ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
13 декабря 2021 года
Дело №А56-24700/2021
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34559/2021) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2021 по делу № А56-24700/2021, принятое
по заявлению товарищества собственников жилья «Новатор»
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании представления, постановления,
установил:
товарищество собственников жилья «Новатор» (далее – ТСЖ, Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее – Управление, административный орган) от 24.02.2021 № Ю78-00-03/24-0112-2021 по делу об административном правонарушении, которым ТСЖ привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 35 000 руб., и представления №Ю78-00-03/26-0105-2021от 24.02.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 06.08.2021, принятым в виде резолютивной части, оспариваемые постановление и представление признаны незаконными и отменены. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 01.10.2021.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению управления, в действиях ТСЖ имеется состав правонарушения, Товарищество не предоставило собственникам возможность оплачивать услуги ЖКХ в наличной денежной форме через кассу без уплаты комиссионных сборов.
От товарищества в материалы дела письменный отзыв на жалобу не поступил.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,Управлением в результате рассмотрения обращений Астрелина А.А., Астрелиной О.В., Астрелиной Н.А., Тихомировой С.Д., Волошина В.Ф. (вх. № 48991/Ж-2020 от 27.10.2020, вх. № 50546/Ж-2020 от 05.11.2020) в отношении Товарищества, проведена проверка, в ходе которой установлено, что ТСЖ «Новатор» осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, б-р. Новаторов, д. 80, корп. 2, корп. 3.
На входе в помещение правления ТСЖ «Новатор», по адресу: 198215, Санкт-Петербург, б-р. Новаторов, д. 80, корп. 3, пом. 1Н размещена вывеска, содержащая информацию, в том числе о часах приема граждан: вторник с 18-00 до 20-00, четверг с 10-00 до 12-00. Аналогичная информация о часах приема граждан размещена на информационных стендах ТСЖ, в частности, в подъезде №1 многоквартирного дома по адресу: 198215, Санкт-Петербург, б-р. Новаторов, д. 80, корп. 3, лит. А.
В помещении правления ТСЖ находится контрольно-кассовая техника ПТК «MSPOS-K» заводской №199036038250, зарегистрированная в налоговом органе 29.05.2019 № 0003241792051742 для осуществления приема денежных средств за жилищно-коммунальные услуги непосредственно в кассу ТСЖ.
01.12.2020 (вторник) с 18 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. в ходе проведения административного расследования на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 23.11.2020 №78-00-03/23-0186-2020, возбужденного по части 4 статьи 14.8 КоАП РФ по материалам коллективных обращений, Управлением выявлено, что в указанные часы приема граждан (вторник с 18-00 до 20-00) помещение правления ТСЖ «Новатор» закрыто, что отражено в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 01.12.2020 №78-00-0/23-0186-2020 с приложением фотоматериалов.
Таким образом, Управление пришло к выводы, что ТСЖ «Новатор» допущены нарушение частей 1, 4 статьи 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон №2300-1, Закон о защите потребителей), пункта 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354), выразившееся в необеспечении возможности потребителям оплачивать жилищно-коммунальные услуги наличными средствами или иным способом без взимания комиссионных сборов, понуждая собственников жилых помещений нести бремя дополнительных расходов.
По факту выявленного правонарушения Управлением в отношении Товарищества 11.02.2021 составлен протокол №ю78-00-03-0111-2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 24.02.2021 № Ю78-00-03/24-0112-2021 Товарищество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Товариществу также выдано представление от 24.02.2021 №Ю78-00-03/26-0105-2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым предложено безотлагательно рассмотреть данное представление, принять меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих, недопущению нарушений впредь, рассмотреть вопрос, в случае необходимости, о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в создании предпосылок к совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Товарищество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ТСЖ события и состава правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление Роспотребнадзора.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 16.1 Закона N 2300-1 продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя; продавец (исполнитель) несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований пункта 1 статьи 16.1 Закона N 2300-1.
Таким образом, потребителю коммунальных услуг предоставлено право выбора способа оплаты оказанных услуг.
Частью 4 статьи 37 Закона N 2300-1 установлено, что при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 63 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление Правительства РФ N 354) плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Согласно пункту 65 Постановления Правительства РФ N 354 потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон N 103-ФЗ) под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком; платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 103-ФЗ оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Судом первой инстанции установлено, что жалобы физических лиц заключались в том, что платежи в 2019 году ТСЖ не принимались в наличной денежной форме через кассу Правления, присутствующая на приеме платежей Контарева В.Б. не имела полномочий по их принятию, при этом наличие контрольно-кассовой техники в помещении правления не означало, что ТСЖ предоставило возможность оплаты счетов непосредственно в кассу ТСЖ наличными без несения расходов на комиссию.
Вместе с тем, судом также установлено, что в материалах дела имеется письмо Товарищества исх. №15 от 11.02.2021 на определение от 18.12.2020 №78-00-03/23-0186/1-2020, согласно которому в период с декабря 2019 по февраль 2020 ограничений по приему денежных средств от собственников помещений МКД не вводилось, однако в связи с объявленным в стране карантином по новой коронавирусной инфекции прием платежей в период с 18 марта по ноябрь 2020 был временно прекращен.
Из пояснений товарищества также следовало, что в Управление
Роспотребнадзора предоставлены документы, подтверждающие установку контрольно-кассовой техники в помещении Правления, а также документы, подтверждающие постановку ККМ на учет в налоговом органе. По вопросу порядка приема платежей от граждан, проживающих в МКД, Товарищество пояснило, что перед входом в помещение Правления размещено объявление с указанием дней и времени приема платежей за ЖКУ - каждый вторник с 18.00 до 20.00. В указанные дни и время в Правлении ТСЖ всегда находится бухгалтер или Председатель Правления для приема платежей от граждан. Также в указанные
дни и время в Правлении ТСЖ всегда находится управляющая домом - Щербакова Е.В. При приеме платежей гражданам выдаются кассовые чеки. Дополнительно информация о принятых платежах фиксируется в специальную книгу, которая храниться у бухгалтера. Кроме того, прием платежей за ЖКУ по просьбе граждан может также производиться в другие дни, в случаях, если граждане не могут прийти для осуществления платежей во вторник с 18:00 до 20:00, что подтверждается выпиской из книги приема платежей. По вопросу приема платежей за ЖКУ от гражданина Астрелина А.А. Товарищество пояснило, что указанный гражданин в установленные дни и часы приема платежей за ЖКУ в помещение Правления ТСЖ «Новатор» не обращался, денежные средства для оплаты ЖКУ не приносил, принять оплату не просил.
Более того, направленные в адрес потребителя счета-извещения на оплату коммунальных услуг указаний на ограничение возможности последнего в части выбора способов оплаты услуг Общества не содержат. Доказательств того, что потребитель не имел возможности оплачивать предоставляемые Обществом услуги с использованием наличной формы расчетов, в том числе через отделения ОАО «Сбербанк России» или иным способом Управлением в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, в отсутствие надлежащих доказательств того, что потребителю было отказано в приеме платежей через кассу Правления, при наличии установленного времени для приема платежей через кассу, а также при наличии ККТ, зарегистрированной в установленном прядке в налоговом органе и лиц, ответственных за прием платежей, судом сделан правильный вывод об отсутствии в действиях Товарищества события административного правонарушения, установленного частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельства суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества, признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
По смыслу приведенной нормы, представление выдается только в случае привлечения лица к административной ответственности и доказанности всех элементов состава правонарушения. Признание незаконным и отмена постановления о привлечении к административной ответственности влечет, в том числе отмену выданного на основании постановления по делу об административном правонарушении представления.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 октября 2021 года по делу № А56-24700/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Л.В. Зотеева