НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 № А56-80322/16

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 октября 2017 года

Дело № А56-80322/2016

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Семеновой А.Б., Толкунова В.М.

при ведении протокола судебного заседания:   Волковой Т.В.

при участии: 

от заявителя:  Харьковой С.О. по доверенности от 09.01.2017 №273

от заинтересованного лица:  Шележонковой А.В. по доверенности от 12.01.2017

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-21096/2017 )  ООО "Интерпластика" на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2017 по делу № А56-80322/2016 (судья Анисимова О.В.), принятое

по заявлению ООО "Интерпластика"

к Балтийской таможне 

о признании незаконным бездействия, обязании отменить корректировку таможенной стоимости, возврате излишне уплаченных таможенных платежей

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Интерпластика" (ОГРН 1077847580392, 194292, г. Санкт-Петербург, пер.5-ый Верхний, д.1, лит.Ж, далее - заявитель, Общество, ООО "Интерпластика") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании   незаконным бездействия Балтийской таможни (198184, г. Санкт-Петербург, остров Канонерский, д.32А, далее - Таможня, таможенный орган) об отказе по отмене корректировки таможенной стоимости по декларациям на товары (далее – ДТ) №10216120/160913/0056496, 10216120/290913/0059371, 10216120/300913/0059533; о признании незаконным бездействия таможни, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ №10216120/160913/0056496,10216120/290913/0059371, 10216120/300913/0059533; об обязании таможни отменить корректировку таможенной стоимости по ДТ №10216120/160913/0056496, 10216120/290913/0059371, 10216120/300913/0059533 и возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 192 432,95 руб.

Решением суда от 30.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество на основании внешнеторгового контракта  от 01.11.2010 № 3PR10, заключенного с фирмой  «P.V.RANLTD» (Израиль) ввезло на территорию Российской Федерации товары: «пленка ПВХ стрейч, содержащая менее 6% пластификаторов, гибкая, толщиной менее 1 мм, для промышленной упаковки пищевых продуктов, на сердечниках», изготовитель - «P.V.RAN», товарный знак - «P.V.RAN», код в соответствии с ТН ВЭД ЕАС - 3920 49 100 9, страна происхождения - Израиль    (далее - товар).

В целях оформления товара Общество представило ДТ  №10216120/160913/0056496, 10216120/290913/0059371, 10216120/300913/0059533.

При декларировании товара таможенная стоимость определена Обществом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров Общество представило комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, предусмотренный статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в том числе, внешнеторговый контракт от  01.11.2010 № 3PR10;  приложение к контракту от 18.08.2013 №435;  паспорт сделки от 20.12.2012 №10110031/2275/0001/2/0;  инвойс от 18.08.2013 № 2004421;  упаковочный лист от 18.08.2013 №2004421; по ДТ №10216120/290913/0059371:  внешнеторговый контракт от 01.11.2010 № 3PR10;  приложение к контракту от 25.08.2013 №436, от 28.08.2013 №437, от 30.08.2013 №439;  паспорт сделки от 20.12.2012 №10110031/2275/0001/2/0; инвойс от 25.08.2013 № 2004427, от 28.08.2013 №2004436, от 30.08.2013 №2004439;  упаковочный лист от 25.08.2013 № 2004427, от 28.08.2013 №2004436, от 30.08.2013 №2004439; по ДТ №10216120/300913/0059533:  внешнеторговый контракт от 01.11.2010 № 3PR10;  приложение к контракту от 30.08.2013 №438;  паспорт сделки от 20.12.2012 №10110031/2275/0001/2/0;  инвойс от 30.08.2013 № 2004442;  упаковочный лист от 30.08.2013 №2004442.

В ходе проведения проверки заявленной таможенной стоимости Балтийской таможней выявлены признаки, свидетельствующие о том, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо документально не подтверждены, а именно: выявлено значительное расхождение уровня заявленной таможенной стоимости с информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа по идентичным/однородным товарам.

В порядке статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенным органом приняты решения о проведении дополнительной проверки для таможенной стоимости от  16.09.2013, 29.09.2013 и 04.10.2013, которыми Обществу для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара предложено представить дополнительные документы. В целях выпуска товаров Обществу предложено внести обеспечение уплаты таможенных платежей.

Письмами от 18.09.2013, 30.09.2013, 30.09.2013 ООО «Интерпластика» уведомило таможенный орган о невозможности предоставления дополнительных документов и о согласии на окончательною корректировку таможенной стоимости товаров.

Корректировка таможенной стоимости повлекла увеличение таможенных платежей, сумма доначисленных таможенных платежей составила: по ДТ №10216120/160913/0056496 – 40 706,05 руб., по ДТ №10216120/290913/0059371 – 111 514,20 руб., по ДТ №10216120/300913/0059533 – 40 212,70 руб.

Посчитав, что действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара по вышеуказанных ДТ не соответствуют требованиям действующего законодательства, а таможенные платежи уплачены излишне, Общество обратилось в таможню с заявлением (вх. №34890 от 13.09.2016) об отмене корректировки таможенной стоимости и возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 192 432,95 руб.

Письмом от 21.09.2016 исх. №16-10/43723 таможня сообщила об отказе в отмене корректировки, указав на отсутствие оснований для проведения проверки после выпуска товаров. Таможня указала, что решения по корректировке таможенной стоимости приняты в соответствии с пунктом 2 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376 (далее – Порядок N 376), а общество не обосновало наличие объективных причин непредставления документов по решению о проведении дополнительной проверки.

Не согласившись с бездействием таможни, выразившемся в отказе об отмене корректировки таможенной стоимости и невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ, Общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований, заявленных Обществом, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Согласно пункту 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза (пункт 3 статьи 65 ТК ТС).

Пунктом 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза, регламентирован Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 названного Соглашения, при любом из условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (статья 66 ТК ТС).

Согласно статье 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 ТК ТС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

Оспаривая бездействие таможни, Общество ссылается на неправомерный, не соответствующий положениям статьи 68 ТК ТС, отказ от проведения проверки таможенной стоимости после выпуска товаров.

В соответствии со статьей 99 ТК ТС, пунктом 26 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376 (далее – Порядок N 376) контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.

Согласно пункту 3 статьи 111 (Глава 16) ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган мотивированно запрашивает в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.

В силу пункта 11 Порядка, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку (статья 69 Таможенного кодекса Таможенного союза) любым способом, не запрещенным международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государства - члена Союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров. В соответствии с пунктом 14 Порядка контроля таможенной стоимости при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.

Согласно пункту 4 статьи 69 ТК ТС, если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что для подтверждения заявленной таможенной стоимости у Общества таможенным органом запрошены следующие дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ, а именно: по ДТ №10216120/160913/0056496:  оригинал экспортной таможенной декларации страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык. Порядок согласования сторонами окончательной цены товара, с учетом доставки; коммерческое предложение либо иной документ, подтверждающий цену предложения ввозимого товара. Описание качественных характеристик товара; бухгалтерские документы о поставке товаров на учет: выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала счетов- фактур; расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке РФ, а также ценовую информацию по идентичным товарам на внутреннем рынке, опубликованную в официальных источниках; банковские платежные документы, подтверждающие оплату товаров, поставленных по контракту (по декларируемой партии товара); по ДТ №10216120/290913/0059371:  банковские платежные документы по оплате счетов-фактур (инвойсов) по декларируемой партии (если выставленный счет оплачен); идентифицирующиеся с поставкой платежные поручения с отметками банка;  выписка из лицевого счета; - прайс-лист производителя товара; экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык; договор реализации ввозимых товаров на внутреннем рынке РФ, счета-фактуры к нему;  бухгалтерские документы о поставке товаров на учет: выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала счетов-фактур;  информация о стоимости идентичных, однородных товарах, того же класса и вида, в том числе реализуемых на внутреннем рынке РФ;  документально подтвержденные сведения о скидках на опт;  документально подтвержденная информация о величине вознаграждения агенту (посреднику), обычно выплачиваемых, либо надбавок к цене, обычно производимых для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в России товаров того же класса и вида; по ДТ № 10216120/300913/0059533:  официальный прайс-лист продавца, являющийся публичной офертой, заверенный продавцом товара в установленном порядке, а также содержащий сведения полных реквизитов продавца;  экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык; бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта).

Письмами от 18.09.2013, 30.09.2013, 30.09.2013 ООО «Интерпластика» уведомило таможенный орган о невозможности предоставления дополнительных документов, отказалось от определения таможенной стоимости декларируемого товара по стоимости сделки, отказалось от выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей, согласилось на окончательную корректировку таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения. В установленный срок ООО «Интерпластика» не представило запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы в соответствии с решениями о проведении дополнительной проверки и не представило обоснований причин их не представления.

При этом суд правомерно отметил, что пунктом 11 части 3 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289 предусмотрено внесение изменений или дополнений в сведения, указанные в декларации после выпуска товара по результатам таможенного контроля.

Согласно статье 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 утвержден Порядок корректировки таможенной стоимости товаров (далее - Порядок N 376).

Согласно абзацу третьему пункта 2 Порядка N 376 корректировка таможенной стоимости товаров осуществляется, в том числе в связи с рассмотрением мотивированного письменного обращения декларанта (таможенного представителя) в случае если им после выпуска товаров обнаружено, что декларантом (таможенным представителем) заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Как указано в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18), внесенные в ДТ сведения могут быть изменены (дополнены) после выпуска товаров по инициативе декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 2 статьи 191 ТК ТС и пункт 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Комиссии от 10.12.2013 N 289).

С учетом этих положений, принятие решения о корректировке таможенной стоимости в рамках таможенного контроля до выпуска товаров не является препятствием для последующего изменения по инициативе декларанта сведений о таможенной стоимости.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - Порядок N 289).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Порядка N 289 сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров, в том числе по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств - членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в частности в случаях выявления недостоверных сведений; выявления необходимости внесения дополнений в сведения, указанные в ДТ; выявление несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ.

В силу пункта 12 Порядка N 289 внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или документов, указанных в абзаце третьем названного пункта, в случаях, когда обращение декларанта не представляется.

К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия (пункт 14 Порядка N 289).

Таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 названного Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном ТК ТС (пункт 17 Порядка N 289).

Основания для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, перечислены в пункте 18 Порядка N 289. К ним относятся:

а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 названного Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 ТК ТС;

б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 Порядка N 289;

в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 названного Порядка.

Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.

Согласно пункту 19 Порядка N 289 при отсутствии оснований для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, предусмотренных пунктом 18 названного Порядка, должностное лицо в пределах установленного в соответствии с законодательством государств-членов срока для рассмотрения обращения принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.

Таким образом, действующее законодательство предоставляет заявителю право инициировать процедуру внесения изменений в ДТ и реализация заявителем соответствующего права влечет за собой обязанность таможенного органа провести таможенный контроль в форме, предусмотренной законом.

В соответствии со статьей 99 ТК ТС таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.

Вместе с тем, судом установлено, что Общество с заявлением о внесении изменений в ДТ в соответствии с Порядком № 289 в таможенный орган не обращалось.

Заявление об отмене решений о корректировке таможенной стоимости с приведенными выше положениями порядка № 289 не согласуется, в связи с чем у таможни не возникло обязанности ни по проведению таможенного контроля таможенной стоимости после выпуска товаров, ни  по внесению изменений в ДТ, а таем более, по отмене ранее принятых этим же таможенным органом решений о корректировке таможенной стоимости.

Требование заявителя о возврате излишне уплаченных таможенных платежей также обоснованно отклонено судом первой инстанции.

В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18) разъяснено, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания.

Таким образом, заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.

На основании изложенного, учитывая, что нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении обжалуемого решения судом не допущено, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы таможни и отмены или изменения принятого по делу решения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 30.06.2017  по делу №  А56-80322/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью  "Интерпластика" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

А.Б. Семенова

 В.М. Толкунов