ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
16 января 2018 года | Дело № А42-4265/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме января 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от заявителя: Громовой А.Э. по доверенности от 11.11.2016, Туровец Е.Ю. по доверенности от 08.08.2017
от заинтересованного лица: Козловой С.В. по доверенности от 25.12.2017, Золотухиной Ю.В. по доверенности от 25.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-31742/2017 ) ИФНС по Мурманской обл. на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2017 по делу № А42-4265/2017 (судья Кабикова Е.Б.), принятое
по заявлению ФГУП "Росморпорт"
к ИФНС по Мурманской обл.
о признании недействительным решения
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» (ИНН 7702352454, ОГРН 1037702023831, адрес регистрации: улица Сущёвская, дом 19, строение 7, город Москва, 127055) (далее - ФГУП «Росморпорт», налогоплательщик, заявитель) в лице Мурманского филиала обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (ИНН 5190100360, ОГРН 1045100223850, адрес регистрации: улица Комсомольская, дом 4, город Мурманск, 183038) (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.12.2016 № 36457 в части отказа в возмещении акциза в сумме 823 385 руб. по уточнённой налоговой декларации № 1 по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за февраль 2016 года.
Решением суда от 28.09.2017 заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением суда, Инспекция обжаловала его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель заявителя их отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.07.2016 ФГУП «Росморпорт» в лице Мурманского филиала представило в Инспекцию уточнённую налоговую декларацию № 1 по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за февраль 2016 года, по результатам камеральной проверки которой налоговым органом установлено необоснованное предъявление к возмещению из бюджета суммы акциза в размере 823 385 руб. в связи с тем, что в налоговые вычеты представленной уточнённой налоговой декларации включены суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком к возмещению, исходя из объёмов всего забункерованного топлива в количестве 266 тонн на сумм у 1 103 900 руб., без учёта его фактического использования.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 27.10.2016 № 44055.
На акт проверки ФГУП «Росморпорт» представило письменные возражения.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки и представленные налогоплательщиком возражения, 13.12.2016 заместитель начальника Инспекции вынес решение № 36457 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику предложено уменьшить заявленную к возмещению из бюджета в завышенных размерах сумму акциза в размере 823 385 руб. за февраль 2016 года.
Не согласившись с решением от 13.12.2016 № 36457, ФГУП «Росморпорт» обжаловало его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 22.02.2017 № 105 апелляционная жалоба ФГУП «Росморпорт» на решение ИФНС России по г. Мурманску от 13.12.2016 № 36457 оставлена без удовлетворения.
Посчитав, что решение Инспекции от 13.12.2016 № 36457 нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ФГУП «Росморпорт» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.07.2016 ФГУП «Росморпорт» в лице Мурманского филиала представило в Инспекцию уточнённую налоговую декларацию № 1 по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за февраль 2016 года, по результатам камеральной проверки которой налоговым органом установлено необоснованное предъявление к возмещению из бюджета суммы акциза в размере 823 385 руб. в связи с тем, что в налоговые вычеты представленной уточнённой налоговой декларации включены суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком к возмещению, исходя из объёмов всего забункерованного топлива в количестве 266 тонн на сумму 1 103 900 руб., без учёта его фактического использования.
В оспариваемом решении налоговым органом сделан вывод о том, что коэффициент 2 можно применить не ко всему объёму забункерованного на судно топлива (средних дистиллятов), а только к действительно использованному объёму (с учетом расходов топлива в процессе эксплуатации судов).
Таким образом, расчёт для принятия налогового вычета по уточнённой налоговой декларации № 1 по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за февраль 2016 года произведён Инспекцией исходя из фактического использования топлива за период с февраля 2016 года по 08.05.2016 на основании топливных отчетов, то есть по сроку 25.05.2016, установленному НК РФ для представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за февраль 2016 года (на основании представленных налогоплательщиком топливных отчётов за указанный период). Объём использованного топлива по данным налогового органа составил не 266 тн, а 166,797 тн (расчёт приведён на страницах 17, 18 оспариваемого решения) (т.1,л.д.139140).
В соответствии с пунктом 11 статьи 181 НК РФ с 01.01.2016 средние дистилляты признаются подакцизными товарами.
В силу подпункта 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения акцизом признаются операции по получению средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, предусмотренное статьёй 179.5 НК РФ. Для целей настоящей главы получением средних дистиллятов признаётся приобретение средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 179.5 НК РФ свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, выдаётся российским организациям, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании морские суда, суда внутреннего плавания и (или) суда смешанного (река - море) плавания, используемые в целях судоходства или торгового мореплавания (водные суда), имеющие право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определённую в соответствии со статьёй 194 настоящей главы, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 22 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный настоящим пунктом, суммы акциза, исчисленные при совершении операции, указанной в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ, при представлении документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 201 НК РФ.
При использовании полученных средних дистиллятов налогоплательщиком для бункеровки (заправки) водных судов и (или) установок и сооружений, указанных в статье 179.5 настоящего Кодекса, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании, применяется коэффициент, равный 2.
В иных случаях выбытия (использования) полученных средних дистиллятов применяется коэффициент, равный 1.
В соответствии с пунктом 22 статьи 201 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 22 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком, имеющим свидетельство, предусмотренное статьёй 179.5 настоящего Кодекса, в налоговые органы следующих документов:
1)копии свидетельства, предусмотренного статьёй 179.5 НК РФ;
2)копии договора поставки (купли-продажи) топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, налогоплательщика с российской организацией - поставщиком указанного топлива;
3)при использовании полученных средних дистиллятов налогоплательщиком для бункеровки (заправки) водных судов (установок, платформ, расположенных во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской
Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) помимо документов, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, налогоплательщиком представляются копии:
- реестра накладных и (или) актов приёма-передачи топлива и (или) иных документов на поставку топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, подтверждающих факт получения налогоплательщиком такого топлива. Указанный реестр составляется в произвольной форме и должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, дату и номер документа на поставку топлива, вид топлива, количество заправленного топлива;
- реестра бункеровочных расписок, и (или) накладных, и (или) требований, и (или) ордеров, подтверждающих фактическое получение топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, водными судами (установками, сооружениями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 179.5 настоящего Кодекса, расположенными во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря), эксплуатируемыми налогоплательщиком на праве собственности или ином законном основании, подписанного руководителем организации налогоплательщика или уполномоченным представителем. Указанный реестр составляется в произвольной форме и должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, его дату и номер, место бункеровки (заправки) (порт, где применимо), вид топлива, количество заправленного топлива в тоннах;
- топливного отчёта (составленного в произвольной форме), подтверждающего фактическое использование топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, водными судами (установками, сооружениями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 179.5 настоящего Кодекса, расположенными во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря), эксплуатируемыми налогоплательщиком на праве собственности или ином законномосновании,подписанногоруководителем организации-налогоплательщика или уполномоченным представителем.
При этом в подпункте 3 пункта 22 статьи 201 НК РФ, предусматривающего представление топливного отчёта, не говорится об объёме топлива, в отношении которого возникает право на применение налоговых вычетов либо о моменте осуществления таких вычетов.
Положениямиглавы 22НКРФнепредусмотренаобязанность налогоплательщика, целях применения права на вычет сумм акциза, подтверждать фактическое расходование топлива в процессе работы судов как об условии для применения вычетов сумм акциза, исчисленных в отношении операций со средними дистиллятами. Вывод налогового органа о возможности применения вычетов сумм акциза исключительно в части топлива, израсходованного в процессе работы судов, не основан на нормах главы 22 НК РФ.
Факт представления налогоплательщиком всех необходимых документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 22 статьи 201 НК РФ, в подтверждение права на вычет сумм акциза за февраль 2016 года налоговым органом не оспаривается; каких-либо претензий к представленным документам и порядку их оформления не предъявлено.
Суд первой инстанции учел, что предложенный налоговым органом порядок принятия налоговых вычетов не основан на фактических процессах использования топлива на судне, поскольку в силу смешения всего приобретаемого топлива в топливных танках (баках) судов не представляется возможным определить, какой объём топлива расходуется в конкретном месяце с учётом месяца приобретения данного топлива; также невозможно определить, какое именно топливо (по дате его приобретения) расходуется в конкретном налоговом периоде.
Доказательств использования налогоплательщиком средних дистиллятов в иных целях, не связанных с бункеровкой (заправкой) водных судов, налоговый орган не представил. Оспариваемое решение таких выводов также не содержит.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу , что заявителем соблюдены все предусмотренные главой 22 НК РФ условия и представлены все необходимые документы, поименованные в пункте 22 статьи 201 НК РФ, для применения к вычету сумм акциза, заявленных в уточнённой налоговой декларации № 1 по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за февраль 2016 года.
Вывод суда первой инстанции согласуется с позицией, изложенной в письме ФНС России от 02.08.2017 № СД-4-3/15186@ «Об обложении акцизами операций со средними дистиллятами», подготовленное в ответ на поступившие из Минфина России обращение Союза «Российская палата судоходства», в котором указано, что для применения установленных в пункте 22 статьи 200 НК РФ налоговых вычетов с коэффициентом, равным 2, налогоплательщик должен документально подтвердить факт использования полученных средних дистиллятов в целях бункеровки (заправки) водных судов и (или) установок и сооружений, указанных в статье 179.5 НК РФ, принадлежащих указанному налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании.
Указанный в подпункте 3 пункта 22 статьи 201 НК РФ топливный отчёт (составленный в произвольной форме и подписанный руководителем организации-налогоплательщика (или уполномоченным представителем) определён как документ, подтверждающий фактическое использование топлива (средних дистиллятов) водными судами, эксплуатируемыми налогоплательщиком.
Таким образом, с учётом установленных в пункте 22 статьи 200 НК РФ условий для применения коэффициента, равного 2, топливный отчёт должен подтверждать фактическое использование топлива для бункеровки (заправки) указанных водных судов.
С учётом изложенного, суд первой инстанции правомерно указал на необоснованность вывода налогового органа о завышении налогоплательщиком заявленной к возмещению из бюджета суммы акциза за февраль 2016 года в размере 823 385 руб. и признал решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску от 13.12.2016 № 36457 в указанной части недействительным как не соответствующим положениям главы 22 НК РФ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, а основаны на их неправильном толковании.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2017 по делу № А42-4265/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | И.А. Дмитриева | |
Судьи | М.Л. Згурская Н.О. Третьякова |