НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 № 13АП-1978/2014

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 марта 2014 года

Дело № А56-54517/2013

Резолютивная часть постановления объявлена      марта 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  марта 2014 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбачевой О.В.

судей  Будылевой М.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от истца (заявителя): ФИО2 – доверенность от 12.11.2013 № 117

ФИО3 – доверенность от 12.03.2014 № 48

от ответчика (должника): ФИО4 – доверенность от 05.02.2014 №16-12/01204

ФИО5 – доверенность от 21.10.2013 №16-22212

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-1978/2014 )   ООО "Навигатор-СБС" на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2013 по делу № А56-54517/2013 (судья Глумов Д.А,), принятое

по заявлению ООО "Навигатор-СБС"

к Межрайонной ИФНС России №24 по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения налогового органа от 16.05.2013 №02/25/32э о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового  правонарушения в части пункта 2

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Навигатор-СБС» (ОГРН <***>, место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Глазурная, 8/10, лит. А, далее – общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Санкт-Петербургу (далее – инспекция, налоговый орган) от 16.05.2013 №02/25/32э о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - оспариваемое решение, решение Инспекции) в части доначисления НДС в размере 2 143 055 руб., а также пени в размере 811 365,30 руб.

Решением суда первой инстанции от 03.12.2013 в удовлетворении требований отказано.

 В апелляционной жалобе  Общество просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие  выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель Общества доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель инспекции  с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе НДС за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 01.04.2013 №02/17/24э. На акт проверки налогоплательщиком представлены возражения.

По итогам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика инспекцией принято решение № 02/25/327 о 16.05.2013 о привлечении Общества к налоговой ответственности предусмотренной  п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 35 079 рублей,  п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 200 рублей. Указанным решением  Обществу доначислен НДС в сумме 2 143 055 рублей, пени по НДС в сумме 811 365,30 рублей.

Основанием  для доначисления НДС в сумме 2143055 рублей и пени по НДС в сумме 811365,30 рублей явился вывод инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на применение налогового вычета в 1 квартале 2009 года на основании счетов-фактур, выставленных подрядчиками в период с 2004 по 2005 годы, в связи с нарушением порядка применении вычетов, определенного Федеральным законом N 119-ФЗ, и истечением срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ.

Апелляционная жалоба Общества решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 08.07.2013 №16-13/25464, оставлена без удовлетворения.

Считая решение  инспекции не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта  налогового органа в части.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований указал, что поскольку порядок отражения вычетов, предусмотренный Законом №119-ФЗ, заявителем не соблюден, налоговый орган правомерно отказал обществу в налоговом вычете по НДС за 1 квартал 2009 года по счетам-фактурам, выставленным ООО «СБС» в 2004-2005 годах.
            Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции  подлежащим отмене.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемых для совершения операций, облагаемых НДС.

Материалами дела установлено, что обществом в 2004 году на основании договора аренды от 02.06.2004 №13-А004485, заключенного с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, получен во временное владение и пользование объект нежилого фонда, расположенный по адресу: 192019, Санкт-Петербург, Глазурная ул., д.8/10, на срок до 01.06.2053.

На основании акта сдачи-приемки нежилых помещений от 02.06.2004 помещение было признано непригодным к использованию, в связи с чем дополнительными соглашениями от 18.11.2004 №1 и от 18.09.2006 №3 к договору аренды было предусмотрено, что налогоплательщик (арендатор) в срок до 01.04.2005 произведет за свой счет капитальный ремонт и иные неотделимые улучшения вышеуказанного объекта, а арендодатель возместит арендатору затраты путем зачета этих затрат в счет подлежащей оплате арендной платы в сумме 4751 994 руб. (без учета НДС) за период с 01.08.2006 по 01.06.2014.

21.06.2004 между Обществом (Заказчик) и ООО «СБС» (подрядчик) заключен договор подряда от 21.06.2004 №148, в соответствии с условиями которого подрядчик принял на себя обязательства по производству работ по капитальному ремонту здания, по адресу: 192019, Санкт-Петербург, Глазурная ул., д.8/10.

Затраты по капитальному ремонту без учета НДС на основании справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3, актов  о приемке выполненных работ по форме КС-2, локальных смет были приняты к учету и отражены обществом на счете 08.3 «капитальные вложения» в 2004-2005 годах.

По состоянию на 01.01.2006 обществом произведена инвентаризация кредиторской задолженности. По результатам проведенной инвентаризации составлен акт инвентаризации кредиторской задолженности, в котором спорные счет-фактуры отражены в качестве неоплаченных.

20.04.2007 часть затрат в сумме 4751993,75 руб. отражена на счете 76 «прочие дебиторы и кредиторы» по контрагенту КУГИ с последующим возмещением их арендатору путем зачета этих затрат в счет подлежащей оплате арендной платы (дополнительное соглашение от 18.09.2006 №3 к договору аренды от 02.06.2004 №13-А004485), остальная часть в сумме 15 312 729,68 руб. 68 коп. отражена на счете 01 «основные средства» как объект основных средств «неотделимые улучшения на срок аренды офиса по ул. Глазурная, д.8/10» с инвентарным номером №00000498, введенный в эксплуатацию 20.04.2007 на основании акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 20.04.2007 №00000084.

Согласно Приказу от 29.12.2004 об учетной политике общества до 01.01.2006 момент определения налоговой базы по НДС был установлен по «оплате».

Выполненные подрядчиком работы, по которым выставлены счета-фактуры, не были оплачены до 01.01.2008, что налоговый орган не оспаривает.

На основании данных оборотно-сальдовой ведомости по счету 60 «расчеты с поставщиками» по контрагенту ООО «СБС» по состоянию 01.01.2008 года имелась непогашенная кредиторская задолженность перед подрядчиком в сумме 18560280,49 рублей по выполненным в 2004 -2005 годах  и принятым на учет работам.

Налогоплательщиком представлена  налоговая декларация за 1 квартал 2008 года,  в которой отражены налоговые вычеты по счетам-фактурам ООО «СБС»  за 2004 – 2005 года.

В уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2008 года Обществом налоговые вычеты по спорным счетам-фактурам  были исключены.

Повторно налоговые вычеты по счетам-фактурам ООО «СБС» за 2004 – 2005 года (работы, в том числе НДС, фактически оплачены поставщику в 2009 году) заявлены в уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2009 года, представленной в инспекцию 15.02.2010.

Пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2005 г. N 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Федеральный закон от 22.07.2005 г. N 119-ФЗ) внесены изменения в статью 167 НК РФ, в соответствии с которыми отменялась возможность определения момента реализации товаров (работ, услуг) «по оплате».

До внесения указанных изменений Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ пункт 1 ст. 172 НК РФ предусматривал, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, для принятия налога к вычету в период до 01.01.2006 должны были быть соблюдены все вышеперечисленные условия: налог должен был быть предъявлен контрагентом в установленном порядке, оплачен, приобретенные товары (работы, услуги) должны были быть приняты к учету, при этом заявитель должен был располагать соответствующими первичными документами (в т.ч. документами об оплате).

На основании вышеизложенного, в период до 01.01.2006 налогоплательщик был лишен возможности принять к вычету НДС по спорным счетам-фактурам, вследствие невыполнения одного из условия - их оплаты.

В целях урегулирования вопросов о начислении, уплате и предъявлении к вычету сумм НДС по задолженности, сформированной по состоянию на 31.12.2005 г., Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ был установлен двухлетний "переходный" период, в котором уплата и предъявление НДС к вычету по товарам (работам, услугам) осуществлялось в порядке, предусмотренном до внесения изменений в статью 167 НК РФ (ч. 1 - 2 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 г. N 119-ФЗ).

При этом, положениями ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ установлено, что по состоянию на 01.01.2006 налогоплательщики НДС обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31.12.2005 включительно.

По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 01.01.2006, в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с главой 21 Кодекса.

Согласно ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ налогоплательщики НДС, указанные в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, то есть определяющие до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ момент определения налоговой базы как день оплаты, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, имущественным правам, принятым на учет до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, производят налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, в порядке, установленном ст. 172 Кодекса, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС.

В соответствии с ч. 9 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ если до 01.01.2008 налогоплательщик не оплатил суммы налога, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты им на учет до 01.01.2006, налоговые вычеты таких сумм налога производятся в первом налоговом периоде 2008 года.

Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения п. 9 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, поскольку до 01.01.2006 Общество определяло налогооблагаемую базу по НДС по оплате, по спорным счетам-фактурам НДС в установленном порядке был предъявлен обществу его контрагентами, работы приняты к учету, но не оплачены. Фактически работы оплачены в 2009 году.

Таким образом, право на вычет НДС по неоплаченным счетам-фактурам возникло у Общества не ранее первого налогового периода 2008 г., т.е. в 1 квартале 2008 года. До указанного момента оно было лишено возможности принять НДС к вычету вследствие прямого определения указанного момента переходными положениями Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ и несоблюдения в более ранний период времени всех необходимых для этого условий.

Поскольку право на вычет неоплаченных счетов-фактур возникло у общества в 1 квартале 2008 года, а уточненная налоговая декларация за налоговый период 1 квартал 2009 года представлена 15.02.2010, т.е. в пределах срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ и подлежащего исчислению с учетом положений ст. ст. 171, 172 НК РФ и ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, то указанный срок обществом не пропущен.

Указанный вывод соответствует правовой позиции изложенной в Постановлении  Федерального арбитражного суда  Московского округа от 25.07.2012 по делу № А40-115912/11-75-464.

Налоговый орган в оспариваемом решении указывает на необходимость применения к рассматриваемым правоотношениям нового порядка, введенного Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

Суд первой инстанции, признавая  позицию налогового органа правомерной, указал, что  в соответствии со ст. 2 Федерального Закона № 119-ФЗ право применения налоговых вычетов предоставлено налогоплательщику исключительно в первом налоговом периоде 2008 года, и влечет запрет  на применение вычетов  в последующих периодах.

Апелляционный суд признает выводы  инспекции ошибочными по следующим основаниям.

Как правильно указал суд первой инстанции, Закон N 119-ФЗ не устанавливает условий возникновения права на применение вычетов, не указывает момента возникновения права на применение налогового вычета, а предоставляет возможность отражения в составе вычетов налога в первом налоговом периоде 2008 года при соблюдении всех условий, предусмотренных данным законом, то есть устанавливает только порядок предъявления к вычету НДС по определенным хозяйственным операциям в переходный период.

Вместе с тем, статьей 2  Закона N 119-ФЗ, устанавливаются переходные положения, касающиеся не только момента определения налоговой базы, но и  порядка принятия к вычету сумм налога, предъявленных по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, имущественным правам, принятым на учет до вступления в силу данного Федерального закона, при наличии у налогоплательщиков дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2006, определяемой по результатам инвентаризации по состоянию на 31.12.2005 включительно.

Указанной нормой  предусмотрено, что  налогоплательщик вправе применить налоговый вычет по НДС в 1 квартале 2008 года, при условии:

Применения налогоплательщиком  до 01.01.2006 порядка определения налоговой базы по НДС «по оплате»;

Принятия на учет товаров, работ, услуг до 01.01.2006;

Отсутствия оплаты суммы налога поставщикам до 01.01.2008.

При этом, право на предоставление налоговых вычетов по НДС предусмотрено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положениями пунктов 1 - 3 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вычеты налога могут быть заявлены, когда выполнены все условия, с наличием которых налоговое законодательство  связывает право на их получение, но не позднее трех лет после окончания такого налогового периода.

 Поскольку, Законом № 119-ФЗ (п. 9 ст. 2) установлен период, когда налогоплательщик  вправе применить налоговый вычет (1 квартал 2008 года), то срок установленный  п. 2 ст. 173 НК РФ подлежит исчислению с 1 квартала 2008 года.

Кроме того, следует принимать во внимание то, что статья 2 названного Закона, не отменяет и не изменяет специальных положений ст. 172, 172 НК РФ, регулирующей условия принятия к вычету сумм НДС.

В связи с тем, что Федеральный закон N 119-ФЗ не содержит каких-либо ограничений на применение  положений  Главы 21 НК РФ, в том числе в части исчисления срока предъявления налоговых вычетов, налогоплательщики вправе реализовать свое право на этот вычет в течение трех лет начиная с момента возникновения права на соответствующий вычет, то есть с 31.03.2008.

Статья 172 НК РФ, пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 119-ФЗ, определяющие порядок применения налоговых вычетов, не исключают возможности применения вычета сумм налога на добавленную стоимость за пределами налогового периода, в котором товары (работы, услуги) оплачены, а основные средства - оплачены и поставлены на учет.

Согласно пункту 2 статьи 173 Кодекса, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана им по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Таким образом, то обстоятельство, что Общество заявило налоговый вычет, право на который возникло в 1 квартале 2008 года, в налоговой декларации за 1 квартал 2009 года, само по себе не может служить основанием для лишения его права на применение налогового вычета.

Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.06.2010 N 2217/10.

Судом апелляционной инстанции также принимаются во внимание Определения Конституционного Суда РФ от 01.10.2008 N 675-О и от 03.07.2008 N 630-О-П, в которых определено, что налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен возможности обратиться за защитой своего права на возмещение НДС... в том числе за пределами установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ срока, если реализации права налогоплательщика в течение этого срока препятствовали обстоятельства, связанные, в частности, с невыполнением налоговым органом возложенных на него обязанностей или с невозможностью получить возмещение, несмотря на своевременно предпринятые к тому действия со стороны налогоплательщика, и т.п.

Материалами дела установлено, что Обществом 19.04.2008 представлена в  Межрайонную инспекцию ФНМ  России № 5 по Санкт-Петербургу (по месту налогового учета) первичная налоговая декларация  по НДС за 1 квартал 2008 года по строке «340» которой  отражены налоговые вычеты в сумме 33152400 рублей.

Согласно книге покупок  за 1 квартал 2008 года (л.д. 113 – 151 т. 1), в состав налоговых вычетов за 1 квартал 2008 года включен НДС в сумме 2831229,54 рубля по  счетам-фактурам, выставленным ООО «СБС» № 150 от 30.11.2004, № 200 от 31.12.2004, № 9 от 31.01.2005, № 14 от 28.02.2005, № 33 от 31.03.2005, № 49 от 29.04.2005, № 76/2 от 31.05.2005, № 92 от 30.06.2005, № 124 от 29.07.2005, № 143 от 31.08.2005 (л.д. 150 т. 1).

Налоговая декларация принята  налоговым органом. Решение об отказе в применении налоговых вычетов, в том числе  по контрагенту ООО «СБС» не принималось. НДС, исчисленный по декларации к уплате  перечислен в бюджет.

Таким образом, налогоплательщик своевременно в 1 квартале 2008 года предъявил налоговые вычеты  по спорным операциям.

Однако, 19.10.2008 Обществом в инспекцию представлена  уточненная налоговая декларация  по  НДС за 1 квартал 2008 года, в которой по сроке «340» заявлены налоговые вычеты  в размере 31182765 рублей.

Согласно  дополнительного листа к книге покупок за 1 квартал 2008 года (л.д. 155 т. 1) НДС, по счетам-фактурам, выставленным ООО «СБС» № 150 от 30.11.2004, № 200 от 31.12.2004, № 9 от 31.01.2005, № 14 от 28.02.2005, № 33 от 31.03.2005, № 49 от 29.04.2005, № 76/2 от 31.05.2005, № 92 от 30.06.2005, № 124 от 29.07.2005, № 143 от 31.08.2005, исключен, дополнительно принят НДС по счет-фактуре  ООО «Техстройконтракт-Сервис».

Уточненная налоговая декларация также принята  инспекцией без замечаний. Исчисленный к доплате НДС по уточненной декларации  перечислен в бюджет.

15.02.2010 налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2009 года, сумма налоговых вычетов  по строке «340» которой составила 60061258 рублей. В книге покупок за 1 квартал 2009 года налогоплательщик отразил НДС  в сумме  2143055,38 рублей   по счетам-фактурам ООО «СБС» № 200 от 31.12.2004, № 9 от 31.01.2005, № 14 от 28.02.2005, № 33 от 31.03.2005, № 49 от 29.04.2005, № 76/2 от 31.05.2005, № 92 от 30.06.2005, № 124 от 29.07.2005, № 143 от 31.08.2005 (л.д. 111 т. 1).

Камеральная проверка  уточненной декларации  по НДС за 1 квартал 2009 года проведена налоговым органом, вычеты приняты. НДС, исчисленный к доплате  перечислен в бюджет.

Согласно ч. 1 ст. 81 Налогового кодекса РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

 В соответствии с  п. 1 ст. 88 НК РФ,  камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 3 статьи 88 НК РФ установлено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Как следует из материалов дела при проведении  камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций Общества  за 1 квартал 2008 года и 1 квартал 2009 года налоговый орган не установил ошибок, допущенных при заполнении указанных декларации  и не выявил несоответствия сведений в имеющихся у налогового органа и вновь представленных налогоплательщиком документах.

Налоговый орган в нарушение положений п. 3 ст. 88 НК РФ не сообщил налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения  как в части исключения налоговых вычетов  по счетам – фактурам ООО «СБС» из налогового периода 1 квартал 2008 года, так и в части применения налоговых вычетов в 1 квартале 2009 года.

Указанные обстоятельства, апелляционный суд квалифицирует  как невыполнение Межрайонной ИФНС России № 5  по Санкт-Петербургу возложенных на нее обязанностей, что не может являться основанием для лишения налогоплательщика возможности защиты своего права на применение налоговых вычетов.

При этом следует отметить, что право Общества на применение вычетов не оспаривается налоговым органом.

На основании изложенного, учитывая те обстоятельства,  что  Обществом своевременно  в 1 квартале 2008 года  налоговые вычеты по спорным операциям предъявлены к вычету;  при представлении  уточненных деклараций  инспекцией  не надлежащим образом  выполнены  обязанности, предусмотренные  ст. 88 НК РФ; предъявление налоговых вычетов в более позднем налоговом периоде само по себе не может служить основанием для лишения налогоплательщика права на применение налогового вычета;  в последующем вычеты предъявлены  с соблюдением срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ, апелляционный  суд считает, что  у налогового органа отсутствовали  правовые основания для  доначисления по результатам  выездной налоговой проверки  НДС в сумме 2143055 рублей и пени в сумме 811365,30 рублей.

Ссылка инспекции судебную практику, а именно на Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа   от 18.05.2012 по делу № А26-2593/2011, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2012 N ВАС-11726/12 несостоятельна, поскольку указанные судебные акты вынесены при рассмотрении конкретного дела с иными фактическими обстоятельствами.

Так, в Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа   от 18.05.2012 по делу № А26-2593/2011, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2012 N ВАС-11726/12 был признан правомерным отказ в применении налоговых вычетов с учетом того обстоятельства, что налогоплательщик  на момент рассмотрения дела  не произвел оплату  товаров, работ, услуг, принятых на учет до 31.12.2005, и, соответственно, не имеет и не будет иметь в будущем реальных затрат по оплате стоимости приобретенных товарно-материальных ценностей и налога поставщику.

В настоящем деле, Обществом в 2009 году в полном объеме ООО «СБС» оплачены  работы по капитальному ремонту, а, следовательно, понесены реальные затраты.

На основании изложенного, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а требования Общества – подлежащими удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на налоговый орган.

Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 03.12.2013 по делу № А56-54517/2013 отменить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России  № 24 по Санкт-Петербургу от 16.05.2013 № 02/25/327 в части  доначисления НДС в размере 2 143 055 рублей, а также пени в размере 811 365,30 рублей.

Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России  № 24 по Санкт-Петербургу в пользу ООО «Навигатор-СБС» (ОГРН <***>, место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Глазурная, 8/10, лит. А) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции в сумме 3000 рублей.

Возвратить ООО «Навигатор-СБС» (ОГРН <***>, место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Глазурная, 8/10, лит. А) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению  № 12012 от 27.12.2013 государственную пошлину в сумме 1000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Горбачева

Судьи

М.В. Будылева

 Л.П. Загараева