ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
28 октября 2015 года
Дело №А56-20960/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 90-04/15 от 23.04.215, ФИО3 по доверенности от 23.04.2015 № 88-04/15, ФИО4 по доверенности от 23.04.2015 № 89-04/15, ФИО5 по доверенности от 30.01.2015
от ответчика: ФИО6 по доверенности от 03.07.2015 № 13-17/12518, ФИО7 по доверенности от 20.10.2015 № 13-17/21011, ФИО8 по доверенности от 20.07.2015 № 13-17/13749
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22759/2015) Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы №18 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2015 по делу № А56-20960/2015 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ООО "Алекс Фитнес"
к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы №18 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решений, об обязани возместить НДС, о выплате процентов
установил :
Общество с ограниченной ответственностью "Алекс Фитнес" (далее – заявитель, Общество, ООО «Алекс Фитнес») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит:
- признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 18 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция, налоговый орган) от 27.10.2014 № 08-02/1516 БМ об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
- признать недействительным решение Инспекции от 27.10.2014 № 08-02/139 БМА об отказе в возмещении НДС в сумме 7 738 960 руб.,
- обязать Инспекцию возместить Обществу НДС в сумме 7 738 960 руб. путем возврата на расчетный счет,
- обязать Инспекцию уплатить Обществу проценты по ст.176 НК РФ в размере 390 172,57 руб.
В судебном заседании Общество отказалось от требований в части обязании налогового органа возместить НДС в сумме 7 738 960 руб. путем возврата на расчетный счет, а также от требования в части обязания уплатить проценты по ст.176 НК РФ в размере 390 172,57 руб.
Решением суда от 21.07.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решения МИФНС России № 18 по Санкт-Петербургу от 27.10.2014 № 08-02/1516 БМ об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 27.10.2014 № 08-02/139 БМА об отказе в возмещении НДС в сумме 7 738 960 руб. признаны недействительными. В остальной части принят отказ, производство по делу прекращено.
Налоговый орган, не согласившись с решением арбитражного суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представители ООО «Алекс Фитнес» возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения.
Выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела ООО «Алекс Фитнес» обратилось в арбитражный суд с заявлением в связи с проведением камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 1 квартал 2014, по результатам которой составлен акт от 04.08.2014 № 08-02/11102 БМ.
27.10.2014 Налоговым органом принято решение № 08-02/1516 БМ об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением Обществу доначислено 3 608 160 руб. НДС, уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению из бюджета в размере 7 738 960 руб. Обществу предложено уплатить суммы налогов, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением № 08-02/139 БМА об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению Обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 7 738 960 руб.
Обществом решения Налогового органа были обжалованы в УФНС России по Санкт-Петербургу. Решением УФНС России по Санкт-Петербургу от 31.12.2014 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Считая решения от 27.10.2014 № 08-02/1516 БМ и 08-02/139 БМА недействительными, противоречащими требованиям Налогового кодекса РФ, нарушающими права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, освобождается от НДС реализация услуг, оказанных населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Исходя из указанных положений, Общество в налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 отнесло 307 367 277 рублей в необлагаемую базу по НДС.
Налоговый орган пришел к выводу о том, что Общество неправомерно применило льготу по НДС и с суммы 307 367 277 руб., в связи с чем налогоплательщик должен уплатить НДС в размере 46 886 543 руб., соответственно сумма НДС по приобретенным товарам в размере 22 419 414 руб. подлежит вычету по разделу 3 налоговой декларации.
В связи с чем, Налоговым органом доначислен НДС в размере 3 608 160,00 руб., а также уменьшена сумма НДС, излишне заявленного к возмещению из бюджета в размере 7 738 960,00 руб.
Из Решения об отказе в привлечении к ответственности следует, что Налоговый орган пришел к выводу о том, что все услуги, оказываемые Обществом, следует квалифицировать как предоставление объектов физической культуры и спорта для населения, прочие услуги физической культуры и спорта.
Вместе с тем пунктом 29 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон № 329-ФЗ) установлено, что физкультурными мероприятиями являются организованные занятия граждан физической культурой.
В соответствии с пунктом 26 статьи 2 Закона № 329-ФЗ физической культурой признается часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Таким образом, под услугами по организации и проведению физкультурных мероприятий, оказанными населению, понимаются услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Как правильно указал суд первой инстанции, понятия физкультурно-оздоровительного мероприятия в Законе № 329-ФЗ не установлено. В тоже время, понятие услуги по реализации и проведению физкультурно-оздоровительного и спортивного мероприятия содержится в ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 № 80-ст).
Согласно пункту 3.1. ГОСТ Р 52024-2003 физкультурно-оздоровительная услуга: деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга. Пунктом 3.2. ГОСТ Р 52024-2003 предусмотрено, что спортивная услуга: деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в достижении спортивных результатов.
Исходя из указанных положений арбитражный суд счел правомерным использование Обществом льготы, установленной подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Налоговый орган полагает, что при применении льготы, предусмотренной подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ необходимо учитывать, что целью налоговой льготы (освобождения от налогообложения) является поддержка социально важных программ государства – развитие деятельности некоммерческих организаций и иных субъектов хозяйственной деятельности, оказывающих услуги в социально значимых областях. При этом Инспекция ссылается на: Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р; Федеральный закон от 05.04.2010г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» которым введено понятие «социально ориентированные некоммерческие организации»; Государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2553-р; Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года утвержденную распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 №1101-р.
Вместе с тем обращаясь в арбитражный суд ООО «Алекс Фитнес» со ссылками на Письма Министерства Финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ указывало, что понятие услуги по организации и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также перечень конкретных услуг, в отношении которых применяется указанное освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, НК РФ не предусмотрены.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ понятия и термины гражданского законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Таким образом, для установления правомерности применения льготы необходимо пользоваться соответствующей терминологией соответствующей отрасли законодательства, в данном случае - Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, на которую ссылается Налоговый орган, в разделе 3 «Развитие физической культуры и спорта», содержит положения, что стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта. Указанное направление никак не противоречит распространению льготного режима для услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для всех организаций, а не только некоммерческих. Регулирование спорных материальных отношений в области поддержки физической культуры и спорта, отличается от других мероприятий в области социальной политики, но находится в общем русле деятельности государства в сфере социально-экономического развития.
Реализация стратегических целей Концепции, на которые ссылается Налоговый орган, находятся в разделе 8 «Развитие социальных институтов и социальная политика» где поставлена цель достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Указывается что меры, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства, семьи в области повышения уровня и качества жизни населения, создания в России общества равных возможностей.
Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», ссылки на который также приводятся Налоговым органом, устанавливает полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в различных формах: финансовой, имущественной, информационной, консультационной, предоставление льгот по уплате налогов и сборов, а также меры государственной поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.
Ключевым механизмом реализации Федерального закона № 40-ФЗ является положение о разработке федеральных, региональных и муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 276 «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации» Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» Минэкономразвития России планирует предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оказания на конкурсной основе финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.
Следовательно приведенные Инспекцией законодательные и иные нормативные акты, подтверждающие волю законодателя, по мнению Налогового органа направленную на установление льготного режима налогообложения НДС исключительно для социально ориентированных некоммерческих организаций, относятся к иной отрасли законодательного регулирования - бюджетных отношений и социальной поддержки граждан, и не могут применяться для разрешения настоящего спора.
Вместе с тем Инспекцией не учтено, что Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 № 2553-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», принято в целях повышения эффективности системы социальной поддержки граждан, с целью осуществления поэтапного реформирования организаций, осуществляющих социальное обслуживание населения, для создания задела развития рыночных отношений в области социального обслуживания населения.
Подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» предусматривает предоставление субсидий из федерального бюджета на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, мониторинг и анализ показателей их деятельности, а также разработку мер, направленных на дальнейшее развитие социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, указанное Распоряжение Правительства РФ признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», в связи с чем ссылки на указанное Распоряжение Правительства РФ неправомерны.
Кроме того, государственные программы о социальной поддержке граждан учитывают порядок предоставления субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций в рамках подпрограмм, устанавливают правила предоставления и распределения из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания.
На федеральном уровне реализация целей стратегического планирования осуществляется в рамках государственных программ, объединяющих регулятивные инструменты и бюджетные ассигнования федерального бюджета для достижения целей и результатов государственной политики в соответствующих сферах.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» которая разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р.
Цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р и предусматривающей создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, развития массового спорта и повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.
Таким образом, предоставление законодателем льготного налогообложении операций по реализации услуг населению в области физической культуры и спорта не противоречит долгосрочным концепциям социально-экономического развития Российской Федерации и поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций путем предоставления бюджетных субсидий, и иных мер поддержки.
Эти нормы, а также многочисленные положения Федерального закона № 329-ФЗ позволяют сделать вывод, что государством проводится целенаправленная и повсеместная политика по развитию всех существующих ныне видов профессионального и любительского спорта и привлечению максимального количества лиц к занятию физической культурой, никак не связанная с ограничением прав организаций на применение налоговой льготы.
Таким образом, довод Инспекции о том, что положения об освобождении от налогообложения услуг, указанных в подпункте 14.1 пункта 2 статьи 419 НК РФ на коммерческие организации не распространяется, ошибочен.
Письмом Минфина РФ от 14.02.2012 № 03-07-07/22, в котором при ответе на вопрос распространяется ли подпункт 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ на услуги, оказываемые коммерческими организациями, или указанное освобождение от налогообложения НДС могут применять только некоммерческие организации, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ сообщил, что освобождение от налогообложения указанных услуг применяется независимо от типа и организационно-правовой формы организаций, оказывающих такие услуги.
Следует отметить, что в силу статьи 2 Закона № 329-ФЗ физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития; физкультурные мероприятия - организованные занятия граждан физической культурой.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Как установлено подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
В Письмах ФНС России от 31.07.2013 № ЕД-4-3/13881@, Минфина России от 14.02.2012 № 03-07-07/24 разъяснено, что при решении вопроса об отнесении конкретных видов услуг к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, по мнению Департамента, следует руководствоваться перечнем услуг физической культуры и спорта, предусмотренным Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163) (далее - Классификатор).
От обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги по организации и проведению физкультурных и оздоровительных мероприятий, поименованные в вышеназванном Классификаторе и оказываемые населению, в том числе работникам организаций по договорам, заключенным с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
В Классификатор, включены услуги по проведению занятий по физической культуре и спорту, в том числе по проведению занятий в учебных группах, школах и клубах по различного вида гимнастике и общей физической подготовке (код 071101).
В Письме ФНС России от 10.12.2014 № ГД-4-3/25567 указывается, что в случае если комплекс услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий соответствует понятиям, установленным статье 2 Закона № 329-ФЗ, то при реализации указанных услуг населению применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Имеется разъяснение финансового ведомства, в котором говорится, что услуги, оказываемые населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории фитнес-центра как индивидуально, так и под руководством тренера, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость (Письмо Минфина России от 03.02.2015 № 03-07-07/4071).
Таким образом, фитнес-центр в отношении индивидуальных мастер-классов по физической подготовке освобождается от уплаты НДС, поскольку проведение указанных мероприятий подпадает под действие подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Аналогичная позиция отражена в Письме ФНС России от 10.12.2014 № ГД-4-3/25567, согласно которому, в случае если комплекс услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий соответствует понятиям, установленным статье 2 Федерального закона № 329-ФЗ, при реализации указанных услуг населению применяется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Письмо Минфина России от 13.04.2015 № 03-07-07/20872 содержит следующее разъяснение:
«В связи с запросом о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории фитнес-клуба как индивидуально, так и под руководством тренера, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с абзацем шестым подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги, оказанные населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Понятие услуги по организации и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также перечень услуг, в отношении которых применяется указанное освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, Кодексом не предусмотрены.
В то же время пунктом 29 статьи 2 Закона № 329-ФЗ установлено, что физкультурными мероприятиями являются организованные занятия граждан физической культурой.
Кроме того, в соответствии с пунктом 26 статьи 2 указанного закона физической культурой признается часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Таким образом, под услугами по организации и проведению физкультурных мероприятий, оказанными населению, понимаются услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Учитывая изложенное, услуги, оказываемые населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории фитнес-клуба как индивидуально, так и под руководством тренера, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.».
2. Также подлежат отклонению доводы Инспекции о включении НДС в стоимость услуги согласно абонентским договорам, не могут быть учтены, поскольку спор возник в связи с налогообложением операций первого квартала 2014, а абонентский договор с ФИО9 заключен в 2013 году и не относится к проверяемому периоду и к периоду заявленной льготы.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 5 статьи 173 НК РФ не обоснованны.
Вывод Налогового органа о применении налогоплательщиком «схемы минимизации НДС» с причинением ущерба бюджету государства, противоречит положениям подпункта 3) статьи 33 НК РФ, согласно которой должностные лица налоговых корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
Принцип законности в соответствии с Налоговым кодексом РФ проявляется следующим образом: права и обязанности налогоплательщиков, полномочия контрольных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно нормами Налогового кодекса РФ (статья 1); налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налогового органа соблюдения законодательства о налогах и сборах, не выполнять неправомерные требования налоговых органов, не соответствующие этому Кодексу (подпункт 10 пункта 1 статьи 21), подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ установлено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; на налоговые органы возлагается обязанность соблюдать законодательство о налогах и сборах, а также осуществлять контроль за его соблюдением и за соблюдением принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подпункты 1, 2 пункта 1 статьи 32).
Таким образом ООО «Алекс Фитнес» в соответствии с нормами законодательства правомерно использовало право на освобождение от уплаты налога в связи с чем доводы апелляционной жалобы о «незаконной минимизации своих налоговых обязательств» не должны служить основанием для отмены законного и обоснованного решения арбитражного суда.
Общество применяет общий режим налогообложения и является плательщиком НДС в отношении реализуемых товаров (работ, услуг). Общество не выполняет условия применения специальных налоговых режимов. ООО «Алекс Фитнес» также получает выручку от прочей деятельности, связанной с предоставлением во временное пользование залов спортивных игр для занятий, предоставлением права размещения и эксплуатации оборудования на территории фитнес-клубов, предоставлением права проведения мероприятий на территории фитнес-клубов и т.д. (далее - прочие услуги). В силу пункта 4 статьи 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. Утверждение налогового органа о не предоставлении Обществом в материалы дела доказательств ведения Обществом раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций необоснованно. В подтверждение ведения раздельного учета Обществом представлен приказ по учетной политике № 690/Р от 31.12.2013, справка-расчет к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (страница 6 том основного дела № 4), оборотно-сальдовые ведомости по счету «90» за 1 квартал 2014 г. (страница 79, том основного дела № 4), справка о ведении раздельного учета (страница 3 том основного дела № 4), книга покупок, книга продаж за 1 квартал 2014.
Налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о совершении Обществом и связанными с ним организациями согласованных действий, направленных исключительно на искусственное создание оснований для возмещения суммы налога из бюджета; отсутствия реального осуществления хозяйственных операций. В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» указано, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. В рассматриваемом случае, право Общества на вычет НДС в полной мере подтверждено предъявленными к проверке документами.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Как правильно указал суд в рассматриваемом случае, право Общества на вычет НДС в полной мере подтверждено предъявленными к проверке документами. Обществом соблюдены все условия и представлены все документы для применения налогового вычета. Замечаний по представленным документам налоговым органом не высказано.
В соответствии с положениями статьи 176 НК РФ в отношении проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение указанного налога, распространяются общие правила проведения камеральных налоговых проверок и рассмотрения материалов этих проверок, предусмотренные статьями 88, 100, 101 НК РФ. При этом, в силу пункта 3 статьи 176 НК РФ, вывод о возмещении полностью или частично либо об отказе в возмещении суммы НДС излагается в отдельном решении, принимаемом в дополнение к решению о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал ненормативные акты налогового органа - решения Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу от 27.10.2014 г. № 08-02/139 БМА об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленного к возмещению, и № 08-02/1516 БМ об отказе в привлечении ООО «Алекс Фитнес» к ответственности за совершение налогового правонарушения, не соответствующими положениям налогового законодательства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность.
Судом первой инстанции исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права; и обстоятельства предусмотренные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2015 по делу № А56-20960/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.П. Загараева
Судьи
М.В. Будылева
О.В. Горбачева