ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
10 февраля 2024 года
Дело №А56-60630/2023
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2024 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34282/2023) общества с ограниченной ответственностью «ТОП-Импорт» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2023 по делу № А56-60630/2023 (судья Гуляев С.Б.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ТОП-Импорт» (ОГРН 1157847200939, далее – заявитель, Общество, ООО «ТОП-Импорт») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Балтийской таможни (ОГРН 1037811015879, далее - таможенный орган, Таможня) от 06.06.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10216000-1500/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда (в виде резолютивной части) от 28.08.2023 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано; мотивированное решение вынесено судом первой инстанции 06.09.2023.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «ТОП-Импорт» направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 06.09.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы полагает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ. В обоснование указанного довода податель жалобы ссылается на то, что в Приложении к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 (далее – ТР ТС 019/2011), отсутствует такой товар как «перчатки хозяйственно-бытового назначения из вулканизированной резины (латекс)». Податель жалобы полагает, что под средствами индивидуальной защиты рук для защиты от воды и растворов нетоксичных веществ, понимаются изделия, заявленные производителем, как изделия профессионального назначения, для работы при определенных возможных воздействиях на здоровье человека; в случае, если изготовитель изделия при его маркировке и на упаковке не заявляет указанную в пунктах 2 и 4 пункта 4.10 ТР ТС 019/2011 информацию, то изготовитель не рассматривает данное изделие в качестве средства индивидуальной защиты, а соответственно, такое изделие не является объектом технического регулирования ТР ТС 019/2011. Как указывает податель жалобы, в подтверждение того, что ввезенный Обществом товар не подпадает под сферу действия ТР ТС 19/2011, а следовательно, не требует представления декларации соответствия, Обществом было представлено мнение сертифицирующего органа АО «ВНИИС», изложенное в письме от 14.07.2022 № 101-ТК/297. Кроме того, податель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае возможно применение положений статьи 2.9 КоАП РФ и признание правонарушения малозначительным.
Таможней представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Общества отклонены.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.09.2021 ООО «Авангард Директ», действующим в качестве таможенного представителя, в Балтийскую таможню в электронной форме представлена декларация на товар (далее – ДТ) №10216170/150921/0276674 с целью помещения под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товара № 1 «перчатки хозяйственно-бытового назначения из вулканизованной резины (латекс), не хирургические, не имеют рисунка и отделки текстильным материалом, плотная структура...», количество - 4992 пар, вес нетто - 520 кг, таможенная стоимость -333797.67 руб., код ТН ВЭД ЕАЭС 4015 19 000 0.
Согласно сведениям, заявленным в ДТ № 10216170/150921/0276674 отправитель товара: компания «Union Chance Co., LTD» (КНР); получатель товаров, декларант, лицо ответственное за финансовое урегулирование: ООО «ТОП-Импорт».
Таможенный орган установил, что товар № 1 ДТ № 10216170/150921/0276674 по коду ТН ВЭД ЕАЭС и описанию является объектом требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878.
Вместе с тем, при декларировании указанного товара с целью соблюдения запретов и ограничений в области технического регулирования, декларантом в графе 44 ДТ сведения о документе, подтверждающем соответствие товара требования TP ТС 019/2011, не заявлены, в прилагаемых к ДТ электронных документах такие документы также отсутствуют.
В связи с тем, что Обществом не были соблюдены меры технического регулирования в отношении товара № 1, задекларированного по ДТ №10216170/150921/0276674, уполномоченным должностным лицом Таможни 03.11.2022 составлен протокол № 10216000-1500/2022 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 06.06.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10216000-1500/2022 Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 06.09.2023 в связи со следующим.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 №294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Положение №294), которое действовало на момент подачи ДТ № 10216170/150921/0276674.
В силу пункта 2 Положения № 294 к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая в том числе включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 Порядка ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 № 130 (далее – Порядок № 130), соблюдение мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции подтверждается (п.2а) в случае когда ввозимая (ввезенная) продукция включена в перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования, утверждаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии; и (п.2б) в случае когда ввозимая (ввезенная) продукция включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526, и в отношении этой продукции в соответствии с законодательством государств - членов Союза установлены обязательные требования в части проведения оценки соответствия.
В соответствии с пунктом 9 Порядка № 130 документы об оценке соответствия, предоставляемые в таможенный орган для подтверждения соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, должны быть действительны на дату регистрации ДТ.
Техническими регламентами Таможенного союза, ЕАЭС устанавливаются обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции, а также предъявляются дополнительные требования к маркировке товаров, упаковке, этикеткам и правилам их нанесения.
С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011) (далее - TP ТС 019/2011).
В соответствии со статьей 1.1 TP ТС 019/2011 указанный технический регламент принят в целях обеспечения на территории Таможенного союза защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
TP ТС 019/2011 распространяется на средства индивидуальной защиты, независимо от страны происхождения, ранее не находившиеся в эксплуатации (новые) и выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 1.2).
Согласно статье 1.3 TP ТС 019/2011 под безопасностью средств индивидуальной защиты понимается отсутствие недопустимого воздействия на человека и окружающую среду, обусловленного использованием средств индивидуальной защиты, в том числе воздействием материалов, из которых они изготовлены; обеспечение безопасности человека при воздействии на него вредных (опасных) факторов в процессе эксплуатации средств индивидуальной защиты (механические воздействия и общие производственные загрязнения, вредные химические вещества, ионизирующие и неионизирующие излучения, воздействие повышенной (пониженной) температуры, воздействие электрического тока, электрических и электромагнитных полей, воздействие биологических факторов (микроорганизмы, насекомые), пониженная видимость.
В соответствии со статьей 2 TP ТС 019/2011 под средствами индивидуальной защиты (СИЗ) понимается носимое на человеке средство индивидуального пользования для предотвращения или уменьшения воздействия на человека вредных и (или) опасных факторов, а также для защиты от загрязнения.
В соответствии со статьей 3 TP ТС 019/2011 средства индивидуальной защиты выпускаются в обращение на рынке при их соответствии требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, а также других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 5 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В рассматриваемом случае по ДТ №10216170/150921/0276674 задекларирован товар № 1 «перчатки хозяйственно-бытового назначения из вулканизованной резины (латекс), не хирургические, не имеют рисунка и отделки текстильным материалом, плотная структура...», код ТН ВЭД ЕАЭС 4015 19 000 0 «Одежда и принадлежности к одежде (включая перчатки, рукавицы и митенки) из вулканизованной резины, кроме твердой резины, для различных целей: прочие».
В Приложении № 1 к ТР ТС 019/2011 перечислены типы средств индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента таможенного союза, в числе которых поименованы средства индивидуальной защиты рук от воды и растворов нетоксичных веществ (пункт 1).
Согласно представленному с ДТ описанию товара «Перчатки латексные» артикул 092437 указанные перчатки «защищают руки от загрязнений и воздействия моющего средства; дополнительную защиту от грязи и бытовой химии обеспечивает удлиненная манжета».
Таким образом, с учетом положений статьи 2 ТР ТС 019/2011 и Приложения № 1 к ТР ТС 019/2011, вопреки доводам подателя жалобы, ввезенные по ДТ №10216170/150921/0276674 перчатки хозяйственно-бытового назначения из вулканизованной резины (латекс) подпадают под действие ТР ТС 019/2011.
Тот факт, что на при маркировке изделия не указана информация, предусмотренная пунктами 2 и 4 пункта 4.10 ТК ЕАЭС, не свидетельствует о том, что спорный товар не подпадает под сферу регулирования ТР ТС 019/2011.
Ссылки Общества на мнение сертифицирующего органа АО «ВНИИС», изложенное в представленный в таможенный орган письмах от 14.07.2022 № 101-ТК/297, от 25.10.2022 № 1-101/5-55, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 130 документами, подтверждающими соблюдение мер технического регулирования, являются:
а) для ввозимой (ввезенной) продукции, указанной в подпункте "а" пункта 2 настоящего Порядка, - документ об оценке соответствия, предусмотренный техническим регламентом (техническими регламентами) Союза (сертификат соответствия требованиям технических регламентов Союза, декларация о соответствии требованиям технических регламентов Союза, свидетельство о классификации маломерного судна, свидетельство о регистрации (государственной регистрации), одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси) или иной документ, предусмотренный техническим регламентом Союза);
б) для ввозимой (ввезенной) продукции, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Порядка, - документ об оценке соответствия, предусмотренный законодательством государства-члена, на территории которого продукция, подлежащая обязательной оценке соответствия, помещается под таможенные процедуры, либо сертификат соответствия или декларация о соответствии, оформленные по единой форме, на продукцию, подлежащую обязательной оценке соответствия, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620.
Таким образом, письма-разъяснения, выданные аккредитованными лицами, в том числе АО «ВНИИС», не относятся к документам, обязательное представление в таможенные органы которых предусмотрено правом ЕАЭС.
Согласно информации, доведенной до таможенных органов письмами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.08.2016 №48307/10 «О рассмотрении обращения», Федеральной службы по аккредитации Российской Федерации от 13.11.2018 № 29283/05-СМ «О выдаче писем разъяснений органами по сертификации», Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 20.05.2019 № 14-88/28875 «О направлении информации», федеральные органы исполнительной власти и другие организации, к которым относятся органы по сертификации и АО «ВНИИС», не наделены полномочиями по выдаче официальных разъяснений актов, составляющих право Евразийского экономического союза (включая технические регламенты Таможенного союза). В связи с чем, письма федеральных органов исполнительной власти и организаций в указанной сфере не являются обязательными для правоприменения.
В соответствии с Приложением № 4 к ТР ТС 019/2011 формой подтверждения соответствия средств индивидуальной защиты рук от механических воздействий, в том числе от воды и растворов нетоксичных веществ является декларирование.
Вместе с тем, при декларировании товара № 1 по ДТ №10216170/150921/0276674 по коду ТН ВЭД ЕАЭС в графе 44 ДТ сведения о документе, подтверждающем соответствие товара требованиям TP ТС 019/2011, не заявлены, декларация о соответствии товара требованиям ТР ТС 019/2011 не представлена.
Таким образом, Обществом не были соблюдены меры технического регулирования в отношении товара № 1, задекларированного по ДТ №10216170/150921/0276674, что свидетельствует наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение требований таможенного законодательства и недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к статье 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, учитывая, что Обществом не представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством, а также учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд первой инстанции не установил оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и вышеприведенным разъяснениям, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5. Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание в виде штрафа в размере 50000 руб. в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 06.09.2023 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 сентября 2023 года по делу № А56-60630/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТОП-Импорт» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
М.И. Денисюк