НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019 № 13АП-29021/19

1202/2019-653193(1)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 

Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2019 года  Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.,
судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
при участии:
от истца (заявителя): ФИО2 доверенность от 01.11.2019

от ответчика (должника): ФИО3 доверенность от 09.01.2019 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-29021/2019) ТСН "Риноярви" на решение  Арбитражного суда Республики Карелия от 21.08.2019 по делу № А26-7355/2019  (судья Таратунин Р.Б.), принятое 

по заявлению ТСН "Риноярви"

к ГУ - управление пенсионного фонда российской федерации в г. Костомукша  республики карелия (межрайонное) 

о признании незаконным решения,

установил:

Товарищество собственников недвижимости «Риноярви», адрес: 186931,  <...> ,ОГРН <***>  (далее – заявитель, ТСН «Риноярви») обратилось в Арбитражный суд Республики  Карелия с заявлением о признании незаконным решения Государственного  учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в 

г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное (далее – Фонд) от 27.06.2019
 № 009S19190003070.
Решением суда от 21.08.2019 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе ТСН «Риноярви», ссылаясь на неправильное  применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств,  имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу  новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку между ТСН  «Риноярви» и председателем правления договор возмездного оказания услуг либо  другой гражданско-правовой договор не заключался; вознаграждение председателю  правления не выплачивалось, то у ТСН «Риноярви» отсутствовала обязанность по  предоставлению сведений по форме СЗВ-Стаж. Кроме того, постановлением  мирового судьи прекращено производство по административному делу в 


отношении председателя правления в связи с отсутствие состава  административного правонарушения. 

В судебном заседании представитель ТСН «Риноярви» поддержал доводы,  приведенные в апелляционной жалобе, и заявил ходатайство о приобщении к  материалам дела копии решения Костомукшского городского суда Республики  Карелия от 06.11.2019. 

Представитель Фонда доводы жалобы отклонил и просит оставить без  изменения решение суда первой инстанции. 

Ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела копии решения  Костомукшского городского суда удовлетворено судом апелляционной инстанции. 

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в  апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка достоверности,  правильности заполнения, полноты и своевременности представления ТСН  «Риноярви» сведений индивидуального (персонифицированного) учета на  основании представленного страхователем расчета ФНС за 4 квартал 2018, по  результатам которой 18.05.2019 составлен акт № 009S18190002398. 

Рассмотрев материалы проверки, Фонд 27.06.2019 принял решение

 № 009S19190003070 о привлечении страхователя к ответственности за совершение  нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете  в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым ТСН  «Риноярви» привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в  виде штрафа в размере 500 руб. за непредставление формы отчета СЗВ-СТАЖ за  2018 год. 

Считая решение Фонда недействительным, ТСН «Риноярви» обжаловало его в  судебном порядке. 

Решением суда в удовлетворении заявления отказано.

Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив  материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее  удовлетворения. 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ  организации являются страхователями, субъектами обязательного пенсионного  страхования. 

Правовые основы и принципы организации индивидуального  (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется  действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном  страховании, определены Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ). 

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ на территории  Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд  Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным  страховым номером, на котором содержатся предусмотренные настоящим  Федеральным законом сведения. 

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что  страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда  Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому  договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на  вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской 


Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые  взносы. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи  представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их  регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных  бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и  других документов по учету кадров. 

В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции  Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь обязан предоставлять  отчетность в соответствии с установленными формами. 

Форма «Сведения о страховом стаже» (СЗВ-СТАЖ), форма «Сведения по  страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального  (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», форма «Данные о корректировке  сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица  (СЗВ-КОРР)», а также порядок их заполнения и формат утверждены  постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п. 

В данном случае Фондом при сверке имеющейся информации из Расчета по  страховым взносам за 4 квартал 2018, представленного страхователем в ФНС, и  форм СЗВ-СТАЖ за 2018 установлено, что страхователем не представлена форма  СЗВ-СТАЖ за 2018 на одно застрахованное лицо. 

Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7  Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации", то есть лица, на которых распространяется  обязательное пенсионное страхование, в частности, граждане Российской  Федерации, работающие по трудовому договору или по договору гражданско- правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание  услуг. 

Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса  Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), согласно которой трудовые  отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и  работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой  функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием,  профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида  поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем  работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка  при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым  законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими  нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными  нормативными актами, трудовым договором. 

При этом, согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и  работодателем возникают на основании фактического допущения работника к  работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это  представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом  оформлен. 

Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде  Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному  страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному  (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-СТАЖ, в соответствии с  нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц,  работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том 


числе в отношении руководителей организации, являющихся единственными  участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества. 

Из изложенных норм следует, что даже при отсутствии заключенного в  письменной форме трудового договора, при фактическом допуске работника к  работе с ведома или по поручению работодателя, возникают трудовые отношения  между работником и работодателем, следовательно, такое лицо является  застрахованным лицом в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 167-ФЗ  и в отношении такого лица подлежат предоставлению сведения по форме СЗВ-М- СТАЖ вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных  вознаграждений за отчетный период в пользу вышеуказанных лиц, а также вне  зависимости от уплаты страховых взносов (письмо Министерства труда и  социальной защиты Российской Федерации от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846). 

Кроме того, в отношении обязанности представления отчетности в отношении  работающих по трудовому договору лиц вне зависимости от фактического  осуществления выплат и иных вознаграждений, разъяснения были даны и в письме  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 07.07.2016 N 21- 1/10/В-4587. 

С учетом изложенного, вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, у  ТСН имеется обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений,  указанных в пункте 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в отношении  председателя правления ТСН. 

Ссылка подателя жалобы на постановление мирового судьи, оставленное без  изменения решением Костомукшского городского суда, в соответствии с которым  прекращено производство по административному делу в отношении председателя  правления в связи с отсутствием состава административного правонарушения,  предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП РФ, отклоняется судом апелляционной  инстанции. 

В рамках настоящего дела оспаривается решение Фонда о привлечении ТСН  «Риноярви» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования, а к не административной ответственности, в связи с чем,  упомянутый судебный акт мирового судьи не имеет преюдициального значения для  данного дела. 

Кроме того, прекращение по делу об административном правонарушении в  отношении председателя правления ТСН, не свидетельствует об отсутствии факта  совершения ТСН правонарушения законодательства РФ об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. 

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оснований  для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной  жалобы не имеется. 

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.08.2019 по делу №  А26-7355/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий Н.О. Третьякова 


Судьи М.В. Будылева 

 М.Л. Згурская