НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2024 № А56-48144/2023

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 января 2024 года

Дело №А56-48144/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полубехиной Н.С.

судей Балакир М.В., Черемошкиной В.В.

при ведении протокола судебного заседания: Зотовой А.И.

при участии: согласно протоколу судебного заседания от 10.01.2024

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39866/2023) Администрации муниципального образования Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2023 по делу № А56-48144/2023 (судья Целищева Н.Е.), принятое

по иску Администрации муниципального образования Сертоловского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области

к 1. Федеральному государственному казенному учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны; 2. Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации; 3. Министерству обороны Российской Федерации

3-и лица: 1. Министерство обороны Российской Федерации; 2. Комитет по природным ресурсам Ленинградской области

о признании,

установил:

Администрация муниципального образования Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просила:

- признать незаконным бездействие федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Учреждение) и федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Управление), выразившееся в неосуществлении в целях получения актуальной и достоверной информации о закрепленных за Министерством обороны РФ лесах и их местоположении мероприятий лесоустройства в отношении земель, переданных муниципальному образованию Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области в границах городской черты - населенного пункта - город Сертолово;

- обязать Учреждение и Управление в течение трех месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу провести комплекс мероприятий, направленных на исключение из материалов лесоустройства (с учетом содержащихся в ЕГРН сведений о правах) документированной информации (местоположение, состояние, количественные и качественные характеристики) о наличии в границах населенного пункта муниципального образования Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области - город Сертолово отнесенных к ведению Министерства обороны Российской Федерации и закрепленных за Морозовским лесничеством Минобороны России - филиал Управления лесов и лесных ресурсов.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее – Министерство) и Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Комитет).

В дальнейшем Министерство привлечено к участию в деле в качестве соответчика (заинтересованного лица).

Решением от 11.10.2023 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что проект городской черты города Сертолово в границах территории площадью 2875 га., был утвержден Постановлением правительства Ленинградской области от 10.10.2003 №211, непосредственно городская черта города Сертолово была утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 28.05.1998 №18, границы МО Сертолово были описаны и установлены законом Ленинградской области от 29.08.1997 №35-оз, после чего их картографическое описание было закреплено в приложении № 2 к закону Ленинградской области от 10.03.2004 №17-оз, и в настоящее время текстовое описание границ муниципального округа Сертолово содержится в п .4.17 Приложения №3 к закону Ленинградской области от 15.06.2010 №32-оз.

Данные нормативные акты нашли свое отражение при формировании и утверждении решением совета депутатов муниципального округа Сертолово №44 от 09.11.2010 генерального плана. Границы города Сертолово закреплены в генеральном плане муниципального округа Сертолово в неизменном виде, и имеют описание их местоположения в координатах, внесены в сведения ЕГРН.

Генеральный план муниципального округа Сертолово, равно как и нормативные документы Ленинградской области, на основании которых он принят, а также содержащиеся в ЕГРН сведения, в рассматриваемом случае о границах населенного пункта – город Сертолово, никем не оспаривались и не изменялись.

Генеральный план муниципального округа Сертолово и последующие изменения в него были утверждены уполномоченными органами с соблюдением установленной законом процедуры по результатам полученных согласований с уполномоченными органами и ведомствами.

Таким образом, по мнению заявителя, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о несогласовании генерального плана муниципального округа с Министерством обороны Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представители Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации доводы жалобы отклонили и просили оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

Арбитражный апелляционный суд на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Областным законом Ленинградской области от 10.03.2004 №17-ОЗ (далее – Закон №17-ОЗ) МО Сертолово наделено статусом городского поселения, в составе которого имеются населенные пункты: поселок Западная Лица, город Сертолово.

Границы МО Сертолово описаны и установлены Областным законом Ленинградской области от 29.08.1997 № 35-ОЗ «Об установлении границ муниципального образования поселок Сертолово», их картографическое описание закреплено в приложении №2 к Закону №17-ОЗ.

В настоящее время текстовое описание границ МО Сертолово содержится в пункте 4.17 приложения №3 к Областному закону Ленинградской области от 15.06.2010 № 32-ОЗ.

Границы МО Сертолово, включая границы населенных пунктов, в том числе города Сертолово, закреплены Генеральным планом МО Сертолово, утвержденным решением совета депутатов МО Сертолово от 09.11.2010 № 44 (с последующими изменениями).

Границы города Сертолово имеют описание их местоположения в координатах, внесены в сведения ЕГРН.

Согласно административно-территориальному устройству МО Сертолово в состав города Сертолово входят три микрорайона: Сертолово-1 (ранее поселок Сертолово-1), Сертолово-2 (ранее деревня (поселок) Сертолово-2), Черная речка (ранее деревня (поселок) Черная речка).

Исторически город Сертолово был образован на территории военного городка «Поселок Сертолово». Городская черта города Сертолово утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.05.1998 №18; Областным законом Ленинградской области от 07.12.1998 № 40-ОЗ поселок Сертолово отнесен к категории городов областного подчинения.

Находящиеся в федеральной собственности объекты коммунально-бытового и социально-культурного значения военного городка «Поселок Сертолово» Осинорощинской КЭЧ квартирно-эксплуатационного управления Ленинградского военного округа, расположенные в поселках Сертолово, Сертолово-2 и Черная речка, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.05.1998 № 679-р по согласованию с Минобороны и администрацией Ленинградской области были переданы в муниципальную собственность муниципального образования «Поселок Сертолово» Всеволожского района Ленинградской области. Все переданные объекты, расположены в жилой зоне в пределах городской черты (на территории земель населенных пунктов) г. Сертолово.

Ранее на основании решения Начальника строительства и расквартирования ВС РФ № 147/ЗЛ/8374 от 21.06.1993 и распоряжения начальника КЭУ ЛенВО от 21.07.1993 № 26/1704 Сертоловскому поселковому совету по акту передачи от 15.10.1993 были переданы земельные участки в жилой зоне п. Сертолово общей площадью 48,0 га из состава земель Левашовского военного лагеря; на основании решения Начальника строительства и расквартирования войск МО РФ от 28.07.1992 № 147/ЗЛ/6381 Сертоловскому поселковому совету по акту передачи от 21.10.1993 были переданы три участка общей площадью 180,0 га из земель участка №1 в/ч 20160 и в/ч 38551 под индивидуальное жилищное строительство в районе пос. Сертолово-2; на основании решения Начальника строительства и расквартирования ВС РФ в народное хозяйство Сертоловскому поселковому совету по акту передачи от 22.10.1993 были переданы три земельных участка в в/г №1 Черная Речка общей площадью 81 га (огородничество на территории в/ч 02592, огороды жителей поселка Черная речка, огороды военнослужащих на 35 км Средне-Выборгского шоссе).

По акту приема-передачи от 18.10.1999 № 1251 на основании директив заместителя Минобороны от 28.04.1998 № 147/1/1/10132 и начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны от 03.06.1999 № 147/3/3-30277 Осинорощинская КЭЧ передала Администрации МО Сертолово из состава земель участков № 1 в/ч 20160, №2 в/ч 02592 и № 4 в/ч 37551 земельные участки общей площадью 657,41 га, в том числе участок площадью 650 га в жилой зоне города Сертолово, микрорайонов Сертолово-1, Сертолово-2 и Черная речка под переданными в муниципальную собственность объектами.

При этом 17.03.1993 постановлением № 786 администрация Всеволожского района Ленинградской области предоставила войсковой части № 20160, находящейся в ведении Осинорощинской КЭЧ Ленинградского военного округа, в постоянное (бессрочное) пользование для спецнадобностей земельный участок №1 площадью 3779,55 га, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Осинорощинская КЭЧ, Левашовский лагерь. На основании указанного постановления 18.03.1993 выдано свидетельство № ЛО-04-01-01123 о праве пользования названным земельным участком.

В 2006 году данный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 47:08:0000000:0028.

08.09.2011 по землям Минобороны РФ с КН 47:08:0000000:28 внесены изменения в ЕГРН: из земельного участка с КН 47:08:0000000:28 выделен земельный участок 47:08:0000000:64 и поставлен на кадастровый учет, а земельный участок с кадастровым номером 47:08:0000000:28 снят с государственного кадастрового учета.

Вместе с тем, как указала Администрация, до настоящего времени не проведена работа по уточнению границ территорий (лесные кварталы и выделы), подлежащих исключению из материалов лесоустройства Министерства. Расположенные в границах города Сертолово (на землях населенных пунктов) на земельных участках, в отношении которых документы об их принадлежности к землям обороны отсутствуют, лесные насаждения закреплены за Министерством и числятся на учете в Морозовском лесничестве - филиале Управления.

При этом Департамент имущественных отношений Министерства в своих письмах неоднократно указывал, что Министерство осуществляет организацию лесного хозяйства только на землях обороны, военное имущество на территории города Сертолово отсутствует, и поручал уполномоченным органам Министерства организовать мероприятия по внесению соответствующих изменений в лесохозяйственный регламент Морозовского лесничества.

Деятельность в области защиты, охраны и воспроизводства лесов на землях обороны и закреплённых за Министерством, в том числе через свои филиалы, осуществляет Управление. В границах рассматриваемой территории таким филиалом является Морозовское лесничество Министерства обороны Российской Федерации.

Учреждение осуществляет права собственника в отношении имущества, предоставленного для нужд обороны.

Администрация, ссылаясь на прекращение прав Министерства на земельные участки и объекты, расположенные в границах городской черты города Сертолово, длительное (начиная с 1999 года) бездействие уполномоченных органов по исключению документированной информации из материалов лесоустройства Министерства о закрепленных за военным лесничеством лесах на территории города Сертолово, создание этим препятствий к осуществлению органами местного самоуправления своих полномочий, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для их удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.

Ни в заявлении, ни в ходе рассмотрения дела Администрация не указала, какое конкретно предусмотренное законом полномочие (обязанность) заинтересованных лиц в данном случае не реализовано.

В ходе рассмотрения дела заявитель не раскрыл перед судом и лицами, участвующими в деле, неисполнение какой именно нормативно-закрепленной обязанности заинтересованных лиц составляет их незаконное бездействие и приводит к указанным Администрацией последствиям в виде создания препятствий к осуществлению ею как органом местного самоуправления предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий.

При этом по смыслу статьи 198 АПК РФ в отсутствие соответствующей обязанности непринятие Управлением, Учреждением, Министерством каких-либо мер по урегулированию спорной ситуации не может рассматриваться в качестве их незаконного бездействия.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, а также факта его нарушения действиями (бездействием) ответчика.

Исходя из принципа восстановления нарушенных прав (статья 1 ГК РФ), способ защиты нарушенного права не может быть выбран истцом произвольно, поскольку способ защиты права, используемый истцом, должен соответствовать характеру и последствиям нарушения права и обеспечивать его восстановление.

Таким образом, поскольку судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права, в судебном порядке может быть признано конкретное нарушенное или оспоренное право. Лицо, обращающееся с требованием, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законом. Вместе с тем избранный заявителем способ защиты должен быть не только предусмотрен законом (статья 12 ГК РФ), но и соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено.

Заявитель, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.

Поскольку в рассматриваемом случае судом не установлено как факта незаконного бездействия Управления, Учреждения, Министерства, так и факта нарушения этим бездействием прав и законных интересов заявителя, требования Администрации удовлетворению не подлежат.

Более того, судом приняты во внимание следующие доводы Управления, не опровергнутые Администрацией.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 121 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на землях обороны и безопасности могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Для использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, создаются военные лесничества в соответствии со статьей 23 ЛК РФ.

По мнению Управления, леса в границах Морозовского лесничества не относятся к лесам, расположенным на землях лесного фонда, а относятся к лесам, расположенным на землях обороны и безопасности.

В соответствии с п. 14 раздела II Устава Управления, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 26.01.2022 №117 (далее - Устав), предметом и целями деятельности Управления является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства в области управления лесным хозяйством (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) и природопользования в лесах, расположенных в границах военных лесничеств.

При осуществлении уставной деятельности по реализации полномочий Министерства в сфере лесного хозяйства Управление находится в ведомственном подчинении у Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент).

В п. 29 раздела IV Устава указано, что имущество Управления находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления, праве постоянного (бессрочного) пользования или предоставляется ему в безвозмездное пользование собственником имущества. Таким образом, Управление не осуществляет полномочия собственника предоставленного ему имущества.

Согласно п. 30 раздела IV Устава Управление не вправе без согласия собственника имущества отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, переданным ему в безвозмездное пользование или закрепленное за ним собственником имущества.

В пп. 5 п. 15 раздела II Устава указано, что Управление осуществляет организацию и осуществление мероприятий по первичному документированию информации, вносимой в государственный лесной реестр.

Управление не принимает решения об исключении земельных участков из границ военных лесничеств и внесения изменений в Государственный лесной реестр.

Таким образом, до принятия Министерством решения о передаче лесных насаждений и осуществления процедур по исключению земельных участков, расположенных в границах городской черты города Сертолово из границ лесничества, соответствующая территория земельного участка должна рассматриваться как лесной участок, на котором осуществляются мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусмотренные ЛК РФ.

В акте передачи земельных участков общей площадью 657,41 га от 18.10.1999 отсутствует схема отображения границ передаваемых в муниципальную собственность земельных участков.

Согласно передаточному акту от 18.10.1999 территория площадью 657,41 га передана из состава земель участков в/ч 20160, в/ч 02592, в/ч 37551 от Осинорощинской КЭЧ района в собственность муниципального образования Сертолово на основании директив: заместителя Министра обороны Российской Федерации от 28.04.1998 № 147/1/1/10132 и начальника Глав КЭУ МО от 03.06.1999 № 147/3/3-30277 согласно плану-схеме передачи земельных участков в M: 10000.

При этом в связи с отсутствием картографических материалов невозможно идентифицировать земельные участки и определить их местоположение.

Вместе с тем Генеральный план муниципального образования город Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденный Постановлением Правительства № 572 от 04.12.2019 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее - Генеральный план), не согласовывался с Министерством.

В соответствии с данными материалов по обоснованию в текстовой форме муниципальное образование Сертолово занимает территорию площадью 7300 га, из которых в городской черте (категория населенных пунктов) находится 2875 га.

Согласно картам границ населенных пунктов в растровом формате к Генеральному плану границы населенного пункта города Сертолово входят в границы кварталов 109, 111, 112, 120, 121, 122, 129, 130, 131, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 148 Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества.

На картах границ населенных пунктов в растровом формате к Генеральному плану можно усмотреть нумерацию лесных кварталов Морозовского лесничества. В границы населенного пункта города Сертолово входят контуры земельного участка с кадастровым номером 47:08:0000000:64. На земельный участок с кадастровым номером 47:08:0000000:64, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для обеспечения вооруженных сил зарегистрировано право собственности Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» (далее - Постановление № 135) за Министерством, в том числе во Всеволожском районе Ленинградской области, на территории, являющейся предметом спора, в границах Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества закреплены леса, расположенные на землях обороны, по состоянию на 01.01.1998 с целью их постоянного использования для обеспечения нужд обороны.

Леса на спорной территории переданы Морозовскому лесничеству по сводному акту о передаче (приемке) лесов от 27.11.1998, утвержденному приказом Федеральной службы лесного хозяйства России и Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.1999 № 86/136 «Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны».

Согласно строке 1 Сводного акта Токсовским лесхозом Рослесхоза Морозовскому военному лесхозу передано 108 523 га лесов первой группы, расположенных во Всеволожской районе Ленинградской области. Границы лесов определены в одновременно переданных от Рослесхоза лесоустроительных планшетах, позволяющих установить прохождение границ на местности.

В строке 1 Сводного акта, в том числе, указаны документы, удостоверяющие принадлежность земельных участков, на которых расположены подлежащие к закреплению леса, к землям обороны во Всеволожском районе Ленинградской области.

В соответствии с материалами лесоустройства 2019 года Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества лесные насаждения в границах Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества относятся к защитным лесам.

В п. 12 Постановления № 135 указано, что в случае прекращения права пользования участками земель обороны прекращается и право пользования расположенными на них лесами. Эти леса подлежат возврату в лесной фонд согласно статье 121 ЛК РФ.

Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 201-ФЗ) внесены изменения в статью 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которым леса и многолетние насаждения исключены из состава недвижимого имущества.

Редакция пункта 2 статьи 261 ГК РФ в связи с принятием Закона № 201-ФЗ была изменена - из объектов, находящихся на поверхностном (почвенном слое) слое земельного участка, в границах которого собственник вправе был распоряжаться по своему усмотрению, лес был исключен. Следовательно, принадлежность на праве собственности земельного участка, на котором произрастают лесные насаждения, не является определяющим условием, безусловным основанием возникновения права собственности на лесные насаждения, покрывающие данный земельный участок или его часть.

Из изложенного следует, что при передаче в муниципальную или иную собственность земельного участка лесные насаждения, расположенные на нем, не передаются, если отсутствует решение собственника земель обороны по передаче лесных насаждений.

Статьей 7 ЛК РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Таким образом, спорный земельный участок входит в границы Морозовского лесничества и в соответствии со статьей 7 ЛК РФ должен рассматриваться как лесной участок, на котором осуществляются мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусмотренные ЛК РФ.

Статьей 67 ЛК РФ установлено, что лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках.

Согласно части 2 данной статьи лесоустройство проводится на землях, указанных в части 2 статьи 23 этого Кодекса, то есть землях лесного фонда, обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя, в том числе, мероприятия по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов.

В силу статьи 68 ЛК РФ в материалах лесоустройства Морозовского лесничества закреплены на местности местоположения границ Морозовского лесничества, его участковых лесничеств.

В настоящее время в соответствии со статьей 68 ЛК РФ лесные насаждения, расположенные на спорной территории, учтены в материалах лесоустройства Морозовского лесничества 2019 года.

Согласно ст. 91 ЛК РФ сведения о лесах, расположенных в границах Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества, учтены в Государственном лесном реестре.

Таким образом, границы Морозовского лесничества закреплены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» указано, что имущество Вооружённых Сил Российской Федерации относится исключительно к федеральной собственности.

В пунктах 10, 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» также указано, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

С учетом изложенного судом отклонены ссылки Администрации в заявлении на нормы закона, применимые к лесам, расположенным на землях лесного фонда, поскольку относимость лесов в границах Морозовского лесничества к лесам, расположенным на землях лесного фонда, достоверно заявителем не подтверждена.

Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с картой функциональных зон в составе Генерального плана земель лесного фонда не имеется, отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие в составе Генерального плана земель лесного фонда обусловлено тем, что леса в границах Морозовского военного лесничества не относятся к землям лесного фонда, а относятся к лесам, расположенным на землях обороны и безопасности.

Также судом признан несостоятельным довод Администрации, указавшей на неосуществление деятельности военного лесничества в городской черте города Сертолово.

В соответствии с п. 2.2 Положения о Морозовском лесничестве, утвержденного приказом начальника Учреждения от 17.01.2022 № 09-ос, основной задачей филиала является обеспечение охраны, защиты воспроизводства лесов в пределах предоставленных полномочий, оформление в установленном порядке актов на землях и лесных насаждениях, расположенных в составе военных лесничеств Министерства.

Как указало Управление в отзыве, лесниками Морозовского лесничества регулярно проводится патрулирование лесов, расположенных в Озерском участковом лесничестве Морозовского лесничества. В рамках осуществления Морозовским лесничеством основной задачи на территории в границах городской черты г. Сертолово сотрудниками Морозовского лесничества были, в том числе, выявлены факты самовольного снятия, уничтожения почв, незаконной вырубки деревьев. По данным фактам составлены акты обследования № 18 от 16.04.2021, № 338 от 19.09.2022, № 13 от 09.03.2023, № 28 от 27.04.2023, № 30 от 02.05.2023.

Указанные обстоятельства Администрацией не опровергнуты.

При этом судом также принято во внимание, что споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, исходя из правового эффекта, на который фактически направлена подача Администрацией настоящего заявления в суд (исключение из материалов лесоустройства (с учетом содержащихся в ЕГРН сведений о правах) сведений о наличии в границах населенного пункта муниципального образования Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области - город Сертолово отнесенных к ведению Министерства обороны Российской Федерации и закрепленных за Морозовским лесничеством Минобороны России - филиал Управления лесов и лесных ресурсов) подлежат защите, в том числе с учетом способов, указанных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в порядке гражданского судопроизводства, а не в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований заявителя.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения либо опровергали выводы арбитражного суда, в связи с чем признаются судом несостоятельными.

По существу доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2023 по делу № А56-48144/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

М.В. Балакир

В.В. Черемошкина