НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 № 13АП-35609/2021

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 декабря 2021 года

Дело № А56-16351/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Кроликовой Д.С.,

при участии: 

от истца (заявителя): Ковалевич В.В., по доверенности от 16.06.2021;

от ответчика (должника): Вербина С.А., по доверенности от 18.01.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-35609/2021 )  Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2021 по делу № А56-16351/2021 , принятое

по иску Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

к обществу с ограниченной ответственностью "Контур СПБ"

о взыскании,

установил:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Контур СПб» (далее - ответчик, Общество) 1 315 321 рубля 25 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.

Решением Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 10.09.2021 в иске отказано.

Не согласившись с решением суда от 10.09.2021 Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на то, что Общество согласно представленному акту обезвреживания отходов за 2 квартал 2017 года передало само себе на обезвреживание отходы эксплуатации машин для транспортирования нефти и нефтепродуктов (подсланевые воды) (4 класс опасности, код ФККО 91110000000). Однако у Общества отсутствует лицензия на обезвреживание данного вида отходов, кроме того в акте не отображена дата обезвреживание отходов и процесс обезвреживания данного вида отходов. В новую лицензию  78№00076 были включена отходы, входящие в группу 91110000000 (коды ФККО 91110002314 и 91110001313) без указания наименования самой группы. Таким образом, вся группа отходов 91110000000 была включена в новую лицензию.

Податель жалобы полагает, что согласно закону о лицензировании ответчик не имел право осуществлять какую – либо деятельность с указанными отходами в оспариваемом периоде, фактически он мог только их накапливать менее 11 месяцев. Вместе с тем накопление отходов больше 11 месяцев со дня образования этих отходов приравнивается к сверхлимитному размещению отходов в соответствии с пунктом 8 статьи 23 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункта 22 Правил исчисления платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №255 от 03.03.2017. Таким образом ответчиком было осуществлено размещение отходов 4-го класса опасности на собственном объекте.

ООО "Контур СПБ" представило отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы просил решение суда отменить.

Представитель ответчика просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Управление по результатам проведенной проверки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, представленной Обществом в адрес Управления (вх.18961 от 14.11.2018), согласно пункту 46 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 совершило перерасчет указанной декларации, в результате чего у Общества образовалась задолженность в размере 1 315 321 рубля 25 копеек по следующим основаниям:

 Природопользователем неправомерно была не исчислена плата за накопление отходов больше 11-ти месяцев в отсутствие лицензии на утилизацию (обезвреживание) данных отходов у лица, осуществляющего утилизацию (обезвреживание).

Природопользователем не указано место размещения отходов.

Природопользователем неправомерно была не исчислена плата за накопление отходов больше 11-ти месяцев.

Природопользователем неправомерно была не исчислена плата за размещении отходов.

Управлением в адрес Общества направлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду с приложенным требованием о погашении задолженности в соответствии с пунктом 46 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" на основании данных, содержащихся в декларации и приложенных к ней данных о фактическом негативном воздействии на окружающую среду.

Управление также уведомило природопользователя о необходимости исчисления пени и уплаты пени на дату погашения указанной задолженности в соответствии с пунктом 33 Правил исчисления платы.

Общество в указанный срок требование не исполнило, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год не оплатило.

Неисполнение требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал,

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 1, 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок, Постановление N 632), Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2006 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" платным является негативное воздействие на окружающую среду, к одному из видов которого относится размещение отходов производства и потребления.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; хранение отходов определено как содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; при этом объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Таким образом, утилизация отходов является отдельным видом деятельности, не является хранением либо захоронением и, как следствие, указанная деятельность не подпадает под виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.

Под размещением отходов в силу статьи 1 Закона об отходах производства и потребления понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статьей 1 Закона об отходах производства и потребления определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (пункт 1 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления).

Во исполнение пункта 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды постановлением N 632 утвержден Порядок, определяющий плату и правила ее исчисления за вредное воздействие на окружающую среду, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуемые природопользователями).

Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ  внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания более одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов взимается плата за их размещение.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 года N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Постановление N 255).

Постановлением N 255 утверждены правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила).

Пунктом 3 Постановления N 255 установлено, что Правила, утвержденные постановлением, применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016 г.

Согласно пункту 7 Правил, учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Обществом 04.02.2014 были получены Свидетельство о классе опасности отхода и Паспорт на отход «отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов (подсланевые воды)» под кодом ФККО-2002 54400000000000.

15.07.2014 были утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение № 26-19874-0-14/19 с включением данного отхода.

01.08.2014 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования был введен новый Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО-2014). Приказ от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».

В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2014 № 05-12-44/16059 «О направлении разъяснений», ФККО-2014 сохранил преемственность с ФККО-2002 и замена старых наименований отходов на новые может происходить путем конвертации.

На момент осуществления конвертации в группу отходов «91110000000 отходы эксплуатации машин для транспортирования нефти и нефтепродуктов» не входило ни одного отхода, а иных, близких для конвертации наименований отходов в ФККО-2014,  не было.

После ввода нового ФККО законодательно не требовалось переоформления разрешительной экологической документации в соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2014 № 05-12-44/16059 «О направлении разъяснений».

Таким образом, в нормативах образования отходов и лимитов на их размещение и в лицензии на право работы с опасными отходами Общества остался отход с кодом ФККО-2002 54400000000000, а в отчетах (технический отчет о неизменности производственного процесса, статистическая отчетность 2-тп отходы, Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду) указывалось наименование группы отходов в соответствии с новым ФККО-2014 91110000000.

22.10.2015 и 15.12.2015 приказами Росприроднадзора № 841 и № 1008 в группу 91110000000 ФККО были включены 2 отхода с кодами 91110002314 «воды подсланевые и/или льяльные с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%» и 91110002313 «воды подсланевые и/или льяльные с содержанием нефти и нефтепродуктов 15% и более».

Поскольку на момент добавления в ФККО новых наименований отходов уже были поданы Природопользователем и приняты Росприроднадзором все вышеуказанные отчеты, то есть Управлением была подтверждена правильность совершенной Обществом конвертации, а так же на тот момент отсутствовали разъяснения со стороны Росприроднадзора о возможности многократной конвертации (изменения наименования отхода) в экологической документации, то в отчетах 2014-2017 гг. продолжало указываться наименование группы отходов с кодом 91110000000 «отходы эксплуатации машин для транспортирования нефти и нефтепродуктов (подсланевые воды)».

В указанный период замечаний от Управления по вопросу использования данного кода отходов в отчетности в адрес Общества не поступало, все отчеты были приняты.

ООО «Контур СПб» является лицензиатом в области обращения с отходами.

25.02.2013 Обществом была получена на бессрочной основе Лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов серия 78 № 00076.

В соответствии с указанной Лицензией ООО «Контур СПб» осуществляло свою деятельность в области обращения с отходами, в частности, обезвреживание отхода «отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», транспортирование опасных отходов включили в перечень лицензируемых видов деятельности.

Во исполнение данной нормы законодательства Общество направило в адрес Управления заявление на переоформление лицензии, в соответствии с которым Общество не прекращало ни один из видов работ, указанных в ранее выданной лицензии, а только добавило новый вид деятельности.

13.05.2016 выданная ранее Лицензия была переоформлена. Однако Истец перестал включать в лицензии группы отходов, а указывал только конечные наименования отходов.

Таким образом, при переоформлении в Лицензию были включены все виды отходов, входящие в группу отходов 91110000000 (коды ФККО 91110002314 и 91110001313), без указания наименования самой группы, то есть данная группа отходов была в полном составе включена в Лицензию ООО «Контур СПб».

Технология обезвреживания отходов ООО «Контур СПб» на очистной станции «ГОС-1» за период с момента получения Лицензии в 2013 году и до ее переоформления в 2016 году не изменялась.

Таким образом, обязанность ООО «Контур СПб» по обезвреживанию образуемых в 2017 году нефтесодержащих отходов выполнена в полном объеме в соответствии с действующими, в спорный период, требованиями законодательства Российской Федерации.

Отход с наименованием «отходы эксплуатации машин для транспортирования нефти и нефтепродуктов (подсланевые воды)», образованный на собственных судах в 2017 году, согласно представленным ответчиком доказательствам, по мере его накопления, передавался на станцию «ГОС-1», на которой сразу обезвреживался, в соответствии с действующей Лицензией и технологическим регламентом. Таким образом, накопление отхода свыше 11-ти месяцев не происходило.

С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.

Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.

Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены как не влияющие на законность принятого судебного акта.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 10.09.2021 по делу №  А56-16351/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.   

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Г.В. Лебедев

 А.Б. Семенова