НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 № 13АП-10725/2015

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 июля 2015 года

Дело № А26-10904/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбик В.М.

судей  Кашиной Т.А., Старовойтовой О.Р.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Евстегнеевой Е.В.

при участии: 

от заявителя: до перерыва – не явился, извещен, после перерыва – представитель Нуйкина Е.П.

от заинтересованного лица: до и после перерыва - не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-10725/2015 )  Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.03.2015 по делу № А26-10904/2014 (судья Александрович Е.О.), принятое

по заявлению ООО "Форест-групп"

к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия

о признании незаконными отказов по выделению дополнительного объема древесины и по принятию лесных деклараций

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Форест-групп» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными отказов Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) по выделению дополнительного объема древесины и по принятию лесных деклараций, обязании Министерства устранить допущенные нарушения путем совершения действий по принятию соответствующего решения о выделении обществу дополнительного объема древесины на 2014 год за счет недоиспользованного объема за 2011-2013 годы и принятию лесных деклараций от 10.12.2014 на дополнительный объем.

 Общество уточнило заявленные требования, просило признать незаконным отказ Министерства в выделении обществу дополнительного объема древесины на 2014 год за счет недоиспользованного объема древесины в 2011-2013 годах, выраженный в письме от 17.12.2014 № 2.2-21/10444, а также отказы в приеме лесных деклараций от 10.12.2014 на дополнительный объем  древесины, выраженные в письмах от 15.02.2014 за №1571, 1572, 1573, 1574, 1575; обязать Министерство устранить допущенные нарушения путем совершения действий по принятию соответствующего решения о выделении обществу дополнительного объема древесины на 2014 год за счет недоиспользованного объема за 2011-                2013 годы и принятию лесных деклараций от 10.12.2014 на дополнительный объем.

Уточнение в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято судом.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 11.03.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, также с Министерства в пользу общества взыскано 2 000 руб. судебных расходов по уплате госпошлины.

Министерство подало апелляционную жалобу, в которой, сославшись на  отсутствие у общества основания в получении в безвозмездном порядке дополнительного объема древесины за счет недоосвоения за предыдущие годы, просило решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Общество в отзыве на жалобу просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание 10.06.2015 не направили. В соответствии с частью 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции объявил перерыв в судебном заседании 10.06.2015. После окончания перерыва апелляционный суд в том же составе суда 17.06.2015 с участием представителя общества завершил рассмотрение дела.

Представитель общества возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 разъяснениями дело рассмотрено в его отсутствие.

   Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции, 18 декабря 2007 года между обществом с ограниченной ответственностью «Карелфинлес» (арендатором) и  Государственным комитетом Республики Карелия  по лесу (арендодателем) заключен договор аренды лесного участка, предусматривающий передачу арендатору  во временное пользование лесного участка с целью заготовки древесины. Срок действия договора установлен по 31.12.2009. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 22.01.2008 за номером 10-10-01/068/2007-235.

В связи с реорганизацией сторон договора 02.09.2011 правопреемниками было заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым арендодателем по договору выступает Министерство, арендатором – ООО «Форест-групп». Соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 10.11.2013 за номером 10-10-01/102/2011-048.

В связи с полным освоением расчётной лесосеки по договору аренды на       2014 год  общество обратилось в Министерство о выделении дополнительного объема древесины за счет недоиспользованного объема древесины за 2011, 2012 и 2013 годы по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 и подало лесные декларации  от 10.12.2014 на дополнительные объемы древесины.

Письмом от 17.12.2014 №2.2-21/10444 обществу отказано в согласовании предоставления недоиспользованного объема древесины за 2011-2013 годы по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 в связи с тем, что у заявителя  имеется задолженность по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 в размере 1 392 473 руб.  Письмами от 15.02.2014 за №1571, 1572, 1573, 1574, 1575 обществу отказано  в принятии  деклараций в связи с их несоответствием проекту освоения лесов (указанный объем в лесной декларации превышает установленный объем проекта освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду обществу).   

Полагая данные отказы незаконными, нарушающими права и законные интересы общества в осуществлении им предпринимательской деятельности, общество реализовало в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на судебную защиту, предъявив настоящее требование в суд.

   Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции счел указанные требования подлежащими удовлетворению.

  Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

   В силу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение названным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявления о признании оспариваемых действий незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. В силу части 8 названной статьи граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (часть 4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).

Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции до 01.07.2015).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 утверждены Правила заготовки древесины (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 5 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1, 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации). Порядок заполнения и подачи лесной декларации утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2012 №18 (до 12.03.2015) (далее- Порядок), приказом Минприроды России от 16.01.2015 N17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" введена новая форма лесной декларации.

Согласно пункту 2 Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок, не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка. В случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 11 Порядка).

В силу пункта 12 Порядка подготовка и внесение изменений в лесную декларацию осуществляются в соответствии с данным порядком.

В пункте 10 Правил предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.

На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.

Согласно пункту 12 Правил рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований. Срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса. Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений и вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосек (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер делянки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений и (или) хранения, вывозки древесины.

Исходя из содержания приведенных норм, статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 3, 4, 11 Порядка,  суд пришел к выводу, что условием выделения дополнительного объема древесины является полное использование установленного на текущий год отпуска древесины по договору или проекту освоения.

Суд в результате исследования материалов дела указал, что расчетная лесосека 2014 года полностью освоена обществом, превышение суммарного объема древесины, заготовленного обществом за  последние 3 года,  установленной расчетной лесосеки по лесничеству, не зафиксировано, данное обстоятельство не оспорено Министерством.  

Вместе с тем, как полагал суд, из пункта 10 Правил заготовки древесины не следует, что  предоставление дополнительного объема ставится в зависимость от оплаты  арендных платежей за предыдущие периоды.

Кроме того, доказательства наличия задолженности за предыдущие периоды вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерством не представлены.

Порядком заполнения и подачи лесной декларации, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2012 №18  (в период его действия) были установлены основания, по которым уполномоченный орган имел право отказать в приеме лесной декларации. Вместе с тем данным Порядком не установлено такого основания для отказа в приеме лесной декларации, как задолженность по арендной плате.

Приведенными подателем жалобы доводами не  подтверждено при изложенных обстоятельствах наличие оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 11 марта 2015 года по делу №  А26-10904/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу -                         без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Горбик

Судьи

Т.А. Кашина

 О.Р. Старовойтова