НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2021 № 13АП-32037/2021

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 декабря 2021 года

Дело № А56-117342/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 15.04.2021

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 27.04.2021, ФИО4 по доверенности от  30.12.2020

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-32037/2021 )  Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2021 по делу № А56-117342/2020 (судья Анисимова О.В.), принятое

по заявлению  ООО "Адидас"

к Балтийской таможне

об оспаривании решений

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Адидас» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Балтийской таможни (далее - таможенный орган, таможня, заинтересованное лицо) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, б/н от 14.08.2020, б/н от 14.08.2020, б/н от 14.08.2020, б/н от 23.09.2020, б/н от 23.09.2020, б/н от 23.09.2020, б/н от 23.10.2020, б/н от 23.10.2020, б/н от 23.10.2020, б/н от 23.10.2020 (далее - решения).

Решением суда от 07.08.21 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе таможенный орган просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, оспариваемые решения таможенного органа являются правомерными, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании представители таможенного органа поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.

Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных таможенным органом к апелляционной жалобе, как не отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество в период с 2017 по 2019 год на основании внешнеторгового контракта от 01.09.2008 №SMA1 ADIRUS-BV2 (далее - контракт), заключенного с поставщиком товаров - компанией «adidas International Trading BV» (далее - продавец), осуществляло ввоз на территорию Российской Федерации товаров (одежда, обувь, спортинвентарь и т.д). Декларирование товаров осуществлялось на таможенных постах Турухтанный, Лесной порт, Балтийский (Центр электронного декларирования), Гавань Балтийской таможни. Товары, задекларированные по декларациям на товары (далее - ДТ), указанным в решениях, выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Товары поставлялись на условиях поставки - CPT-Москва морским видом транспорта до порта Санкт-Петербург и сухопутным видом транспорта от порта Санкт-Петербург до места назначения товаров на склад Общества, расположенный в г. Чехов, Московская область.

В соответствии с избранными условиями поставки Общество не являлась стороной договоров перевозки товаров. Такие договоры были заключены продавцом товаров со следующими компаниями: A.P. Moller Maersk SA (договор перевозки от 20.08.2012 №б/н), Panalpina Management Ltd (договор перевозки от 13.07.2007 №б/н) (далее - перевозчик(и)).

Таможенная стоимость товаров определена по первому методу определения таможенной стоимости (по цене сделки с ввозимыми товарами) в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение) в отношении товаров, выпущенных до 31.12.2017 (включительно), и в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (далее - ТК ЕАЭС) в отношении товаров, таможенное декларирование которых было произведено после 01.01.2018.

Учитывая, что согласно условиям поставки CPT-Москва, цена товаров включала в себя расходы за перевозку до пункта назначения на территории РФ, Общество воспользовалось своим правом в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Соглашения (в отношении товаров, задекларированных до 31.12.2017) и в соответствии с пунктом 2 статьи 40 ТК ЕАЭС (в отношении товаров, задекларированных после 01.01.2018) заявить при определении таможенной стоимости вычет из цены товаров расходов по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС. Такой вычет в сумме расходов по перевозке (транспортировке) товаров по территории РФ заявлен в соответствующей графе 22 декларации таможенной стоимости (далее - ДТС-1).

В подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости ввозимых товаров, включая вычеты из цены сделки расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС (на момент декларирования), Обществом были представлены:

- контракт с дополнениями и приложениями, содержащий данные о предмете контракта, стоимости контракта, сроках и условиях поставки, оплате и др.;

- дополнения № 27-31 к контракту, содержащие информацию о фиксированной стоимости перевозки (транспортировки) товаров после пересечения таможенной границы ЕАЭС (т.е. после прибытия товаров в порт Санкт-Петербург), в связи с тем, что тарифы на перевозку пересматривались ежегодно, соответствующие изменения также ежегодно вносились в контракт путем заключения дополнений;

- коммерческие инвойсы, выставленные продавцом товаров, содержащие данные о цене товаров с выделением в ее составе расходов по транспортировке товаров.

После выпуска товаров таможней в соответствии со статьей 322 ТК ЕАЭС проведен таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении товаров, декларирование которых произведено в 2017-2019 гг., и в отношении которых Общество заявляло вычеты из таможенной стоимости расходов на перевозку (транспортировку) после пересечения таможенной границы ЕАЭС.

В рамках применения данной формы таможенного контроля с целью проверки достоверности заявленных сведений таможней в адрес Общества направлен запрос о предоставлении документов и (или) сведений (письмо таможни от 27.04.2020 №15-10/13238 «О предоставлении информации), который получен Обществом 07.06.2020 (далее - запрос).

Общество направило в адрес таможни письмо от 09.06.2020 №3522-001 с мотивированной просьбой о продлении срока предоставления документов и (или) сведений, в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Письмом таможни от 15.06.2020 №15-10/18808 срок предоставления документов был продлен до 06.07.2020.

30.06.2020 Общество обратилось в таможню с письмом от 30.06.2020 №3527-001 о предоставлении дополнительного срока на предоставление запрошенных документов и (или) сведений, в связи с их значительным объемом и отношением к различным временным периодам. Общество просило определить срок предоставления документов и (или) сведений до 06.09.2020. Ответ на указанное обращение Общество не получило.

В связи со значительным объемом ДТ, в отношении которых проводились мероприятия таможенного контроля, и не располагая ответом таможни по повторное обращение о продлении срока предоставления документов и (или) сведений, Общество предоставляло имеющиеся в его распоряжении документы следующими письмами: от 30.06.2020 №3527-001, от 12.08.2020 №3549-001, от 14.08.2020 №3550-001. Все запрошенные документы и сведения представлены в таможню до наступления срока, который Общество просило определить таможню при повторном обращении с мотивированным ходатайством о продлении срока предоставления запрошенных документов и сведений.

По результатам проведенной проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможней составлен Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 13.08.2020 №10216000/015/130820/А80 (далее - акт) с выводом о документальной неподтвержденности вычетов стоимости перевозки (транспортировки) товаров после пересечения границы ЕАЭС из стоимости сделки.

На основании составленного акта таможней 14.08.2020, 23.09.2020 и 23.10.2020 были вынесены 10 решений, три из которых датированы 14.08.2020, направлены в адрес Общества почтовыми уведомлениями 23.09.2020, получены Обществом 28.09.2020 в соответствии с имеющимися отметками о получении. Три решения, датированные 23.09.2020, направлены в адрес Общества почтовыми уведомлениями 28.09.2020, получены Обществом 03.10.2020 в соответствии с имеющимися отметками о получении. Четыре решения, датированные 23.10.2020, направлены в адрес Общества почтовыми уведомлениями 26.10.2020, получены Обществом 29.10.2020 в соответствии с имеющимися отметками о получении.

Указанные решения явились основаниями для дополнительного начисления Обществу таможенных пошлин, налогов, а также сумм пеней, в связи с несвоевременной уплатой сумм таможенных пошлин, налогов.

Не согласившись с указанными решениями таможенного органа, Общество оспорило их в арбитражном суде.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.

Правила определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, установлены главой 5 ТК ЕАЭС и правовыми актами Евразийской экономической комиссии, принятыми в соответствии с пунктом 17 статьи 38 ТК ЕАЭС для обеспечения единообразного применения положений данной главы. Упомянутые правила в силу пункта 1 статьи 38 ТК ЕАЭС применяются с учетом принципов и правил, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994.

Аналогичные подходы к определению таможенной стоимости имели место в период действия Соглашения, то есть до 01.01.2018.

Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная ранее Соглашением, а в настоящее время ТК ЕАЭС и основанная на статье VII ГАТТ 1994 года, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом основой для оценки товаров в таможенных целях должна быть в максимально возможной степени цена сделки оцениваемых товаров (пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», далее - Постановление Пленума № 49).

С учетом этих положений статья 39 ТК ЕАЭС (и статья 4 Соглашения до 01.01.2018) устанавливает, что таможенной стоимостью ввозимых товаров по общему правилу является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС - общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется ряд дополнительных начислений, в том числе, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Аналогичные положения содержались в действовавшем до 01.01.2018 подпункте 4 пункта 1 статьи 5 Соглашения.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС и действовавшего до 01.01.2018 пункта 2 статьи 5 Соглашения таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС при условии, что эти расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.

Анализ приведенных положений таможенного законодательства в их нормативном единстве позволяет сделать вывод о том, что расходы на перевозку (транспортировку) имеют экономическую ценность, в связи с этим влияют на действительную стоимость перевозимых товаров и, соответственно, подлежат учету при их таможенной оценке как один из компонентов таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Расходы на перевозку товара вне таможенной территории ЕАЭС дополняют таможенную стоимость, если они не включены в цену товара. Расходы на перевозку по таможенной территории ЕАЭС уменьшают таможенную стоимость, если они входят в цену товара.

Такое регулирование введено в целях обеспечения общей применимости процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров к разным условиям поставки в соответствии с пунктом 11 статьи 38 ТК ЕАЭС и предполагает, что таможенная стоимость определяется применительно к месту прибытия товаров на таможенную территорию, вне зависимости от распределения обязанностей по перевозке (транспортировке) товаров между сторонами конкретного внешнеторгового контракта.

В связи с этим понятие «расходы на перевозку (транспортировку)» имеет автономное значение и охватывает затраты, отвечающие критерию связи с перемещением товаров. Тип гражданско-правового договора, в рамках исполнения которого понесены затраты (договоры перевозки, транспортной экспедиции, договор агентирования или комиссии и др.), число привлеченных к перемещению товаров субъектов (перевозчики, экспедиторы, агенты и т.п.) и иные подобные обстоятельства юридического значения для целей таможенной оценки не имеют.

Выделение «расходов на перевозку (транспортировку)» из «цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар» по смыслу вышеприведенных положений ТК ЕАЭС и Соглашения предполагает установление того факта, что общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу (иному лицу в пользу продавца) покрывает расходы продавца на перевозку (транспортировку) товара, а также характера и размера упомянутых расходов.

Таможенное законодательство не содержит заранее установленного (ограниченного) перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС (пункта 2 статьи 5 Соглашения).

Исходя из преамбулы Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой - от декларанта допустимо требовать предоставление документов, которые доступны для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 12 Постановления Пленума № 49).

Поэтому соблюдение условий для вычета расходов на перевозку (транспортировку), обозначенных в подпункте 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС (пункте 2 статьи 5 Соглашения), может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей и условий договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров, типов заключенных гражданско-правовых договоров.

В то же время представляемые документы во всяком случае должны отвечать требованиям, установленным пунктами 9 - 10, 13 статьи 38 ТК ЕАЭС (пунктам 2-3, 5 статьи 2 Соглашения), то есть исключать риски произвольного определения таможенной стоимости, выступая источником достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, позволяя таможенному органу убеждаться в ее соответствии действительности.

В свою очередь, если товар фактически поставлен на территорию ТК ЕАЭС, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары подтверждена и является достоверной, но невозможно достоверно установить размер расходов на перевозку (транспортировку) по территории ЕАЭС, понесенных покупателем на основании имеющихся в его распоряжении документов в соответствии с конкретными обстоятельствами сделки, это не означает, что таможенная стоимость может определяться первым методом исходя из полной контрактной цены без какого-либо исключения из нее стоимости перевозки (транспортировки) товара по таможенной территории ТК ЕАЭС. В такой ситуации не исключается возможность использования представленных декларантом или имеющихся в распоряжении таможенного органа документально подтвержденных сведений об обычно применяемых тарифах перевозчиков (экспедиторов). Иной подход, по существу, приводил бы к произвольному в условиях фактической поставки товара определению таможенной стоимости одних и тех же товаров, что не отвечает пункту 9 статьи 38 ТК ЕАЭС (ранее действовавшему пункту 2 статьи 2 Соглашения).

В соответствии с контрактом продавец передает в собственность покупателя, а покупатель принимает и обязуется оплатить отвечающие международным стандартам качества товары, в частности, на условиях СРТ - Москва. Заключенный Обществом на условиях CPT - Москва контракт предполагает, что продавец осуществляет передачу товара названному им перевозчику, а также оплачивает стоимость перевозки, необходимой для доставки товара до согласованного пункта назначения. Это говорит о том, что покупатель несет только те риски и дополнительные расходы, которые возникают после передачи ему товара. В соответствии с определенными условиями поставки продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки товара на обычных условиях и по обычно принятому направлению до согласованного пункта в месте назначения. При этом на продавца возлагаются все расходы, относящиеся к товару до момента его поставки в номинированное место, по оплате фрахта и иные издержки, вытекающие из договора перевозки, включая расходы по погрузке товара и любые издержки при выгрузке товара в пункте назначения, которые, согласно договору перевозки, возлагаются на продавца. Продавец обязан представить покупателю за свой счет обычный транспортный документ в соответствии с заключенным им договором перевозки (например, оборотный коносамент, необоротную морскую накладную, документ о перевозке внутренним водным транспортом, воздушную накладную, железнодорожную или автомобильную накладную или накладную смешанной перевозки).

Таким образом, следуя определенным условиям поставки, из документов, относимых к перевозке товаров, в обладании Общества могут находиться обычные транспортные документы (в частности, коносаменты), иные документы в соответствии с условиями заключенной сделки в его распоряжении отсутствуют, что исключает возможность трактовки их как обязательных к предоставлению Обществом в ходе таможенного контроля, но не может лишать Общество права на применение предусмотренного законодательством вычета расходов на перевозку (транспортировку) по таможенной территории ЕАЭС из таможенной стоимости ввозимых товаров.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в соответствии с пунктом 2.1 контракта цены на товары и/или образцы, проданные по контракту, указанные в инвойсах, устанавливаются в долларах США или Евро и понимаются как цены на условиях СРТ - Москва или цены на условиях FCA- место отгрузки, или других условиях, оговоренных и указанных в определённом заказе или инвойсе. При этом цена товаров формируется продавцом следующим образом:

- себестоимость товаров;

- товарная наценка (8,25 % при валюте доллар США от себестоимости);

- техническая наценка (может отсутствовать);

- стоимость транспортировки товаров (6 % от себестоимости);

- иные расходы.

Таким образом, контрактом определено наличие в составе цены товаров составляющей транспортных расходов и установлен порядок ее определения.

Одновременно пунктом 2.3 контракта определены требования к содержанию инвойсов, выставляемых продавцом. Указанные условия предполагают, что выставляемый продавцом инвойс, в том числе, предполагает указание в нем стоимости транспортировки товаров на условиях CPT-Москва.

В соответствии с условиями контракта Общество оплачивает инвойсы продавца банковским переводом в долларах США или Евро, по реквизитам, указанным в статье 11 контракта, и указанным в инвойсе продавца, в сроки, не превышающие 90 дней с даты инвойса продавца. Допускается оплата инвойсов продавца Обществом в валюте, отличной от валюты инвойса и/или валюты грузовой таможенной декларации, в таком случае оплата производится по курсу, установленному Центральным банком на дату платежа (пункт 3.1 контракта).

Вышеприведенными положениями контракта и согласованными условиями сделки подтверждается включение в цену товаров, отражаемую в выставляемых продавцом инвойсах и оплачиваемую Обществом, расходов на транспортировку товаров в целом, суммы которых подлежат отдельному отражению в инвойсах.

Одновременно дополнениями № 27-31 к контракту стоимость транспортировки контейнера от порта Санкт-Петербург до склада получателя в Москве и Московской области определена в зависимости от периода действия транспортного тарифа, от конкретного перевозчика и типа используемого для перевозки контейнера. Указанная стоимость является фиксированной в составе общей суммы транспортировки товаров.

Согласно представленным и приобщенным к материалам дела пояснениям продавца (письмо продавца от 19.02.2021 № б/н) в целях покрытия транспортных расходов продавца при поставке товаров в адрес Общества на условиях поставки СРТ-Москва (Инкотермс 2000) продавец установил фиксированный процент таких расходов в размере 6 % от себестоимости товаров. При установлении фиксированного процента транспортных расходов использовались данные усредненных затрат на транспортировку товаров в адрес Общества с использованием различных видов транспорта (воздушного, морского, автомобильного и железнодорожного). Продавцом указанная надбавка определена как разумная оценка фактических транспортных расходов, которые оплачиваются Обществом, с учетом включения в их состав транспортных расходов по территории ЕАЭС.

В рамках проводимой проверки после выпуска товаров в ответ на запрос таможни Обществом среди прочих также представлены:

- контракт с дополнениями №№ с 1 по 32;

- информационное письмо о передаче активов и обязательств adidas International Trading BV от 03.10.2019 с переводом на русский язык;

- договор перевозки товаров между adidas AG и Panalpina Management Ltd от 13.07.2007 с тарифами на перевозку;

- перевод договора перевозки товаров между adidas AG и Panalpina Management Ltd от 13.07.2007;

- соглашение от 24.11.2008 о передаче договора перевозки товаров между adidas AG и Panalpina Management Ltd от adidas AG к adidas International Trading BV с переводом на русский язык;

- договор перевозки товаров между adidas International Trading BV и A.P. Moller - Maersk A/S от 20.08.2012 с тарифами на перевозку;

- перевод договора перевозки товаров между adidas International Trading BV и A.P. Moller - Maersk A/S от 20.08.2012 (заверенная копия) на 80 листах;

- комплекты документов в привязке к конкретным ДТ, в составе: инвойсы на ввезенные товары; коносаменты, отражающие сведения о маршруте перевозки товаров, пункте пересечения границы ЕАЭС и месте назначения товаров; транспортные счета за перевозку товаров, отражающие стоимость оказанных услуг до и после пересечения границы ЕАЭС.

По результатам анализа представленных документов таможня пришла к выводам, что отсутствие разделения стоимости транспортировки до границы ЕАЭС и после границы ЕАЭС в предоставленных инвойсах продавца свидетельствует о том, что размер вычетов стоимости транспортировки товаров после границы ЕАЭС документально не подтвержден выставленными инвойсами продавца, содержащими сведения об общей величине транспортных расходов. Кроме того, таможня указала, что стоимость транспортировки, отраженная в представленных транспортных счетах перевозчиков, не корреспондируется со стоимостью перевозки согласно инвойсам продавца, что свидетельствует о документальной неподтвержденности заявленных вычетов стоимости транспортировки товаров после границы ЕАЭС из стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Указанные доводы таможни о расхождениях в имеющихся документах и документальном неподтверждении заявленных сведений о транспортных вычетах обоснованно отклонены судом первой инстанции.

В качестве условий применения правила о невключении в таможенную стоимость расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по территории ЕАЭС пункт 2 статьи 40 действующего с 01.01.2018 ТК ЕАЭС, как и статья 5 ранее действовавшего Соглашение, обозначают следующие:

- условие выделения расходов из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате,

- условие заявления декларантом таких расходов,

- условие документального подтверждения расходов.

Таможня, отрицая соблюдения Обществом условия о выделении транспортных расходов, утверждает, что именно отсутствие в инвойсе, выставленном продавцом, отдельного выделения транспортных расходов, понесенных при перевозке по территории ЕАЭС, является нарушением данного условия.

Суд первой инстанции, оценивая указанное утверждение, правомерно указал на отсутствия требования со стороны таможенного законодательства относительно обязательности такого выделения в выставляемом инвойсе. Соблюдение условий применения вычетов может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей гражданско-правовых договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров и т.п. Кроме того, согласованными условиями рассматриваемой сделки такое выделение в инвойсе не предусмотрено. В рассматриваемом случае стоимость транспортировки контейнера от порта Санкт-Петербург до склада получателя в Москве и Московской области определена и выделена дополнениями № 27-31 к контракту, представленными Обществом таможне при декларировании товаров и в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров.

Требование о выделении рассматриваемых расходов исключительно в инвойсе продавца ограничивает свободу предпринимательской деятельности и является не закрепленным нормативно.

Кроме того, в соответствии с требованиями Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (действовавшего в период декларирования товаров, утратил силу с 01.07.2019), в соответствующей графе 22 ДТС-1 допускается заявление в качестве вычета из таможенной стоимости величина расходов по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров от места их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС до места назначения, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в контракте и/или в счете-фактуре продавца.

Применение альтернативного варианта предполагает возможность выделения величины расходов по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров от места их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС до места назначения из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в контракте без обязательности одновременного выделения таких расходов в инвойсе.

В рассматриваемом случае следует согласиться с выводом суда о том, что содержащиеся в выставленных продавцом инвойсах сведения об общих расходах на транспортировку товаров, определяемых по правилам, зафиксированным в контракте, являются покрывающими суммы, установленные и выделенные дополнениями № 27-31 к контракту как суммы транспортных расходов по территории ЕАЭС.

В рамках проводимого таможенного контроля после выпуска товаров таможней направлен запрос, в ответ на который Обществом также представлены следующие документы:

- договор перевозки товаров с перевозчиками с тарифами на перевозку, являющимися неотъемлемой частью договоров по перевозке (транспортировке) товаров, заключенных между продавцом и перевозчиками;

- транспортные счета перевозчиков, выставленные в адрес продавца, за перевозку (транспортировку) товаров.

Представленные тарифы на перевозку содержат информацию о стоимости перевозки (транспортировки) товаров как до, так и после пересечения таможенной границы ЕАЭС. Транспортные счета перевозчиков выставляются на основании тарифов на перевозку и содержат раздельное указание стоимости перевозки (транспортировки) товаров до и после пересечения таможенной границы ЕАЭС. Стоимость перевозки по территории ЕАЭС в счетах соответствуют установленной дополнениями № 27-31 к контракту.

Представленные Обществом документы не содержат противоречий, все указанные в них сведения относительно расходов на перевозку по территории ЕАЭС являются корреспондирующими. При этом вопрос о документальном подтверждении произведенных расходов должен решаться исходя из общих требований к документам, которые могут быть запрошены таможенным органом в рамках контроля заявленных сведений о таможенной стоимости ввозимых товаров.

В соответствии с пунктом 8 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 (далее - Положение), к таким документам, в том числе, относимы документы и сведения о перевозке (транспортировке) ввозимых товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведении иных операций, связанных с перевозкой (транспортировкой) ввозимых товаров. В соответствии с пунктом 9 указанного Положения одновременно с запрошенными таможенными органом документами и сведениями, в том числе письменными пояснениями, могут быть представлены иные документы и сведения, в том числе письменные пояснения, в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в декларации на товары, в том числе в целях подтверждения правильности определения структуры и величины таможенной стоимости товаров.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что представленные Обществом документы полностью соответствуют предъявляемым требованиям, специальных требований относительно документов, которые являются обязательными для целей подтверждения обоснованности заявленных сведений о величине расходов на транспортировку товаров от места их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС до места назначения, законодательством не установлено.

В отношении перемещенных Обществом товаров необходимо исходить из:

- изначального отсутствия в распоряжении Общества договоров на перевозку товаров, а также счетов, выставленных перевозчиками в адрес продавца, в силу объективных обстоятельств избранных условий поставки;

- отсутствия в условиях договора обязательности отражения продавцом в выставляемых инвойсах стоимости транспортировки товаров с разделением на транспортировку до границы ЕАЭС и далее по территории ЕАЭС. Правило об отражении общей стоимости транспортировки товаров на условиях CPT Москва в выставляемых инвойсах продавцом соблюдено.

Указанные обстоятельства являются объективными, но не препятствующими возможности реализации права на получение вычета в отношении транспортных расходов на перевозку товаров по территории ЕАЭС.

При этом, как указал в своем Постановления Пленума № 49 Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая споры, связанные с результатами таможенного контроля таможенной стоимости, судам следует учитывать, что вывод о неподтвержденности заявленной таможенной стоимости формулируется таможенным органом в соответствии с тем объемом документов, сведений и пояснений, которые были им собраны и даны (раскрыты) декларантом на конкретной стадии таможенного контроля.

На этапе декларирования товаров с учетом раскрытого Обществом объема документов таможенным органом заявленные сведения о таможенной стоимости ввозимых товаров, включая сведения о заявленных расходах на транспортировку по территории ЕАЭС, приняты как достоверные, количественно определяемые и документально подтвержденные. Товар выпущен в свободное обращение по результатам проведенного на этапе до выпуска товаров таможенного контроля на основании представленных в подтверждение заявленных сведений документов.

В связи с вышеизложенным утверждение таможни о том, что определенные документы (под которыми следует понимать договоры по перевозке с прилагаемыми тарифами на перевозку и транспортные счета перевозчиков, выставленные в адрес продавца) не представлялись при декларировании спорных товаров и сведения о них отсутствуют в графе 44 ДТ, не может быть рассмотрен как надлежащий в связи с завершением таможенного контроля на этапе декларирования товаров выпуском товаров и объективными основаниями отсутствия указанных документов у Общества на данном этапе.

В рамках проведенного на этапе после выпуска товаров таможенного контроля Обществом в ответ на запрос таможни представлены дополнительные документы, которые являются документальным подтверждением произведенных расходов на транспортировку товаров по территории ЕАЭС, документы представлены письмами Компании от 30.06.2020 № 3527-001, от 12.08.2020 № 3549-001, от 14.08.2020 № 3550-001.

Судом принято как обоснованное утверждение Общества, что указанные документы представлены Обществом в период до фактического получения результатов проведенного таможенного контроля. При этом ответ на обращение Общества от 30.06.2020 № 3527-001 о продлении срока предоставления запрошенных документов от таможни в адрес Общества не поступал. Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, следует признать, что на этапе таможенного контроля после выпуска товаров Обществом представлены достаточные с точки зрения требований Положения, Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», соответствующие условиям сделки и взаимно корреспондирующие документы в подтверждение заявленных сведений о произведенных транспортных расходах по территории ЕАЭС.

Довод таможни, согласно которому фактически Обществом оплачены инвойсы продавца, содержащие в составе цены товаров необходимую к оплате сумму их транспортировки, которая является «средней стоимостью транспортировки», что противоречит, по мнению таможенного органа, требованию о заявлении таможенной стоимости на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, правомерно отклонен судом первой инстанции, как несостоятельный.

В рассматриваемом случае в соответствии с условиями контракта в целях покрытия транспортных расходов продавца при поставке товаров в адрес Общества на условиях поставки СРТ-Москва (Инкотермс 2000) установлен фиксированный процент таких расходов в размере 6 % от себестоимости товаров, который оплачивается Обществом в составе выставляемых продавцом инвойсов. При этом с учетом отдельного выделения и утверждения сторонами сделки купли-продажи в дополнениях № 27-31 к контракту стоимости перевозки (транспортировки) товаров после пересечения таможенной границы ЕАЭС (т.е. после прибытия товаров в порт Санкт-Петербург) до склада получателя, определение транспортных расходов в размере 6 % от себестоимости товаров, производимое продавцом при выставлении инвойса Обществу, не противоречит наличию в составе указанных расходов фиксированных транспортных расходов по территории ЕАЭС. Указанное полностью подтверждается представленными договорами перевозки, заключенными между продавцом с перевозчиками, и транспортными счетами перевозчиков, выставленными в адрес продавца, в которых суммы перевозки по территории ЕАЭС всегда фиксированы и базируются на утвержденном сторонами транспортном тарифе. 

Всесторонне и полно исследовав представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи суд первой инстанции дал им надлежащую оценку в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ и пришел к правильному выводу о том, что с учетом согласованных условий внешнеэкономической сделки, а также с учетом условий договоров перевозки, заключенных продавцом с перевозчиками, независимо от итоговой стоимости транспортировки товаров, включенной в структуру таможенной стоимости, ее составляющая в части перевозки по территории ЕАЭС является фиксированной. Расходы по транспортировке по территории ЕАЭС, формирующие транспортный вычет, не зависят от общей суммы транспортных расходов, указанной в инвойсе продавца. Заявленные транспортные вычеты по стоимости перевозки (транспортировки) товаров по территории ЕАЭС являются документально подтвержденными и соответствующими согласованным транспортным тарифам. Сведения о таких расходах корреспондируются в представленных в подтверждение заявленных транспортных вычетов в ходе проверки документах: дополнениях № 27-31 к контракту; транспортных счетах перевозчиков, выставленными в адрес продавца, за перевозку (транспортировку) товаров; тарифах на перевозку, являющихся неотъемлемой частью договоров по перевозке (транспортировке) товаров, заключенных между продавцом и перевозчиками; сведения в указанных документах не противоречат сведениям об оплаченных Обществом общих транспортных расходах на основании выставленных продавцом инвойсов.

Таким образом, доводы таможни о том, что представленные документы не подтверждают заявленные сведения о транспортных расходах по территории ЕАЭС, содержат противоречащие сведения и создают риск произвольного определения таможенной стоимости, являются несостоятельными.

При изначальном установлении правомерности заявленных Обществом вычетов из цены, подлежащей уплате за товар, расходов на транспортировку по территории ЕАЭС, судом первой инстанции также правомерно принято во внимание, что по результатам проведенного после выпуска товаров таможенного контроля и при принятии решений таможня не исключает определение таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Таким образом, таможней подтвержден факт принятия в качестве основы определения таможенной стоимости ввозимых товаров стоимости сделки с ними, то есть цены, фактически уплаченной за товар, включающей в рассматриваемом случае транспортные расходы на перевозку ввозимых товаров.

При этом в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» одним из условий определения таможенной стоимости ввозимых товаров по методу 1 является наличие достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в том числе информации, необходимой для подтверждения цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, и осуществления дополнительных начислений к этой цене.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на таможенную территорию при условии, что эти расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом (таможенным представителем) и подтверждены им документально.

При условии изначального включения таких расходов в цену, фактически уплаченная или подлежащую уплате за эти товары, они являются составным компонентом таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Само выделение названного компонента из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, предполагает установление того факта, что общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу (иному лицу в пользу продавца) покрывает расходы продавца на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на таможенную территорию, а также необходимость подтверждения характера и размера упомянутых расходов. Безусловным в таком случае является определение таких расходов как составного элемента цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, исключающей риски произвольного определения таможенной стоимости, что является недопустимым в соответствии с пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС.

Если декларантом не выполнены условия, при которых расходы на транспортировку исключаются из таможенной стоимости, таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть достоверно определена первым методом. Поскольку в данном случае является не соответствующим требованиям количественной определенности и документальной подтвержденности один из компонентов таможенной стоимости, то не может отвечать таким обязательным требованиям и определенная с его включением таможенная стоимость в целом.

На основании абзаца второго пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС в этом случае таможенная стоимость подлежит определению с использованием иных методов. В частности, на основании пункта 2 статьи 45 ТК ЕАЭС таможенная стоимость может определяться резервным способом.

Указанная позиция также полностью поддерживается сложившейся судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 305-ЭС20-14096 по делу № А41-81409/2019, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2021 № 305-ЭС20-20798 по делу № А40-281550/2019).

Руководствуясь вышеизложенной позицией, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что при условии принятия позиции о несоблюдении Обществом условий применения транспортных вычетов, таможня при принятии решений допустила нарушения пунктов 9 и 15 статьи 38 ТК ЕАЭС, применив основной метод определения таможенной стоимости, то есть метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

Судом первой инстанции также правомерно установлено, что при вынесении таможней решений, датированных 14.08.2020, допущены нарушения пункта 22 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» (далее - Порядок). Указанным положением Порядка (в действующей на момент направления решений редакции) установлено требование о том, что принятые решения вручаются декларанту под роспись либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 3 рабочих дня со дня их принятия. Датированные таможней 14.08.2020 решения фактически направлены в адрес Общества 23.09.2020, то есть со значительным нарушением сроков направления, определенных Порядком.

Установление нормативных правил об обязательных для соблюдения процессуальных сроках предъявления решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, связано с установлением необходимого баланса прав и интересов вовлекаемых в правоотношения лиц. В этой связи декларанту разумно ожидать своевременного предъявления таможенным органом ненормативных правовых актов, влекущих для него возникновение определенных имущественных обязанностей. При этом указанные ожидания в первую очередь ориентированы на соблюдение таможенным органом предельных допустимых сроков проведения таможенного контроля в отношении перемещенных товаров. Противное означало бы нестабильность правоотношений и отсутствие каких-либо гарантий имущественных интересов декларантов. Таким образом, таможенный контроль с предъявлением соответствующих решений по его результатам должен быть завершен таможенным органом до истечения предельного трехлетнего срока, исчисляемого со дня выпуска товаров, оформленных с подачей соответствующих деклараций на товары (статьи 14, 310 ТК ЕАЭС).

В каждом их трех предъявленных 23.09.2020 таможней решениях от 14.08.2020 содержатся выводы о результатах таможенного контроля в отношении товаров, по которым срок проведения таможенного контроля на момент предъявления решений Обществу истек.

Более того, как обоснованно установлено судом первой инстанции,   решения, принятые таможней в отношении различных фактов перемещения товаров и, соответственно, формирующие выводы о неподтвержденности вычетов на транспортные расходы по перевозке по территории ЕАЭС конкретных партий товаров, содержат указание на произведенный анализ документов и корреспондирование сведений о затратах на транспортировку только в отношении товаров, перемещенных по ДТ № 10216100/110917/0049659. При этом приведенные сведения по данной ДТ также содержат ошибку в части указания на тот факт, что в соответствии с инвойсами продавца транспортные расходы составляют 3 414,37 долларов США, тогда как таковые составляют 3 336,05 долларов США.

Таможней ни в акте, ни в принятых решениях не приведены выводы в разрезе каждой ДТ и объектов таможенного контроля о выявленных документальных расхождениях и неподтвержденности расходов на транспортировку по территории ЕАЭС. Указанное также не позволяет считать приведенные доводы вынесенных решений и произведенные на их основании доначисления подлежащих уплате таможенных платежей обоснованными в необходимой и достаточной степени.

Обосновывая свою позицию по делу о наличии права на предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС (до 01.01.2018 пунктом 2 статьи 5 Соглашения) вычет в заявленном размере, заявитель в рамках рассмотрения настоящего судебного дела подтвердил, что, с учетом условий поставки товара, Общество предоставило таможне при подаче спорных ДТ и в ходе проверки все документы в подтверждение факта и размера заявленных к вычету транспортных расходов, которые имелись у него при подаче спорных ДТ, и которые оно смогло дополнительно получить по запросам от продавца при том, что условия контракта не подразумевает наличие определенных документов у Общества.

Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований таможенного законодательства судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (пункт 8 Постановления Пленума № 49).

Таким образом, на основании представленных Обществом коммерческих документов, в том числе документов, составленных непосредственно перевозчиками, судом первой инстанции обоснованно установлено, что расходы на перевозку (транспортировку) спорных товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на таможенную территорию входят в контрактную цену, а также произведено обоснованное выделение этих расходов - установлен их характер и размер.

Каких-либо доказательств, опровергающих соответствие действительности заявленных Обществом сведений о расходах на перевозку (транспортировку) товаров, относимость этих расходов к задекларированным товарам, таможней в ходе рассмотрения дела не представлено.

При таких обстоятельствах, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие раздельного указания в инвойсах продавца стоимости перевозки ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС до места прибытия таких товаров на таможенной территории само по себе не означает отсутствие оснований для вычета таких расходов из таможенной стоимости ввозимых товаров.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 07 августа 2021 года по делу №  А56-117342/2020   оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

 Л.В. Зотеева