НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 № 13АП-19970/2015

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 октября 2015 года

Дело № А56-6219/2015

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Третьяковой Н.О.

судей  Горбачевой О.В., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Сафроновой В.А., Серегиной О.Г.

при участии: 

от заявителя: Куприй А.В. (директор);

Ульянская Т.И. – доверенность от 23.01.2015;

от ответчика: Кириченко Ю.В. – доверенность от 22.12.2014 № 07-03-02/41;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-19970/2015 ) ООО "БизнесЛайн" на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2015 по делу № А56-6219/2015 (судья Исаева И.А.), принятое

по заявлению ООО "БизнесЛайн"

к Межрайонной ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу

о признании недействительными решений

установил:

        Общество с ограниченной ответственностью «БизнесЛайн», место нахождения: 199106, г. Санкт-Петербург, 23-я линия В.О., д. 2, лит. А, пом. 373, ОГРН 1117847056887 (далее - ООО «БизнесЛайн», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 05.12.2014 №16-51/86 об отказе обществу в возмещении полностью налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленного к возмещению в размере  7 234 773 руб.;  № 16-51/649 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 330 086,40 руб., а также пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) на 19.10.2014 (дата снятия с учета в Межрайонной ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу) в размере 22 478,64 руб.

        Решением суда от 26.06.2015 в удовлетворении заявления отказано.

        В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.  По мнению подателя жалобы,  Общество представило необходимые документы, подтверждающие право на применение налоговой ставки 10%, а именно Декларации на товары, содержащие указание на код ОКП.

        В судебном заседании, состоявшемся  08.10.2015, представители Общества поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Инспекции доводы жалобы отклонил и просит оставить  без изменения решение суда первой инстанции.

        В судебном заседании объявлен перерыв до 13 час. 50 мин. 15 октября 2015 года.  После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда с участием представителя Инспекции, поддержавшего ранее изложенные доводы.

        Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

        Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 года, согласно которой сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, составила 7 234 773 руб. По результатам проверки 10.09.2014 составлен акт № 16-13/6578

        Рассмотрев материалы проверки, а также представленные Общество возражения по акту, Инспекция 05.12.2014 вынесла решения:

-№ 16-51/649 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществ привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 330086,40 руб. Указанным решением Обществу доначислены суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом (НДС) в сумме 1 662 973 руб., а также начислены пени в сумме 22 478,64 руб.;

-  № 16-51/86 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению за 1 квартал 2014 в сумме 7 234 773 руб.

        Основанием для вынесения оспариваемых решений послужил вывод  налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком в проверяемом периоде ставки НДС 10 процентов при реализации товаров (сырный продукт) на территории РФ без подтверждающих право на применение указанной ставки налога документов, в связи с чем, налогоплательщику доначислен НДС по налоговой ставке 18 процентов.

        Решением Управления ФНС по Санкт-Петербургу от 05.03.2015 №16-13/09430@  решения Инспекции оставлены без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.

        Считая решения налогового органа недействительными, Общество обжаловало их в судебном порядке.

        Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщиком не подтверждено право на применение налоговой ставки по НДС – 10%.

        Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что жалоба Общества не подлежит удовлетворению.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В соответствии со статьей 164 НК РФ обложение НДС операций по реализации товаров (работ, услуг), являющихся объектом обложения налогом, производится по различным налоговым ставкам (0, 10 и 18 процентов).

В абзаце 4 пункта 1 статьи 153 НК РФ предусмотрено, что при применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

В силу пункта 1 статьи 166 НК РФ сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Пунктом 2 статьи 164 НК РФ установлен перечень продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства и других товаров, при реализации которых применяется ставка 10 процентов.

Из последнего абзаца пункта 2 статьи 164 НК РФ следует, что коды видов продукции, перечисленных в этом пункте, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 33), для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Таким образом,  при исчислении НДС налогоплательщик, применяющий пониженную ставку налога, обязан подтвердить факт реализации товаров, облагаемых в силу требований Налогового кодекса Российской Федерации налоговой ставкой 10 процентов.

Из содержания оспариваемого решения налогового органа следует, что основанием для отказа в применении налогоплательщиком ставки 10 процентов послужил вывод Инспекции о недоказанности Обществом того обстоятельства, что реализованный им товар относится к перечисленным в перечне кодов видам продовольственных товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утверждены два перечня кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС:

- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301), облагаемых НДС по ставке 10 процентов при реализации;

- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830), облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

        Как следует из материалов дела, в декларациях на товары, по которым задекларирован ввоз сырного продукта польского производства «Явор», «Жемчужина Вармии», «Золото Моря», «ZOLTY», Обществом определен и указан код ТН ВЭД 2106 90 980 9.

        В Постановлении Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 (в редакции от 09.03.2013) код ТН ВЭД ТС 2106 90 980 9 не попадал в Перечень кодов продовольственных товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ТС, облагаемых НДС по ставке 10 процентов при ввозе на территорию РФ, в связи с чем, данная  продукция была задекларирована Обществом по ставке в размере 18 процентов.

При этом, реализация ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара обусловливает лишь право лица, уплатившего налог на добавленную стоимость при ввозе товара, на налоговый вычет суммы этого налога, но не влечет исчисления налога на добавленную стоимость при реализации товара на территории Российской Федерации по той же налоговой ставке, которая была применена таможенным органом при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость, уплаченный при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации для реализации на внутреннем рынке, подлежит возмещению из бюджета путем налогового вычета в соответствии со статьями 171, 172 Кодекса. Реализация того же товара на территории Российской Федерации является самостоятельной операцией, облагаемой налогом на добавленную стоимость, а сумма такого налога подлежит возмещению налогоплательщику покупателем при оплате товара.

Между тем, при реализации продовольственных товаров на территории Российской Федерации обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов подлежат только те продукты, которые перечислены в Перечне продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов при реализации, по коду, соответствующему Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (далее - ОК 005-93).

В декларациях на товары Обществом указан код ОКП  92 2690.

В Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКП, облагаемых по пониженной ставке налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации, предусмотрен код ОКП 92 2690  "Сырные продукты".

Действительно в статье 164 НК РФ  не названы конкретные требования в отношении документов, которыми налогоплательщик должен подтверждать право на применение ставки НДС 10 процентов. Однако из приведенных выше  норм следует, что, применяя НДС 10 процентов  при реализации продовольственных товаров, налогоплательщик должен документально подтвердить принадлежность реализуемых им товаров к перечисленным в Перечне, в частности, соответствием кодов, приведенных в Перечне, кодам классификатора, указанным в национальном стандарте или отраслевом стандарте либо техническом условии.

Для подтверждения соответствия продукции стандартам предусмотрена система сертификации и декларирования.

Порядок проведения сертификации определен Законом о техническом регулировании.

Сертификация продукции представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (статья 2 Закона N 184-ФЗ).

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия); обязательной сертификации (статья 20 Закона о техническом регулировании).

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия в числе прочих сведений включает в себя информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект, а именно код ОКП по ОК 005-93 (статья 25 Закона о техническом регулировании, приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 22.03.2006 N 53 "Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов").

В подтверждение правомерности применения установленной пунктом  2 статьи 164 НК РФ пониженной налоговой ставки 10 процентов Общество представило в налоговый орган сертификат № С-PL.АГ85.В.09320 (бланк ТР 1618305) (обязательная сертификация) на сырный продукт «Явор», «Эдан», «Гуда» (Польша), выданный ООО «Технологии и Сервис» (г. Нижний Новгород), со сроком действия с 28.06.2013 по 27.06.2016. В представленном сертификате указанной продукции присвоен код ОК 005 (ОКП) 92 2690, код ТН ВЭД России - 1901 90 990 0.

В ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией в отношении организации, выдавшей сертификат соответствия № С-PL.АГ85.В.09320 (бланк ТР 1618305) установлено, что ООО «Технологии и Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 21.01.2011, снято с учета - 29.07.2014 в связи с ее ликвидацией по решению учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, дата начала ликвидации - 23.09.2013. По состоянию на дату начала процедуры ликвидации, ООО «Технологии и Сервис» финансово-хозяйственную деятельность не осуществляло. Руководителями ООО «Технологии и Сервис» в разные периоды являлись следующие лица: Смыков Павел Сергеевич с 21.01.2011 по 18.10.2012; Глазов Юрий Игоревич с 19.10.2012 по 22.09.2013; Иванова Анна Вячеславовна с 23.09.2013 по 29.07.2014.

В тоже время от имени руководителя ООО «Технологии и Сервис» представленный сертификат соответствия №С-PL.АГ85.В.09320 подписан Фроловой Юлией Фаритовной, которая согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, не являлась ни учредителем, ни руководителем указанного Общества.

Из ответа Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу следует, что информация о сертификате соответствия № С-PL.АГ85.В.09320 от 28.06.2013 (бланк № 1618306), выданного органом по сертификации продукции и услуг ООО «Технологии и сервис» (№ РОСС RU.0001.10АГ85) - отсутствует. Последний зарегистрированный ОС ООО «Технологии и Сервис» сертификат соответствия имеет порядковый № С-KR.АГ85.А.06910 от 14.02.2013, исполнен на бланке № 1615618.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что данный сертификат не может являться документом, подтверждающим право на применение ставки налога на добавленную стоимость 10 процентов.

Также Обществом в ходе проверки был представлен сертификат соответствия № РОСС PL.АГ98.Н09808 (бланк 0843617) на сырный продукт «Жемчужина Вармии» (Польша), выданный ООО «ЮгРесурс» (г. Москва), со сроком действия с 28.10.2013 по 27.10.2014. В представленном сертификате указанной продукции (сырный продукт) присвоен код ОК 005 (ОКП) 92 2900, код ТН ВЭД России - 2106 90 920 0.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 № 908, которым утверждены Перечни кодов видов продовольственных товаров подлежащие налогообложению НДС по ставке 10 процентов продукция, классифицированная кодом ТН ВЭД 2106 90 920 0, в указанном перечне не поименована. Код ОКП 92 2900 в соответствии этим же Постановлением также не входит в данный перечень, то есть товар с указанным кодом облагается по ставке НДС 18 процентов.

Таким образом, представленный Обществом сертификат не подтверждает принадлежность реализуемых товаров к перечисленным в перечне кодов видом продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов.

Представленные Обществом декларации соответствия также не  подтверждают принадлежность реализуемых товаров к перечисленным в перечне кодов  видом продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, поскольку к товарной позиции  код ТН ВЭД 2106  относятся продукты, используемые либо непосредственно, либо после обработки для употребления в пищу; продукты полностью или частично состоящие из пищевых продуктов, используемых при приготовлении напитков или пищевых продуктов, готовых для употребления в пищу. В данную товарную позицию включаются продукты, состоящие из смеси химических веществ для добавления в готовые продукты или в качестве их ингредиентов, или для улучшения некоторых их характеристик; продукты, состоящие из смеси растений или частей растений, смешанных с другими веществами (целых, разрезанных, размельченных молотых, или порошкообразных, которые не употребляются в пищу как таковые). Субпозиция - 2106 10 - белковые концентраты и вещества, субпозиция 2106 90 - прочие.

Кроме того, в нарушение Приказа Минпромэнерго России от 22.03.2006 N 54В, утвердившего форму декларации о соответствии, в представленных Обществом декларациях о соответствии не заполнена  строка "Код ОК 005 (ОКП)", обязательная для заполнения.

Оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неподтверждении Обществом  права на применение налоговой ставки по НДС 10 процентов,  в связи с чем,  Инспекция правомерно вынесла оспариваемые Обществом решения.

Апелляционная инстанция считает, что при принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора; всем доводам дана надлежащая правовая оценка, соответствующая обстоятельствам дела; правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, стать й271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 26.06.2015 по делу №  А56-6219/2015   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.О. Третьякова

Судьи

О.В. Горбачева

 Е.А. Сомова