НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 № А56-22024/2021

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 декабря 2021 года

Дело №А56-22024/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фуркало О.В.

судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,

при участии:

от истца (заявителя): Ковалевич В.В., по доверенности от 16.06.2021;

от ответчика (должника): Мурашева Н.В., по доверенности от 01.01.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34099/2021) акционерного общества "Петербургский Мельничный Комбинат" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2021 по делу № А56-22024/2021, принятое

по иску Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

к акционерному обществу "Петербургский Мельничный Комбинат"

о взыскании,

установил:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества «Петербургский Мельничный Комбинат» (далее - ответчик) 2 876 964 рублей 95 копеек экологического сбора за 2017 год.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2021 исковые требования удовлетворены частично, с АО «Петербургский мельничный комбинат» в пользу Управления взыскан экологический сбор за 2017 год в размере 1 791 111 рублей 92 копеек. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе АО «Петербургский мельничный комбинат» просит решение суда в части в удовлетворения исковых требований отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что в представленных АО «Каменская БКФ» справках указано количество принятой для утилизации макулатуры и полимеров, а также количество произведенного картона, с использованием вторичного сырья. Указанными документами подтверждается, что отходы картона и пластика, использованные в производстве продукции ответчика были возвращены в производственный цикл. Несоответствие формы акат утилизации отходов формам, прилагаемым к письму Росприроднадзора от 15.12.2016 №АС-10-01-36/25460, само по себе может являться основанием для выводов о несоблюдении нормативов утилизации, поскольку содержащиеся в указанном письме Росприроднадзора формы имеют рекомендательный характер.

Управление представило отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО «Петербургский Мельничный Комбинат» направило в адрес Управления сопроводительное письмо (исх. №137 от 28.03.2018) содержащее декларацию о количестве выпущенных товаров на территории РФ, в том числе упаковки за 2017 год, отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2017 год, форму расчета суммы экологического сбора за 2017 год, пояснительную записку.

По рассмотрению представленных документов, а также на основании пункта 13 Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073, Управлением Росприроднадзора была осуществлена процедура контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью ее внесения в отношении документации по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2017 год.

В адрес Общества были направлены запросы УО-178 от 27.06.2018 УО-178 от 05.09.2018 о предоставлении скорректированной документации, сформированной с учетом замечаний, указанных в вышеуказанных запросах.

11.10.2018 в ответ на запросы в адрес Управления от Общества поступила отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2017 год, форма расчета суммы экологического сбора за 2017 год, Декларация о количестве выпущенных товаров на территории РФ, в том числе упаковки за 2017 год, платежное поручение от 02.04.2018, документ № Б/н от 23.03.2018

В соответствии с п. 15 (1) Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073, проведена проверка полноты и правильности заполнения расчета суммы экологического сбора, соблюдения сроков его представления, а также своевременности и полноты внесения экологического сбора, в результате чего установлено следующее:

1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, за 2017 год представлена в установленный срок;

2. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации поле утраты ими потребительских свойств, за 2017 год представлена в установленный срок;

3. Расчет суммы экологического сбора за 2017 год представлен в установленный срок;

4. Сумма экологического сбора внесена в срок в размере 95 424,15 руб.;

5. Выявлено наличие ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении Управления. В представленном расчете экологического сбора допущены арифметические ошибки.

Кроме того, в адрес Общества были направлены запросы от 27.06.2018 № УО-178 и от 05.09.2018 № УО-178 о неправомерности использования понижающего коэффициента по вторичному сырью в упаковке, в случае уплаты экологического сбора.

По результатам рассмотрения представленных документов в ответ на письма от 27.06.2018 и 05.09.2018 было выявлено, что при расчете экологического сбора требования п. 15 ст.24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» исполнены не были.

Управление, на основании с п. 15(2) г Правил взимания экологического сбора, составило акт контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения № АЭС-178 от 29.10.2018 с приложением требования по результатам контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора полнотой и своевременностью его внесения в срок 10 рабочих дней со дня получения устранить выявленные ошибки, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора и направления скорректированной документации в адрес Управления, погасить задолженность по экологическому сбору в размере 2 876 964 рубля 95 копеек.

Поскольку требования Управления были оставлены Обществом без удовлетворения, Росприроднадзор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд исковые требования удовлетворил частично, взыскал с АО «Петербургский мельничный комбинат» в пользу Управления взыскан экологический сбор за 2017 год в размере 1 791 111 рублей 92 копеек. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказал.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот; в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон №89-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей в спорный период 2017 года) (далее Закон N 89-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) (пункт 4 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.

Пунктами 1, 2 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ определено, что экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ).

Согласно пункту 3 Правил N 1073 взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор экологического сбора)

Уплата экологического сбора осуществляется плательщиком путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе (пункт 4 Правил N 1073).

В соответствии с пунктами 4.59 и 4.67 Положения о Северо-Западном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 N 486, Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора, выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Ставки экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 284 "Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров".

В силу пункта 9 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ обязанность производителя по соблюдению нормативов утилизации считается исполненной либо со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, либо со дня уплаты экологического сбора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров (далее - Правила N 1342), действовавшие в спорный период.

Согласно пункту 6 Правила N 1342 экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

В соответствии с пунктом 13 Правил N 1342 контроль за выполнением установленных нормативов утилизации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема отчетности.

В соответствии с письмом Минприроды РФ от 28.03.2017 года № 09/47/8797 «Об актуальных вопросах выполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров» обязанность по декларированию количества многооборотной упаковки, включая многократно используемую деревянную тару (паллеты, поддоны) и уплате экологического сбора, возлагается на производителей такой упаковки, которая для них является товаром.

Таким образом, лицом, ответственным за выполнение нормативов утилизации, применительно к деревянным паллетам, поддонам и прочим погрузочным щитам в 2017 году является производитель тары.

Назначение деревянной тары и ее эксплуатационные свойства, в том числе возможность ее использования в качестве многооборотной, определяются в соответствии с документацией на тару.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что деревянные паллеты/поддоны Общество закупало у ООО «Паллет Союз» по договору поставки № 09/07 от 13.02.2015.

Информационным письмом от 11.05.2021 ООО «Паллет Союз» подтвердило, что паллеты/поддоны, которые поставлялись ответчику в 2017 году, являлись многооборотной тарой, согласно ГОСТ 33757-2016 (п.10.1).

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ответственность по экологическому сбору за многооборотную упаковку несет производитель, является правомерным, в связи, с чем Управлению обоснованно отказано судом во взыскании экологического сбора в размере 1 085 853 рублей 03 копеек.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ выполнение нормативов утилизации подтверждается: договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 были утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров (далее - Правила N 1342), действовавшие в период заключения и исполнения представленных ответчиком договоров (в 2015- 2017 годах).

Как следует из материалов дела, для выполнения обязанности по утилизации, ответчиком были заключеныс ООО «ЮВИ+» договор № 11/16 от 30.06.2016, с ООО «ЮВИ СПб» договор № 15-291/М от 26.10.2015.

Предметом договора № 11/16 от 30.09.2016 с ООО «ЮВИ+» (покупатель) является купля-продажа покупателем товара - полимеры, информация по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, выпускаемых ответчиком, в договоре отсутствует.

Предметом договора № 15-291/М от 26.10.2015 с ООО «ЮВИ СПб» (покупатель) является купля-продажа покупателем товара - макулатуры, информация по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, выпускаемых ответчиком, в договоре отсутствует.

Как определено в статье 1 Закона N 89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Таким образом, акт об утилизации отходов должен подтверждать, что конкретные количества определенных видов отходов в отчетном периоде были использованы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечение полезных ископаемых для их повторного применения (рекуперация).

Формы акта об утилизации отходов приведены в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.12.2016 N АС-10-01-36/25460.

Представленные ответчиком товарные накладные по вышеупомянутым договорам не соответствуют рекомендованным в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.12.2016 N АС-10-01-36/25460 формам и не свидетельствуют об утилизации отходов.

Помимо договоров Обществом должны быть представлены акты утилизации, которые содержат информацию, о группе утилизируемых товаров, количество, процесс утилизации и получаемый в результате продукт.

Иных доказательства того, что конкретные количества определенных видов отходов в отчетном периоде были использованы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация). Обществом ни Управлению, ни в материалах дела не представлено.

Общество также указывает на рекомендательный характер актов утилизации.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление не отрицает факт, что письмо носило рекомендательный характер по составлению актов (по оформлению актов), однако данное обстоятельство не означало, что Общество освобождено от возложенных на него обязанностей по подтверждению утилизации отходов от использования товаров. Форма акта утилизации содержит в себя все необходимые пункты, при заполнении которых, организация может подтвердить факт утилизации.

Таким образом, у Общества отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие факт утилизации отходов.

Кроме того ООО «ЮВИ+» и ООО «ЮВИ СПБ» не предоставляло сведений в Росприроднадзор о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов.

Указанные организации также отсутствуют в единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров.

Таким образом, Управлению не представлено подтверждение о возможности утилизации отходов ООО «ЮВИ+» и ООО «ЮВИ СПБ».

В связи с чем, в отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих выполнение норматива утилизации отходов, а также в отсутствие доказательств уплаты экологического сбора за 2017 год, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Управления в размере 1 791 111 рублей 92 копеек.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи, с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 02.09.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2021 по делу № А56-22024/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Г.В. Лебедев

А.Б. Семенова