НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 № 13АП-7345/2015

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 мая 2015 года

Дело № А56-74533/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Полубехиной Н.С.

судей  Кашиной Т.А., Старовойтовой О.Р.

при ведении протокола судебного заседания: Веселовой М.А.,

при участии: 

от истца (заявителя): 1 – Яковлев Н.В., 2 – Берзон Т.В. (доверенность от 16.01.2015г.)

от ответчика (должника): 1 – Татарникова Л.Н. (доверенность от 14.06.2012г.), 2 – Земцов М.С. (доверенность от 20.05.2015г.)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Заместителя прокурора Ленинградской областина решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2015 по делу № А56-74533/2014 (судья Вареникова А.О.), принятое

по иску 1) Заместителя прокурора Ленинградской области в интересах публично-правового образования - РФ в лице уполномоченного органа: Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; 2) Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

к 1)Федеральному казенному учреждению "Исправительная Колония № 4", 2)Федеральному государственному унитарному "Вологодское" Федеральной службы исполнения наказаний

о признании договора недействительным,

установил:

Заместитель прокурора Ленинградской области (далее – Прокурор) обратился в порядке ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в интересах публично-правового образования – Российской Федерации в лице Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – УФСИН) с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная Колония № 4» (далее – Колония)  и Федеральному государственному унитарному учреждению «Вологодское» Федеральной службы исполнения наказаний (далее – Предприятие) о признании недействительным договора безвозмездного пользования нежилым помещением от 30.12.2013 № 39, заключенного между Колонией и Предприятием, а также требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки, путем обязания Предприятия возвратить Колонии помещения, переданные по договору.

Решением от 02.02.2015г. в иске отказано.

Не согласившись с решением, Прокурор обратился с апелляционной жалобой об его отмене, полагая, что суд при разрешении спора неправильно применил нормы материального права.

УФСИН  и Предприятие в отзывах на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонили.

В судебном заседании представитель Прокурора апелляционную жалобу поддержал, другие представители участвующих в деле лиц возражали против удовлетворения жалобы.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, собственником здания дежурной части (лит. Е) с основными пристройками (лит. El, Е2), помещения №№ 4, 5, 9, 10, 11, 12, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, пос. Форносово, ул. Дальняя, д. 3 (лит. Е, El, Е2), 1 этаж, кадастровый номер 47-78-29/082/2007-086, является Российская Федерация в лице ФСИН России. Названное имущество закреплено за Колонией на праве оперативного управления для использования в целях организации розничной торговли продуктами питания и предметам первой необходимости для нужд осужденных, содержащихся в Колонии.

Телеграммой от 21.10.2013 заместитель директора ФСИН России полковник внутренней службы Сапожников А.Я. направил начальникам всех территориальных органов ФСИН России распоряжение о передаче Предприятию по договорам безвозмездного пользования помещений магазинов исправительных учреждений для организации торговой деятельности по реализации продуктов питания и предметов первой необходимости. При этом в телеграмме было указано о персональной ответственности начальником территориальных органов ФСИН России за исполнение данного указания.

В связи с изложенным между Колонией и Предприятием был заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением от 30.12.2013 №39, в соответствии с которым здание дежурной части (лит. Е) с основными пристройками (лит. El, Е2), помещения №№ 4, 5, 9, 10, 11, 12, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, пос. Форносово, ул. Дальняя, д. 3 (лит. Е, El, Е2), 1 этаж, кадастровый номер 47-78-29/082/2007-086, было передано предприятию для организации розничной торговли.

Полагая, что данный договор заключен в нарушение положений Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» без проведения конкурсов и аукционов, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, суд правомерно исходил из следующего.

Согласно п. 3 стати 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, либо закреплено на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, либо принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

 В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 5473-1), уголовно-исполнительная система включает в себя: 1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; 3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы). В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации. В соответствии с Перечнем видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» в уголовно-исполнительную систему входят предприятия, осуществляющие лесоводство и лесозаготовки, производство сельскохозяйственной продукции, производство пищевых продуктов и оборудования для их изготовления, швейное производство, производство обуви, обработку древесины и производство изделий из дерева, строительство, производство, ремонт и техническое обслуживание медицинского оборудования и аппаратуры, торговлю, организацию перевозок грузов.

Статьей 13 Закона № 5473-1 установлены обязанности учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе обязанность обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях.

Статьей 74 УИК РФ определено, что исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.

В соответствии со статьей 99 УИК РФ исправительными учреждениями осуществляется материально-бытовое обеспечение осужденных, в том числе: осужденные обеспечиваются индивидуальными средствами гигиены, а также за счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм.

В соответствии с пунктом 100 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 №205 и согласованных с Генеральной прокуратурой Российской Федерации для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Помимо этого, пунктом 99 вышеуказанных Правил закреплено право осужденных по заявлению за счет собственных средств отправлять родственникам и иным лицам посылки и бандероли с продуктами питания и предметами первой необходимости, приобретенными в магазине ИУ, а также предметы и вещи, находящиеся в личном пользовании или хранящиеся на складе.

Таким образом, обеспечение осужденных продуктами питания, вещами и предметами первой необходимости является одним из направлений деятельности исправительного учреждения, закрепленного уголовно-исполнительным законодательством РФ, на что обосновано указано судом в решении.

В целях обеспечения данного вида деятельности созданы предприятия, входящие в уголовно-исполнительную систему, выпускающие необходимые виды продукции и осуществляющие реализацию их осужденным в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, в том числе ФГУП «Вологодское» ФСИН России. Данное предприятие, входит в состав уголовно-исполнительной системы РФ и, кроме получения прибыли, имеет целью привлечение к труду лиц, отбывающих уголовные наказания на территории Северо-Западного Федерального округа в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы (ФСИН России), который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества. Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Здания и сооружения всех видов собственности, расположенные на территориях учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы используются для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. При нежелании собственников использовать указанные объекты в этих целях они передаются учреждениям, исполняющим наказания, и федеральным государственным унитарным предприятиям уголовно-исполнительной системы безвозмездно, если эти объекты находятся в федеральной собственности, и с компенсацией их остаточной стоимости, если они относятся к другим видам собственности. Таким образом, ст. 11 Закона об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы закреплен специальный режим использования имущества уголовно-исполнительной системы - исключительно для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.

В настоящем случае для реализации указанных задач между ответчиками был заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением от 30.12.2013 № 39.

Как правильно указал суд в решении, договор был заключен исключительно по указанию собственника имущества, что подтверждается письмом ФСИН России от 10.07.2011 № 21-2092-04 и телеграммой от 21.10.2013,

Доводам Прокурора о нарушении ответчиками антимонопольного законодательства в связи заключением договора без проведения торгов, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка об их несостоятельности.

Как правильно указал суд в решении, целью антимонопольного законодательства является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Однако, учитывая специфики деятельности ответчиков, определенной законодательством об уголовно-исполнительной системе, проведение торгов и последующая передача на основании них помещения исправительной колонии в пользование сторонней организации, не входящей в уголовно-исполнительную систему, повлечет за собой нарушение требований действующего законодательства о целях использования имущества уголовно-исполнительной системы, так как оно будет использоваться не в целях развития данной системы и решения поставленных перед ней задач, а в целях извлечения прибыли сторонней организацией.

Оснований для переоценки данного вывода суда апелляционный суд не усматривает.

Судом полно и всесторонне исследованы и оценены все представленные доказательства, на основании которых установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом при рассмотрении дела и разрешении спора не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 02.02.2015г. по делу №  А56-74533/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

Т.А. Кашина

 О.Р. Старовойтова