101/2018-361990(2)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 20 августа 2018 года Дело № А56-105454/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Климцовой Н.А. при участии:
от заявителя: Кравчук И.В. – доверенность от 29.01.2018
от заинтересованного лица: Никитин П.С. – доверенность от 23.01.2018 Вельмисова Е.И. – доверенность от 23.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17351/2018) Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы № 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2018 по делу № А56- 105454/2017 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению Частного образовательного учреждения средняя общеобразовательная гуманитарно-художественная школа "Мирт"
заинтересованное лицо: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 10 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
установил:
Частное образовательное учреждение средняя общеобразовательная гуманитарно-художественная школа «МИРТ» (далее – заявитель, школа, ЧОУ ГХШ "МИРТ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, инспекция) от 04.09.2017 № 503, о взыскании с инспекции в пользу школы 62 164,28 руб.
Решением суда 25.05.2018 заявление удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Санкт-Петербургу от 04.09.2017 № 503. Обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления права на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль за 2016 год и путем возврата излишне уплаченного налога на прибыль в размере 62 164,28 руб. В удовлетворении заявления в остальной части отказано. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Санкт-Петербургу в пользу Частного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная гуманитарно-художественная школа «МИРТ» взыскано 3 000 руб. расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с указанным решением суда, Инспекция обжаловала его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Основанием для принятия решения послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик необоснованно применил налоговую ставку 0 процентов при исчислении налога на прибыль за 2016 год, поскольку в нарушение пункта 6 статьи 284.1 НК РФ сведения о доле доходов организации от осуществления образовательной деятельности в общей сумме доходов и о численности работников в штате организации представлены 30.03.2016, то есть с нарушением установленного срока - не позднее 28.03.2016.
Указанным решением установлена неуплаченная сумма налога на дату предоставления налоговой декларации по налогу на прибыль за 2016 год в сумме 509 073 рублей.
В сроки, предусмотренные Налоговым кодексом РФ для рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, организацией представлена 01.09.2017 уточненная (корректирующая) декларация по налогу на прибыль № 3 за 2016 год (peг. номер 34662033), с учетом которой нарушения, отраженные в акте камеральной налоговой проверки, налогоплательщиком устранены в полном объеме.
Оплата по требованию произведена школой в полном объеме 22.09.2017, о чем налоговый орган был проинформирован по телекоммуникационным каналам связи.
26.09.2017 по телекоммуникационным каналам связи получено решение № 26074 об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика.
Частное образовательное учреждение средняя общеобразовательная гуманитарно-художественная школа «МИРТ» зарегистрирована 21.01.1997. С момента регистрации и по настоящее время осуществляет образовательную деятельность и не является коммерческой организацией. Другой деятельности ЧОУ ГХШ "МИРТ" не ведет, имеет государственную лицензию № 1886 от 29.06.2016 и аккредитацию № 1325 от 22.06.2016. Число постоянных сотрудников - 35 человек.
С 01.01.2011 по 2016 год ЧОУ ГХШ "МИРТ" пользуется правом на применение налоговой ставки 0 процентов в соответствии со ст. 284.1 НК РФ. Согласно Федеральному закону от 28.12.2010 № 395-Ф3 Положение пункта 1.1 статьи 284 и статьи 284.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации может применяться организациями с 1 января 2011 года до 1 января 2020 года.
В 2016 году ЧОУ ГХШ "МИРТ" осуществляло образовательную деятельность, входящую в Перечень видов деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль.
Согласно п. 3 ст. 284.1 НК РФ ЧОУ ГХШ "МИРТ" соответствует всем условиям для применения ставки 0 процентов по налогу на прибыль с учетом особенностей, установленных статьей 284.1 НК РФ.
Как указано в пункте 1 статьи 284.1 НК РФ, организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на применение налоговой ставки 0 процентов при соблюдении условий, установленных названной статьей.
В пункте 3 данной статьи предусмотрено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять налоговую ставку 0 процентов, если они удовлетворяют следующим условиям:
- имеют лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с указанной главой кодекса, либо организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы;
- в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
- организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
Налоговым органом не оспаривается соблюдение школой указанных условий.
В силу пункта 5 статьи 284.1 НК РФ организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 процентов, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организация вправе уточнить сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, и представить их в налоговый орган вместе со сведениями, указанными в пункте 6 статьи 284.1 НК РФ, по окончании первого налогового периода, в течение которого она применяет налоговую ставку 0 процентов в соответствии с данной статьей.
Пунктом 6 статьи 284.1 НК РФ установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность и применяющие налоговую ставку 0 процентов, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов, в сроки, установленные главой 25 названного Кодекса для представления налоговой декларации, представляют в налоговый орган сведения: - о доле доходов организации от осуществления образовательной деятельности, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с названной главой, в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы; - о численности работников в штате организации.
При непредставлении в установленные сроки указанных сведений в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика с начала налогового периода, данные за который не были представлены в установленном порядке, применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 НК РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу). В соответствии с пунктом 4 статьи 289 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Соответствующие сведения о доходе от образовательной деятельности и о численности работников предоставлено в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи 30.03.2017 в порядке, установленном пунктом 5 статьи 284.1 НК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 284.1 НК РФ аналогичные сведения о доле доходов организации от осуществления образовательной деятельности в общей сумме доходов за год и о численности работников в штате организации также представлялись школой за предыдущие периоды, начиная с 2011 года.
Заявитель 01.09.2017 представил в Инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль организаций за 2016 год, в которой заявило о применении ставки 0 процентов к налоговой базе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Заявителем соблюдены все условия, установленные пунктами 1, 3 статьи 284.1 НК РФ, и он воспользовался своим правом подать уточненную декларацию по налогу на прибыль с направлением в налоговый орган сведений, предусмотренных пунктом 6 названной статьи, не позднее даты представления уточненной налоговой декларации о доначислении суммы налога на прибыль за 2016 год.
Сам по себе пропуск срока подачи первичной декларации и последующие действия по представлению дополнительных документов не могут быть признаны основаниями для лишения соответствующей налоговой льготы.
Право заявителя использовать налоговую льготу налоговым органом не оспорено, условия, предусмотренные статьей 284.1 НК РФ обществом соблюдены.
Таким образом, факт несвоевременной подачи первичной декларации не влияет на право на применение льготной налоговой ставки.
Поскольку заявителем соблюдены все условия ,установленные пунктами 1,3 статьи 284.1 НК РФ , и он воспользовался своим правом подать уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль с направлением в налоговый орган сведений ,предусмотренных пунктом 6 статьи 284.1 НК РФ ,суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности решения налогового органа.
Кроме того, заявитель просит обязать Инспекцию возвратить на его расчетный счет сумму излишне уплаченного налога в размере 62 164руб.28 коп. (л.д.154-157).
Указанная сумма налога была уплачена налогоплательщиком на основании проведенной камеральной проверки, что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 N 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
В соответствии со статьей 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
Спорная сумма налога была уплачена заявителем по результатам проведенной налоговой проверки, в связи с чем возврат спорных сумм должен производиться по правилам статьи 79 НК РФ, как излишне взысканных.
Учитывая, что оспариваемое решение Инспекции признано недействительным, то сумма, взысканная во исполнение такого решения, подлежит возврату налогоплательщику.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований в данной части.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2018 по делу № А56-105454/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий И.А. Дмитриева
Судьи М.Л. Згурская
Н.О. Третьякова