НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2018 № А26-8737/17

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 января 2018 года

Дело № А26-8737/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      января 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Протас Н.И., Толкунова В.М.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2, по доверенности от 15.09.2017

от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 28.12.2017

            ФИО4, по доверенности от 15.12.2017

            ФИО5, по доверенности от 21.12.2017

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-30821/2017 )  ООО «Танкар» на решение  Арбитражного суда   Республики Карелия от  02.10.2017 по делу № А26-8737/2017 (судья Буга Н.Г.), принятое

по заявлению ООО "Танкар"

к Карельской таможне

о признании незаконными действий

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Танкар" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 191123, <...> литер А, далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным бездействия Карельской таможни (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 185028, <...>, далее – заинтересованное лицо, таможня), выразившегося в возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин по декларациям на товары №№ 10227010/170815/0002025, 10227010/050215/0000213,10227010/190515/0001153, 10227010/170316/0000675; о признании незаконным бездействия таможни, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным декларациям на товары в размере 311 399,78 руб., об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Танкар» путем возврата на расчетный счет Общества излишне уплаченных таможенных платежей в размере 311 399,78 руб.        

Решением суда от 02.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе общество,  ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что применение к спорному товару ставки таможенного тарифа в размере 15% противоречит требованиям Протокола «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об утверждении всемирной торговой организации от 15.04.1994» (далее – Протокол).

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель таможни возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью «Танкар» 24.08.2011 года заключен контракт № 01/КР-2011, согласно которому  фирма «Karjalan paperi» (продавец) обязуется поставить ООО «Танкар» (покупатель) товары - картон и бумагу для полиграфии в рулонах и листах.

В рамках указанного контракта обществом с ограниченной ответственностью "Танкар" ввезен на таможенную территорию Таможенного союза и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по таможенным декларациям №№ 10227010/170815/0002025; 10227010/050215/0000213; 10227010/190515/0001153; 10227010/170316/0000675 товар «картон трехслойный с двухслойным односторонним мелованием с лицевой стороны (каолин) и крафт оборотом, выработан из первичных волокон, средний слой с добавлением механической целлюлозы (не менее 25 %)», изготовитель: KARJALAN PAPERI OY, товарный знак: WHITE TOP KRAFT BOARD, марка: WHITE TOP KRAFT BOARD, плотность 268 г/кв.м, страна происхождения Финляндия (FI), страна отправления Финляндия (FI), условия поставки FCA Иматра. Данный товар в таможенных декларациях классифицирован кодом 4810 92 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС «картон прочий многослойный», которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 5%.

В ходе таможенного контроля до выпуска товара по указанным таможенным декларациям назначена экспертиза, по результатам которой установлено, что товар представляет собой трехслойный картон с односторонним мелованием наружного слоя. Основу покрытия составляют соединения каолина.

В соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 15.102013 года № 1940 приняты классификационные решения:

- по ДТ № 10227010/190515/0001153 решение Карельской таможни № РКТ-10227000-15/000076 от 17.06.2015;

- по ДТ № 10227010/170815/0002025 решение Вяртсильского таможенного поста № РКТ-10227010-15/000002 от 28.09.2015;

- по ДТ № 10227010/050215/0000213 решение Вяртсильского таможенного поста № РКТ-10227010-15/000001 от 14.05.2016;

- по ДТ № 10227010/170316/0000675 решение Карельской таможни № РКТ-10227000-16/000017 от 07.07.2016.  

Согласно означенным решениям товар, задекларированный по вышеуказанным таможенным декларациям, классифицирован в товарной субпозиции 4810 92 300 0 ТНВЭД ЕАЭС, как многослойный картон только с одним беленым слоем, с применением ставки ввозной таможенной пошлины в размере 15%.

Полагая, что ставка таможенной пошлины в отношении спорного товара применена неверно, ООО «Танкар» обратилось в таможню с заявлением от 17.05.2017 №07/05-17 о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин по декларациям на товары №№ 10227010/170815/0002025;  10227010/050215/0000213; 10227010/190515/0001153;  10227010/170316/0000675, которое оставлено таможней без рассмотрения.

Полагая незаконным бездействие таможни, выразившегося в невозврате излишне уплаченных сумм таможенных, ООО «Танкар» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с выводами таможенного органа о непредставлении обществом документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, что явилось основанием возвращения без рассмотрения заявления ООО «Танкар» от 17.05.2017 №07/05-17. Кроме того, суд признал обоснованной позицию таможни о том, что Марракешским соглашением об учреждении Всемирной торговой организации предусмотрена возможность невыполнения принятых членами ВТО обязательств.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (часть 2 статьи 77 ТК ТС).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ТК ТС таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможен­ного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного за­конодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании при­меняются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограниче­ния, законодательные акты государств-членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной деклара­ции или иных таможенных документов, если иное не установлено Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза.

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются став­ки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными дого­ворами государств-членов Таможенного союза (пункт 2 статьи 77 ТК ТС).

Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межго­сударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов испол­нительной власти (договоры межведомственного характера) (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепри­знанными принципами и нормами международного права являются в соот­ветствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее право­вой системы (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

Если международным договором Российской Федерации установлены иные права, чем предусмотренные законом, то применяются правила международ­ного договора (части 2 статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

Статьей 6 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любо­го другого способа выражения согласия, о котором условились договариваю­щиеся стороны.

Согласно приложению № 1 к протоколу «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994» (вступил в силу с 22.08.2012), подписанному 06.12.2011, ставка таможенного тарифа в отношении товара, классифицируемого по коду 4810 92 9009 и по коду 4810 92 3000 составляет 5 %.

Как определено в пункте 1 статьи 1 Договора «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы», с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающим обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая, присоединяющаяся к ВТО, сторона обязана информировать другие стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесение изменений в правовую систему Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Договора «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» с момента присоединения такой стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО.

Согласно пункту 1 статьи 2 Договора «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствии с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.

Права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условий присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами (пункт 2 статьи 2 Договора «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы»).

Вместе с тем таможня, в нарушение приведенных выше положений, применила к ввезенному ООО «Танкар» товару (картон трехслойный с двухслойным односторонним мелованием с лицевой стороны (каолин) и крафт оборотом), классифицированному таможенным органом по  коду 4810 92 3000, ставку ввозной тамо­женной пошлины 15 %, вместо 5%.

При этом у таможни отсутствовали предусмотренные таможенным законодательством основания для принятия решений о внесении изменений в пункт 47  ДТ №№ 10227010/170815/0002025; 10227010/050215/0000213; 10227010/190515/0001153; 10227010/170316/0000675 об изменении ставки ввозной таможенной пошлины с 5% на 15%, и об увеличении размера пошлины.

В случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда (пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства»).

В силу статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 ТК ТС).

Упомянутый порядок закреплен в статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ).

Согласно ее положениям излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2).

Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3).

При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи (часть 4).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).

По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в ДТ после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.

Материалами дела подтверждается, что общество в установленном статьей 147 Закона № 311-ФЗ обратилось в таможню с заявлением, к которому приложило все необходимые документы.

Является ошибочным вывод таможни и суда первой инстанции и о том, что с заявлением ООО «Танкар» о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин обществом не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

Апелляционная инстанция считает, что оснований представлять заявления о внесении изменений в ДТ у общества не имелось, поскольку поданные им декларации изначально содержали сведения о применении ввозной таможенной пошлины в размере 5%, т.е. повторной корректировки этих данных не требовалось.

Таможня также указывает, что обществом не обжалованы решения о классификации. Вместе с тем, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что изменение классификационного кода не повлекло изменение ставки ввозной таможенной пошлины.

В том случае, когда декларант инициирует процедуру истребования излишне взысканного таможенного платежа, суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, но по ее результатам возможно обязание таможенного органа возвратить платеж, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без признания недействительным такого акта.

Данная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации применительно к пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" к пункту 65 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143).

С учетом того, что в данном случае применение ставки ввозной таможенной пошлины в размере 15% вместо 5% и начисление дополнительных таможенных платежей по спорным ДТ произведено по инициативе таможни, отсутствуют основания для вывода о необходимости  корректировки обществом соответствующих граф ДТ, а фактически повторения сведений, заявленных в спорных ДТ. Иное означает понуждение декларанта к повторному представлению документов, которые он уже представил в таможню (определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2016 № 306-КГ16-17011).

Учитывая, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств обществом были приложены копии платежных поручений № 28 от 11.03.2015, № 102 от 22.07.2015, № 101 от 05.07.2016, № 102 от 05.07.2016, копии ДТ №№ 10227010/170815/0002025; 10227010/050215/0000213; 10227010/190515/0001153; 10227010/170316/0000675 , копии ТР №№  10227010/200515/ТР-6246570 от 20.05.2015,  10227010/180316/ТР-6246590 от 18.03.2016, 10227010/190815/ТР-6246578 от 19.08.2015, копию акта камеральной проверки № 10227000/210/070716/А0023 с сопроводительным письмом, копию отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей по состоянию на 26.02.2017, суд апелляционной инстанции полагает, что у таможни и суда первой инстанции отсутствовали основания полагать, что представленные обществом документы могут содержать недостоверные сведения, таким образом, сделанный вывод о недоказанности факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, неправомерен.

Спора по размеру излишне начисленных и уплаченных обществом таможенных платежей между сторонами нет (л.д.120).

При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 02.10.2017 по делу №  А26-8737/2017   отменить.

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Танкар» удовлетворить.

Признать незаконными действия Карельской таможни по возврату без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ №№ 10227010/170815/0002025;  10227010/050215/0000213; 10227010/190515/0001153;  10227010/170316/0000675.

 Признать незаконным бездействие Карельской таможни по невозврату излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ №№ 10227010/170815/0002025;  10227010/050215/0000213; 10227010/190515/0001153;  10227010/170316/0000675 в сумме 311399,78 руб.

Обязать Карельскую таможню возвратить ООО  «Танкар»  излишне уплаченные таможенные платежи по №№ 10227010/170815/0002025;  10227010/050215/0000213; 10227010/190515/0001153;  10227010/170316/0000675 в сумме 311399,78 руб.

Взыскать с Карельской  таможни в пользу ООО  «Танкар»  6 000 руб. расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

Н.И. Протас

 В.М. Толкунов