НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 № А56-21113/17

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 января 2018 года

Дело № А56-21113/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      января 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Тимухиной И.А.

судей  Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Лужинской В.А.

при участии: 

от истца: Иванцова И.А. (доверенность от 09.01.2018)

от ответчика: Семочкина С.С. (доверенность от 16.11.2016)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-27713/2017 )  ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы"на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2017 по делу № А56-21113/2017 (судья Анисимова О.В.), принятое

по иску  Государственного лесного инспектора

к ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы"

о взыскании,

установил:

Государственный лесной инспектор (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (далее - ответчик, Общество, ПАО «ФСК ЕЭС») о взыскании 907 019 руб. 54 коп. ущерба, причиненного лесному фонду.

            Решением от 13.09.2017 иск удовлетворен. 

             В апелляционной жалобе ответчик, считая решение незаконным и необоснованным,  вынесенным с нарушением норм материального права, просит решение отменить,  полагая,  что размер ущерба определен неверно,  указанные в актах отходы древесины (порубочные остатки), образующиеся в процессе лесозаготовок, являются не промышленными отходами, а отходами лесозаготовок, ответственность  за наличие которых не предусмотрена действующим законодательством. Податель жалобы указывает, что рубки производились на участках, не предназначенных для лесоразведения, и выполнялись в целях  обеспечения безаварийной эксплуатации входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть объектов  электросетевого хозяйства. Кроме того, в материалах дела  отсутствуют доказательства причинения вреда лесному  фонду вследствие виновных и умышленных действий ответчика.

            Истец возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

             Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции  и следует из материалов дела, в Тихвинском районе по землям лесного фонда проходит линия электропередач ВЛ 330 кВ Тихвин - Литейный - ГРЭС 19, принадлежащая на праве собственности ОАО «ФСК ЕЭС» (с 08.07.2015 - ПАО «ФСК ЕЭС»), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 25.04.2011 серии  47-АБ №264185.

     В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов по результатом закупочной процедуры ОАО «ФСК ЕЭС» заключило договор подряда с ООО «Геоинжиниринг», которым в соответствии с уведомлением от 06.07.2015№473/ГН/15  проведены работы по расширению просек ВЛ 330 кВ Киришская ГРЭС-Тихвин-Литейный (Л423)  в Липногорском участковом лесничестве, в Цвылевском участковом лесничестве Тихвинского лесничества в период с 06.07.2015 по 30.12.2015.

В связи с окончанием работ в зимний период осмотр по проведенным работам назначен Тихвинским лесничеством в бесснежный период на 11.05.2016.

По результатам проведения мероприятий лесного контроля обнаружены нарушения:

     1) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 230 выдела 2, 3, 9 на площади 0,3764 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     2) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 229 выдела 20, 18, 19, 15, 23, 25, 30 на площади 0,9141 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     3) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 219 выдела 5, 6, 7, 12, 13, 14 на площади 1,45 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     4) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 218 выдела 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 16,17, 19, 23, 24, 25 на площади 3,165 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     5) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 217 выдела 30, 31, 34 на площади 0,6163 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     6) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 208 выдела 9, 10, 12, 13, 14, 17, 18, 20, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 30, 31, 32 на площади 2,103 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     7) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 203 выдела 2, 3, 7, 8, 4 на площади 0,83 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     8) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 202 выдела 19,15, 22, 20,17 на площади 1,37 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     9) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) с квартале 193 выдела 18, 14 на площади 0,26 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     10) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 192 выдела 20, 24 на площади 0,32 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     11) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 191 выдела 43, 46 на площади 0,5 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     12) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 174 выдела 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9 на площади 2,3248 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     13) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 175 выдел 1 на площади 0,05 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     14) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 163 выдела 1, 2 на площади 0,87 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     15) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 162 выдела 24, 20, 6, 7, 15, 28, 27, 31 на площади 1,321 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     16) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 125 выдела 1, 3, 4, 6, 7 на площади 0,3012 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     17) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 124 выдела  6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 26, 29, 30, 31, 32, 35, 37, 39 на площади 2,094 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок, что отражено в атке осмотра мест рубок от 11.05.2016.

Кроме того, в квартале 113 Липногорского лесничества Тихвинского лесничества ПАО «ФСК ЕЭС» при проведении работ по вырубке деревьев на линейных объектах и в их охранных зонах нарушило требования лесного законодательства, а именно:

     - захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартал 113 выдела 12, 14, 18, 19, 20 на площади 0,895 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     - незаконная рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста в квартале 113 выдел 12 в объеме 14,22 кбм; выдел 13 в объеме 2,26 кбм; выдел 18 в объеме 8,44 кбм; выдел 19 в объеме 0,7 кбм; выдел 20 в объеме 1,46 кбм (незаконная рубка единичных деревьев осуществлена вдоль ЛЭП с помощью бензопилы с применением трактора одновременно с рубкой деревьев на линии ЛЭП, о чем свидетельствуют характерные признаки цвета спиленных пней и запила деревьев как на месте незаконной рубки, так и на линии ЛЭП. Деревья стрелеваны той же техникой, что и при разрубке трассы ЛЭП, все порубочные остатки находятся на трассе ЛЭП, что свидетельствует о том, что валка данных деревьев производилась в сторону линии ЛЭП. Период совершения незаконной рубки с 07.07.2015 по 30.12.2015 в период осуществления работ по разработке ЛЭП. К земельному участку, на котором произведена незаконная рубка деревьев, проходит одна дорога. Данная дорога не является дорогой общего пользования, с точки зрения эксплуатации лицами, не занятыми заготовкой древесины;

     21) в соответствии с актом осмотра мест рубок от 27.06.2016 в квартале 112 Липногорского лесничества Тихвинского лесничества ПАО «ФСК ЕЭС» при проведении работ по вырубке деревьев на линейных объектах и в их охранных зонах нарушило требования лесного законодательства, а именно:

     - захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартал 112 выдела 22, 25, 26, 32, 33, 35, 36, 37, 40, 41 на площади 1,2288 га, которое выразилось в следующем: на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок;

     - незаконная рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста в квартале 112 выдел 25 в объеме 5,48 кбм и выдел 35 в объеме 6,15 кбм (незаконная рубка единичных деревьев осуществлена вдоль ЛЭП с помощью бензопилы с применением трактора одновременно с рубкой деревьев на линии ЛЭП, о чем свидетельствуют характерные признаки цвета спиленных пней и запила деревьев как на незаконной рубке, так и на линии ЛЭП. Деревья стрелеваны той же техникой, что и при разрубке трассы ЛЭП, все порубочные остатки находятся на трассе ЛЭП, что свидетельствует о том, что валка данных деревьев производилась в сторону линии ЛЭП. Период совершения незаконной рубки с 07.07.2015 по 30.12.2015 в период осуществления работ по разработке ЛЭП. К земельному участку, на котором произведена незаконная рубка деревьев, проходит одна дорога. Данная дорога не является дорогой общего пользования, с точки зрения эксплуатации лицами, не занятыми заготовкой древесины.

    Ссылаясь на то, что указанными действиями   лесному фонду причинен ущерб,  который не  возмещен  Обществом в  добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

            Суд первой инстанции признал требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.

            Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу,  обжалуемое решение подлежит изменению.

            Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  спорные лесные участки использовались ответчиком для эксплуатации линейного объекта – линии электропередач.

            Пунктом 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (далее – Правила №160), установлено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

            В силу пункта 24 Правил №160 рубка деревьев в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящих Правил, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков.

            В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

            В соответствии с частью 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) вред, причиненный лесам, возмещается добровольно или в судебном порядке лицами, его причинившими.

            Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".

            Из искового заявления следует, что  предъявленная ко взысканию сумма ущерба  включает  в себя  446 026 рублей вреда, причиненного незаконной рубкой,   и 460 993 руб. 54 коп. ущерба, причиненного захламлением территории.

            Имущественная ответственность за лесонарушения регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

            Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания суммы вреда, причиненного лесам, необходимо наличие вреда, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.

Судом первой инстанции установлено, что рубка производилась не ответчиком, а иным лицом    -   ООО «Геоинжиниринг» в соответствии с договором подряда.

Таким образом, необходимый элемент ответственности (противоправное поведение ответчика) отсутствует и Общество не может быть привлечено к ответственности только по причине того, что является собственником линейного объекта, находящегося на лесных участках, на которых выявлена незаконная рубка леса.

            При таких обстоятельствах     иск в  части взыскания 446 026 рублей ущерба, причиненного незаконной рубкой, удовлетворен судом неправомерно.

Вместе с тем,           апелляционный суд полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что Общество, являясь собственником линии электропередачи, расположенной на спорном лесном участке, должно осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по расширению, по содержанию и использованию просеки, в том числе избежание  загрязнения и захламления участка.

            Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.         

Доводы апелляционной жалобы     о том, что порубочные остатки не относятся к промышленным отходам, в связи с чем применение истцом пункта 7 Приложения N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273 "Об исчислении вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства"  неправомерно, подлежит отклонению апелляционным судом как необоснованные.

            Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определяющий правовые основы обращения с отходами, предусматривает классификацию отходов на отходы производства и отходы потребления. Такого понятия как "промышленные отходы", отдельного от понятия "отходы производства", данный нормативный акт не содержит.

            В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года            N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства.

            Отходы древесины, сучьев, ветвей от лесоразработок предусмотрены в составе отходов в соответствии с  утвержденным Приказом Росприроднадзора федеральным классификационным  каталогом отходов (ст. 20 ФЗ №89-ФЗ).

            Факт неочистки мест рубок  подтверждается представленными в материалы дела документами, установив который Общество  должно было принять меры  к устранению нарушения, что Обществом не исполнено. Расчет ущерба Обществом не опровергнут.

            Исходя из изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в части взыскания с Общества  460 993 руб. 54 коп. ущерба за захламление территории.

            Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 13.09.2017 по делу №  А56-21113/2017    изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:

Взыскать с Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (адрес: 117630, г. Москва, ул. Челомея Академика, д. 5А, ОГРН: 1024701893336) в доход федерального бюджета  460993 руб. 54 коп. ущерба.

Реквизиты для оплаты:

УФК по Ленинградской области (Комитет по природным ресурсам

Ленинградской области, Тихвинское лесничество)

ИНН 7842354966

КПП 781401001

ОКТМО 41645101

Расчетный счет № 40101810200000010022 Отделение Ленинградское

БИК 044106001

КБК 053 1 16 2507 101 6000 140.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (адрес: 117630, г. Москва, ул. Челомея Академика, д. 5А, ОГРН: 1024701893336) в доход федерального бюджета 10744 рубля государственной пошлины по иску.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.А. Тимухина

Судьи

В.И. Желтянников

 Е.В. Жиляева