НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2018 № А56-14958/17

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 января 2018 года

Дело № А56-14958/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      января 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Семеновой А.Б., Толкунова В.М.

при ведении протокола судебного заседания:  Волковой Т.В.

при участии: 

от заявителя:  Гаврилова А.Ю. по доверенности от 26.08.2017

от заинтересованного лица:  Поповой Д.П. по доверенности от 27.12.2017

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-30203/2017 )  Балтийской таможни на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2017 по делу № А56-14958/2017 (судья Терешенков А.Г.), принятое

по заявлению ООО "Продукт-Лайн"

к Балтийской таможне 

об оспаривании действий и бездействий, обязании

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Продукт-Лайн" (ОГРН 1097847041071, 199034, г. Санкт-Петербург, Линия 17-я В.О., д.4-6, лит.Е, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия   Балтийской таможни (198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32а, далее - Таможня), выразившегося в возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин по декларациям на товары №№10216100/090114/0000523,10216100/100114/0000713,10216100/140114/0001537, 10216100/200114/0002960, 10216100/270114/0005160, 10216100/270114/0005191, 10216100/020214/0007127, 10216100/020214/0007130, 10216100/020214/0007131, 10216100/060214/0008683, 10216100/060214/0008674, 10216100/060214/0008716, 10216100/060214/0008752,10216100/280214/0015936,10216100/070214/0009217,10216100/100214/0009900, 10216100/100214/0009740, 10216100/100214/0009748, 10216100/130214/0011078, 10216100/130214/0011016, 10216100/130214/0011010, 10216100/140214/0011472, 10216100/240214/0014407, 10216100/270214/0015673;о признании незаконным бездействия таможни, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным декларациям на товары в размере 3 948 727,12 руб., из которых 3 589 751,88 руб. пошлины и 358 975,24 руб. НДС; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Продукт-Лайн» путем возврата на расчетный счет Общества излишне уплаченных таможенных платежей в размере 3 948 727,12 руб., из которых 3 589 751,88 руб. пошлины и 358 975,24 руб. НДС.        

Решением от 09.10.2017 суд заявленные требования удовлетворил в полном объеме.

В апелляционной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, представленная Обществом форма корректировки декларации на товары не заверена таможенным органом, в связи с чем не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных пошлин. Кроме того, податель жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального права.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,  ООО "Продукт-Лайн"  по декларациям на товары (далее - ДТ) 10216100/090114/0000523, 10216100/100114/0000713, 10216100/140114/0001537, 10216100/200114/0002960, 10216100/270114/0005160, 10216100/270114/0005191, 10216100/020214/0007127, 10216100/020214/0007130, 10216100/020214/0007131, 10216100/060214/0008683, 10216100/060214/0008674, 10216100/060214/0008716,  10216100/060214/0008752, 10216100/070214/0009217, 10216100/100214/0009900, 10216100/100214/0009740,  10216100/100214/0009748,  10216100/130214/0011078, 10216100/130214/0011016, 10216100/130214/0011010, 10216100/140214/0011472, 10216100/240214/0014407, 10216100/280214/0015936, 10216100/270214/0015673 в зоне деятельности Балтийской таможни по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления» задекларирован товар: «масло пальмоядровое» код ТН ВЭД 1513299002, «масло кокосовое» код ТН ВЭД 1513199902, «пальмовое масло» код ТН ВЭД 1511909902.

  При расчете подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, декларантом применена ставка 0.12 евро за кг. (масло пальмоядровое) и 0.1 евро за кг. (масло кокосовое, пальмовое масло), установленная Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденном Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 (далее - Единый таможенный тариф).

Декларантом также при расчете применена тарифная преференция в размере 75 процентов от ставки таможенной пошлины, установленной Соглашением от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании».

Общество обратилось в Таможню с заявлением от 13.12.2016 № 137 (вх.№49363 от 13.12.2016)  об изменении сведений, заявленных в указанных ДТ, а так же 26.12.2016 с заявлением от 23.12.2016 (вх.№51473 от 26.12.2016г.) о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 3 948 727,12 руб. В обоснование заявления Общество указало, что при оформлении товара, ввезенного по вышеуказанным ДТ, неверно применена ставка таможенной пошлины в отношении ввезенного товара, которая должна была составлять 4 процента (3% с учетом тарифной преференции) таможенной стоимости товара.

 Письмом от 29.12.2016 № 1510/62215  таможенный орган возвратил заявление без рассмотрения в связи с непредставлением «всех необходимых документов», указав на  отсутствие формы КДТ, повлекшей уменьшение сумм подлежащих уплате таможенных платежей, с соответствующей отметкой таможенного органа.

Считая возврат заявления без рассмотрения незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Придя к выводу о том, что действия таможенного органа не соответствовали действующему законодательству, суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя в полном объеме.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).

В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона N 101-ФЗ международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ).

В части 2 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные права, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статьей 6 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

В Минске 19.05.2011 между странами - участниками Таможенного союза подписан международный договор "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", который был ратифицирован на территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 11 данный документ вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

Вместе с тем, 06.12.2011 подписан Протокол «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (далее - ВТО) от 15.04.1964 (далее - Протокол) и вступил в законную силу 22.08.2012.

Как определено в пункте 1 статьи 1 договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающим обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая, присоединяющаяся к ВТО сторона обязана информировать другие стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесение изменений в правовую систему Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" с момента присоединения такой стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО.

Согласно пункту 1 статьи 2 указанного договора стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствии с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.

В силу пункта 2 статьи 2 договора права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условий присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами.

Согласно Приложениям к Протоколу присоединения ввозная таможенная ставка на пальмовое масло в России с момент присоединения к ВТО составляет 5%.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Соглашения от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

В силу статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Согласно пункту 2 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» разъяснено, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).

Как усматривается из материалов дела, заявителем соблюдены предусмотренные статьей 147 Закона N 311-ФЗ условия возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Принимая во внимание, что заявителем при подаче в таможенный орган соответствующих заявлений были представлены КДТ, платежные поручения, свидетельствующие об излишней уплате таможенных платежей, а также в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения соответствующих изменений в декларацию на товары изменений, доводы Таможни о том, что Обществом не были приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей, по мнению апелляционной коллегии, носят формальный характер и также подлежат отклонению.

Таким образом, правомерно отклонено судом первой инстанции  утверждение таможни о необходимости представления КДТ с отметками таможенного органа, подтверждающими факт излишней уплаты таможенных платежей, как противоречащее статье 147 Закона №311-ФЗ, поскольку документы, подтверждающие корректировку деклараций на товары в установленном порядке, не указаны в пункте 3 части 2 статьи 147 Закона №311-ФЗ в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.

Довод Таможни на представление КДТ без соответствующих отметок таможенного органа, как правомерно указал суд, не является основанием для оставления заявления без рассмотрения, поскольку не является документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных пошлин.

Остальные доводы Таможни, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку в принятом по делу решении и правомерно отклонены судом.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, признав незаконными действия таможни по возврату без рассмотрения заявления Общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ, а также бездействие таможни, выразившееся в невозврате ООО «Продукт-Лайн» излишне уплаченных таможенных платежей, правомерно и обоснованно удовлетворил требования Общества в полном объеме и обязал Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

Аналогичная позиция подтверждается судебной практикой по делу №А56-11396/2015 (Определение Верховного суда РФ от 19.09.2016 №307КГ-16-7272).

Вопреки позиции подателя жалобы, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом не допущено.

На основании изложенного, учитывая, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни и отмены или изменения принятого по делу решения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2017 по делу № А56-14958/2017   оставить без изменения, апелляционную жалобу  Балтийской таможни - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

А.Б. Семенова

 В.М. Толкунов