ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
18 августа 2015 года
Дело №А56-2088/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.
при участии:
от заявителя: Клементьевой Е.В. по доверенности от 02.07.2015;
от заинтересованного лица: Кайтовой Д.А. по доверенности от 29.04.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12576/2015) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2015 по делу № А56-2088/2015 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ООО «Люкс Оил»
к Балтийской таможне
о признании незаконными действий таможенного органа по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и обязании совершить действия по их возврату
установил :
ООО «Люкс Оил» (199178, Санкт-Петербург, Большой пр., В.О., д.55, ОГРН 1127847045116, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д.32А, далее - таможенный орган) по возвращению без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин по декларациям на товары (ДТ) № № 10216120/160513/0030418, 10216120/230513/0032323, 10216120/050613/0035282, 10216120/060613/0035485, бездействия по возврату таможенных платежей по названным декларациям в сумме 1 165 141,61 рублей, а также обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 165 141,61 рублей.
Решением суда первой инстанции, заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме, признаны незаконными действия Балтийской таможни по возвращению без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин по ДТ № № 10216120/160513/0030418, 10216120/230513/0032323, 10216120/050613/0035282, 10216120/060613/0035485; бездействие таможенного органа по возврату излишне уплаченных таможенных платежей по указанным декларациям в сумме 1 165 141,61 рублей. Суд обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата на его расчетный счет излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 165 141,61 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Балтийская таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что в рассматриваемом случае, уплаченные обществом таможенные платежи должны исчисляться не в размере 5 % (с учетом применения тарифной преференции 3,75%), как полагает общество, а в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза - не менее 0,12 евро за кг. (с учетом применения тарифной преференции0,09 евро за кг). Для возврата таможенных платежей общество должно представить корректировку декларации на товары (КДТ), составленную и заверенную по установленной форме, чего обществом не было сделано.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с мая по июнь 2013 года ООО «Люкс Оил» по ДТ № № 10216120/160513/0030418, 10216120/230513/0032323, 10216120/050613/0035282, 10216120/060613/0035485 в зоне деятельности Балтийской таможни по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления» задекларировало поступивший из Индонезии товар «масло кокосовое».
При расчете подлежащих уплате таможенных пошлин заявителем была применена ставка 0,12 евро за кг., установленная Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 (далее - Единый таможенный тариф). К указанной ставке общество при расчете сумм таможенных платежей применило тарифную преференцию в размере 75% от ставки таможенной пошлины, установленной в отношении развивающихся стран по Соглашению от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании», что составило 0,09 евро за кг.
25.09.2014 общество обратилось в таможенный орган с заявлением об изменении сведений, заявленных в декларациях на товары, и о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, поскольку при оформлении товара, ввезенного заявителем на территорию Российской Федерации по ДТ № № 10216120/160513/0030418, 10216120/230513/0032323, 10216120/050613/0035282, 10216120/060613/0035485 обществом была неверно применена ставка таможенной пошлины, которая должна была составлять 5% от таможенной стоимости товара, а с учетом применения тарифной преференции- 3,75%.
Таможенный орган письмом от 02.10.2014 № 15-10/37811 возвратил заявление общества без рассмотрения, с указанием на то, что не представлена корректировка деклараций на товары, повлекшая уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов, с соответствующей отметкой таможенного органа.
Общество, считая бездействие таможенного органа по нерассмотрению заявления о возврате и действий по невозврату излишне уплаченных таможенных платежей незаконными, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, дал полную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №101-ФЗ) предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона №101-ФЗ международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы (часть 1 статьи 5 Федерального закона №101-ФЗ).
В части 2 статьи 5 Федерального закона №101-ФЗ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные права, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статьей 6 Федерального закона №101-ФЗ предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
В Минске 19.05.2011 между странами-участниками Таможенного союза подписан международный договор «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы», который был ратифицирован на территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.10.2011 №282-ФЗ.
В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 №11 данный документ вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (далее - ВТО) от 15.04.1995 (далее - Протокол) ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 №126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012.
Как определено в пункте 1 статьи 1 Договора «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы», с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающим обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая, присоединяющаяся к ВТО сторона обязана информировать другие стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесение изменений в правовую систему Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Договора «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» с момента присоединения такой стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО.
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Договора стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствии с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.
В силу пункта 2 статьи 2 Договора права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условий присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами.
Согласно Приложению №1 к Протоколу присоединения ввозная таможенная ставка на кокосовое масло в России в 2013 году должна составлять 5%.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Соглашения от 25.01.2008 «О едином таможенно- тарифном регулировании» в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.
Следовательно, в рассматриваемом случае, с учетом применения тарифных преференций, таможенные пошлины подлежали исчислению в размере 3,75 % от стоимости ввезенного из Индонезии товара «кокосовое масло».
Как следует из представленного обществом расчета, по ДТ № № 10216120/160513/0030418, 10216120/230513/0032323, 10216120/050613/0035282, 10216120/060613/0035485 сумма излишне уплаченных таможенных платежей с применением ставки в 3,75 % составила 1 165 141,61 рублей (л.д.11). Балтийская таможня представила акт сверки расчетов, согласно которому сумма излишне уплаченных таможенных платежей составила 1 151 938,09 рублей (л.д.79.). С указанным расчетом общество в апелляционной инстанции согласилось.
Таможенный орган не отрицает право общества на применение тарифных преференций относительно ввезенного товара.
Однако, ссылаясь на решение совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза», полагает правомерным применение комбинированной ставки ввозной таможенной пошлины в размере 0,12 евро за кг, с учетом применения преференций уменьшенной до 0,09 евро за кг.
Между тем, такой подход прямо противоречит пункту 2 статьи 1 Договора «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы», согласно которому с момента присоединения к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО.
Поскольку примененная таможенным органом комбинированная ставка превышает ставку, содержащуюся в названном Перечне, то бездействие таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ № № 10216120/160513/0030418, 10216120/230513/0032323, 10216120/050613/0035282, 10216120/060613/0035485 в сумме 1 165 141,61 рублей, противоречит нормам таможенного законодательства, регулирующим ставки подлежащих уплате таможенных пошлин.
Ссылки таможенного органа, что для рассмотрения заявления о возврате денежных средств общество обязано представить документы, подтверждающие корректировку деклараций на товары (КТД), не основаны на положениях статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». При этом апелляционный суд отмечает, что общество вместе с заявлениями представило КТД, что подтверждается описью к заявлениям (л.д.17). Отсутствие на КДТ соответствующей отметки таможенного органа не препятствовало проведению проверки изложенных в декларациях сведений.
Таким образом, поскольку оспариваемое бездействие таможенного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя оно подлежит признанию незаконным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 апреля 2015 года по делу А56-2088/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В. Борисова
Судьи
И.Б. Лопато
Е.А.Сомова