ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
17 ноября 2020 года | Дело № А21-3803/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2020 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Будылевой М.В., Лебедева Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от истца (заявителя): ФИО2 по доверенности от 10.05.2020
от ответчика (должника): ФИО3 по доверенности от 13.05.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-27261/2020 ) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.08.2020 по делу № А21-3803/2020 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по заявлению ООО «Позитив»
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Калининградской области
о признании незаконным требования об устранении нарушений в части восстановления на счет ТФОМС по Калининградской области 803778,37 руб. и штрафа в размере 80377,83 руб.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Позитив», адрес: 238310, <...>, ОГРН <***> (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными требований Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области, адрес: 236003, <...> (далее - Фонд) об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании и целевого использования средств территориальной программы ОМС за период деятельности Общества с 01.03.2017 по 31.10.2019 в части восстановления на счета Фонда суммы 803 778,37 руб. и штрафа в размере 80 377,83 руб., а также в части перечисления на счет Фонда суммы в размере 803 778,37 руб. и штрафа в размере 80 377,83 руб., изложенных в акте комплексной проверки соблюдения ООО «Позитив» законодательства об ОМС и целевого использования средств территориальной программы ОМС от 25.12.2019.
Решением суда от 12.08.2020 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оплата Обществом задолженности по налогам за третьих лиц (ООО «Свет») за счет средств ОМС является нарушением законодательства об ОМС, поскольку данный вид расходов не входит в структуру тарифа по ОМС. Кроме того, Общество перечислило задолженность за ООО «Свет» за период, в котором, между сторонами отсутствовали договорные отношения. При этом, расходы Общества в виде оплат в счет задолженности ООО «Свет» по налогам, не являются затратами на аренду транспортных средств.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Фонда от 22.11.2019 № 496 проведена плановая комплексная проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и целевого использования средств территориальной программы ОМС за период деятельности с 01 марта 2017 по 31 октября 2019 года. По результатам проверки составлен акт от 25.12.2019, полученный представителем Общества 25.12.2019.
В последующем в адрес заявителя было направлено письмо от 12.02.2020 , в котором Фонд обязал Общество сумму нецелевого использования средств территориальной программы ОМС в размере 805778,37 руб. в срок до 01 марта 2020 перечислить на счет Фонда, а также уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, что составляет 80577,83 руб.
Посчитав требование Фонда незаконным и нарушающим его права, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признав требования Общества обоснованными, суд первой инстанции удовлетворил его, восстановив при этом срок на подачу заявления в арбитражный суд.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, пришла к следующему
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС).
В соответствии со статьей 4 Закона об ОМС к основным принципам осуществления обязательного медицинского страхования отнесено обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Закона об ОМС медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 20 названного Закона медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 9 статьи 39 Закона об ОМС, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Оплата медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию осуществляется согласно статье 30 Закона об ОМС по тарифам, установленным тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников.
Согласно части 7 статьи 35 Закона об ОМС тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Проведенной Фондом проверкой установлено, что Общество средства обязательного медицинского страхования в сумме 803778,37 руб. использовало на уплату за ООО «Свет» налогов, пени, штрафов, в том числе:
- 402916,85 руб. уплата налога по упрощенной системе налогообложения за 2016 год;
- 20445 руб. уплата транспортного налога за 2016 год;
- 20445 руб. уплата транспортного налога за 2017 год;
- 243588 руб. уплата пени по налогу по УСН за 2016 год;
- 5541,35 руб. уплата пени по транспортному налогу за 2016 год;
- 10000 руб. уплата штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах;
- 79376 руб. уплата налога по УСН;
- 21.13 руб. уплата пени по транспортному налогу;
- 20445 руб. уплата транспортного налога за 2018 год;
- 1000 руб. уплата штрафа за невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В обоснование несения данных расходов Общество представило договор аренды транспортного средства № 1 от 30.04.2017, заключенный с ООО «Свет» (арендодатель), в соответствии с условиями которого, арендодатель предоставил арендатору (Обществу) в аренду транспортные средства – автомобили скорой медицинской помощи.
За пользование одного транспортного средства арендатор выплачивает арендодателю арендную плату в сумме 230000 руб. ежемесячно.
По акту приема-передачи имущества от 30.04.2017, арендодатель передал, а арендатор принял 8 автомобилей скорой медицинской помощи.
В связи с наличием у ООО «Позитив» задолженности перед ООО «Свет» по уплате арендных платежей, последнее направило в адрес Общества письма от 09.04.2018, 24.05.2018 с просьбой оплатить налоги, пени и штрафы общества «Свет» за счет имеющейся у ООО «Позитив» задолженности по уплате арендных платежей.
Нормативное предписание о включении в тариф статей затрат, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, содержится в Правилах обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС).
Пунктом 158 Правил предусмотрено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
При этом к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.2 Правил).
Пунктом 158.3 Правил в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)); затраты на амортизацию оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Между тем, Правила не включают расходы по уплате налогов, пени, штрафа за третьих лиц в счет погашения задолженности по арендным платежам в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Кроме того, как следует из материалов дела, оплата налогов произведена Обществом за 2016-2018 года, притом, что договор аренды транспортных средств был заключен сторонами 30.04.2017 и прекратил свое действие 30.09.2017, что свидетельствует о том, что оплата налогов произведена Обществом за ООО «Свет» за периоды, в которых между сторонами отсутствовали договорные отношения.
Также в ходе проверки Фондом установлено, что у ООО «Позитив» имелись денежные средства для своевременной уплаты арендных платежей, при этом согласно выписке из ЕГРЮЛ учредитель и генеральный директор ООО «Позитив» является учредителем ООО «Свет».
Таким образом, расходы Общества в виде оплат в счет задолженности ООО «Свет» по налогам, не являются затратами на аренду транспортных средств.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционная коллегия, приходит к выводу о том, что Фондом доказаны обстоятельства нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования в общей сумме 803778,37 руб., в связи с чем, требование в оспариваемой части соответствует положениям БК РФ, Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, Тарифного соглашения в системе обязательного страхования Калининградской области.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-О изложил правовую позицию о том, что в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение.
Потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций, а потому оспариваемые законоположения конституционные права заявителя не нарушают.
Поскольку, как установлено, требование о возврате основной суммы нецелевого использования законно, начисление Фондом штрафа в размере 80377,83 руб. является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах у суда первой отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.08.2020 по делу № А21-3803/2020 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.О. Третьякова | |
Судьи | М.В. Будылева Г.В. Лебедев |