная) от 05.07.2021 № 05-Э/2021 соответствует требованиям статьи 86 АПК РФ.
Доводы Таможни о невозможности принятия заключения эксперта от 05.07.2021 № 05-Э/2021 обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку по существу они сводятся к несогласию с определенной стоимостью судна, некорректным выбором объектов-аналогов, отсутствием сведений и поправок на характеристики судна.
В суд первой инстанции были представлены письменные пояснения эксперта ФИО9 относительно замечаний Таможни, из которых не усматривается каких-либо видимых противоречий при проведении экспертизы, влекущих изменение итоговой стоимости судна. Эксперт указал на то, что в качестве аналогов были использованы грузовые суда, относящиеся к сухогрузным как и спорное судно; аналоги были выбраны экспертом с учетом ретроспективности даты оценки и ограниченности рынка судов в части ценовой информации; отличие по валовой вместимости, дедвейту, габаритам сами по себе в отрыве от совокупности иных показателей не всегда отражают зависимость цены от данного параметра; ввиду отсутствия информации о типе ледового класса по аналогам введение корректировки экспертом не производилось.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что ссылаясь на некорректность выбранных судебным экспертом аналогов судов, их значительное отличие от объекта оценки по габаритам, валовой вместимости, дедвейту, а также отсутствие сведений о ледовом классе, таможенный орган не учитывает, что в экспертном заключении ООО «Респект» от 20.07.2020 № 242/20 также в качестве аналогов использованы суда типа «балкер» и «контейнеровоз» и различающиеся по отдельным показателям (так аналог 3 по валовой вместимости в 2,5 раз отличается от спорного судна, являющегося объектом оценки); в заключении ООО «Респект» также не сделано поправки по стоимости для различных ледовых классов судов, поправки по стоимости на наличие/отсутствие кранового оборудования и его грузоподъемности, корректировка на дату предложения (дату сделки). Представленные таможенным органом документы в отношении судна «РКЗ Константа», ИМО 8711289, полученные в ходе таможенного контроля, отсутствуют в открытом доступе и не могли быть известны эксперту ФИО9 при проведении судебной экспертизы.
Таможня от проведения повторной судебной экспертизы отказалась. При этом как обоснованно отметил суд первой инстанции, у суда, как и у таможенного органа, отсутствуют надлежащие специальные познания для переоценки выводов эксперта Союза «Торгово-промышленная палата Мурманской области» (Северная) в рамках составленного им заключения от 05.07.2021 № 05-Э/2021, позволяющие рассчитать иную стоимость оцениваемого судна, не прибегая к назначению повторной экспертизы
С учетом изложенного, учитывая наличие противоречий в экспертном заключении ООО «Респект» от 20.07.2020 № 242/20, невозможность проверить примененные в нем источники ценовой информации, а также учитывая существенное превышение стоимости, определенной в заключении ООО «Респект» от 20.07.2020 № 242/20 над значениями, представленными в отчете об оценке ООО «Корабли и люди» от 14.09.2020 №020091Е и экспертном заключении Союза «Торгово-промышленная палата Мурманской области» (Северная) от 05.07.2021 №05-Э/2021, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что установленная таможенным органом рыночная стоимость судна не может быть признана достоверной и принял в качестве основы определения рыночной стоимости спорного судна заключение Союза «Торгово-промышленная палата Мурманской области» (Северная) от 05.07.2021 № 05-Э/2021 в рамках судебной экспертизы.
Согласно экспертному заключению от 05.07.2021 № 05-Э/2021 рыночная стоимость судна «Ямал Ирбис» составила 2 071 475 долларов США, что по курсу ЦБ РФ на 23.12.2014 составило 117 025 909 руб., в то время как Общество в ДТ №10203100/231214/0002007 и №10203100/061017/0001917 заявило стоимость судна (в целях определения его таможенной стоимости) в размере 2 575 000 долларов США (145 472 050 руб.), то есть стоимость, превышающую стоимость, определенную в экспертном заключении от 05.07.2021 № 05-Э/2021.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что таможенным органом не доказана недостоверность сведений о таможенной стоимости судна «Ямал Ирбис» заявленных в ДТ №10203100/231214/0002007 и №10203100/061017/0001917, а, следовательно, не подтверждено наличие оснований для принятия решений о внесении в указанные декларации изменений и доначислении таможенных платежей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования, признал недействительными решения Таможни от 15.09.2021 №10203000/210/150920/Т000005/001 и от 15.09.2021 №10203000/210/150920/Т000005/002 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.
Нарушения судом первой инстанции норм процессуального права не допущено, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 09.11.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09 ноября 2021 года по делу № А42-9447/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.И. Денисюк
Судьи
Л.В. Зотеева
Н.И. Протас