НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 № А26-395/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 сентября 2022 года

Дело №А26-395/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.

при участии:

от заявителя: Гарбузова К.В. по доверенности от 10.01.2022

от заинтересованного лица: Пахоменко Р.В. по доверенности от 18.03.2022

от 3-его лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22193/2022) ГУП РК "Карелавтотранс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2022 по делу № А26-395/2022 (судья Цыба И.С.), принятое

по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс»

к Министерству финансов Республики Карелия

третье лицо – Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия

о признании недействительным представления

установил:

Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Карелавтотранс» (ОГРН 1021000529681, ИНН 1001000936, адрес: 185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Чапаева, д. 3) (далее – заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным представления Министерства финансов Республики Карелия (ОГРН 1031000011107, ИНН 1001040590, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19) (далее – Министерство) от 24.12.2021 № 11111/18.1-08/МФи в части нецелевого использования бюджетных средств в размере 258 491 руб. и требования о возмещении в бюджет Республики Карелия средств субсидий в сумме 258 491 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия.

Решением суда от 30.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что суд не принял во внимание правовую природу взаимоотношений между Предприятием и физическими лицами по заключенным договорам подряда, а также признаки, не характерные для гражданско-правового договора; заключение Предприятием договоров гражданско-правового характера была вынужденная мера. Ссылается на то, что отклонение показателя результата предоставления субсидии ГУП РК «Карелавтотранс» по Соглашению от 30.04.2020 №1 и от 21.05.2020 №2 составило менее 5%, что находится в пределах допустимого отклонения.

В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Министерства просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.

Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстацнии проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, между Министерством по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия и ГУП РК «Карелавтотранс» на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Республики Карелия от 18.12.2018 № 473-П «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии на финансовое обеспечение затрат по погашению кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг» (далее – Порядок), было заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии Предприятию на финансовое обеспечение затрат по реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, сложившегося в связи с распространением новой коронавирусной инфекции № 1 от 30.04.2020 (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 13.05.2020) и № 2 от 21.05.2020 (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 11.06.2020) (далее по тексту – Соглашение № 1 и № 2, Соглашения).

Министерством в соответствии с приказом от 30.07.2021 № 442 в период с 03 августа по 27 сентября 2021 года в отношении Предприятия проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования из бюджета субсидий юридическим лицам, отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия, за период – 2020 год, 2021 год (истекший период).

По результатам плановой выездной проверки был составлен Акт от 18.10.2021 №18.1-06/38-21 (далее по тексту – Акт).

В ходе проверки, по мнению Министерства, было выявлено нарушение условий Соглашений, выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств в сумме 361 454,41 руб. (258 491 руб. – средства субсидий, направленных на оплату вознаграждений за оказание услуг гражданами по договорам гражданско-правового характера, в том числе налог на доходы физических лиц и страховые взносы; 102 963,41 руб. – средства субсидий, направленных на осуществление затрат, не связанных с осуществлением деятельности по перевозке пассажиров и багажа в рамках реализации государственной программы «Развитие транспортной системы»).

24.12.2021 Министерством финансов Республики Карелия было вынесено представление, согласно которому Министерство требует от Предприятия возместить в бюджет Республики Карелия средства субсидий в сумме 361 454,41 руб. в срок до 31.01.2022.

Согласно пункту 2 Представления Предприятием средства субсидии в сумме 258 491 руб. использованы на цели, не соответствующие условиям их получения.

По мнению Министерства, в нарушение пункта 4 Порядка предоставления субсидии № 184-П, приложения № 1 к Соглашениям №1 и № 2, согласно которым субсидия направляется на расходы по оплате труда, в том числе налог на доходы физических лиц и страховые взносы, Предприятием средства субсидии направлены на оплату вознаграждений за оказание услуг гражданами по договорам гражданско-правового характера, в том числе налог на доходы физических лиц и страховые взносы на общую сумму 258 491 руб., что является нецелевым использованием средств субсидии.

Не согласившись пунктом 2 представления Министерства, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого пункта представления, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ указанные субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.04.2020 №184-П определен Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «Карелавтотранс» на финансовое обеспечение затрат по реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, сложившегося в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Порядок №184-П).

Пунктом 4 Порядка №184-П установлено направление затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия на оплату труда, в том числе налог на доходы физических лиц, и страховые взносы.

Пунктом 9 Порядка №184-П предусмотрено, что к заявке на предоставление субсидии прилагаются расчеты потребности в финансовых средствах на оплату труда и страховые взносы, включая своды начислений и удержаний по заработной плате получателя субсидии, расчеты страховых взносов.

Согласно пункту 1-9 Порядка № 184-П в случае установления факта нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем и органом финансового контроля, денежные средства подлежат возврату в бюджет Республики Карелия по коду доходов бюджетной классификации, указанному в соглашении, в течение 10 рабочих дней со дня получения требования главного распорядителя, или в сроки, установленные органом финансового контроля, или в течение 30 календарных дней со дня получения требования органа финансового контроля, если срок не указан.

Министерством по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия (главный распорядитель), в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Карелия от 29.04.2020 №184-П заключены с РК «Карелавтотранс» соглашения о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии ГУП РК «Карелавтотранс» (получатель субсидии) на финансовое обеспечение затрат по реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, сложившегося в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на общую сумму 9 134 970,06 рублей.

Предметом Соглашений является предоставление из бюджета Республики Карелия в 2020 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат Получателя по реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, сложившегося в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее также - Субсидия), в рамках подпрограммы «Развитие транспортного обслуживания населения» государственной программы Республики Карелия «Развитие транспортной системы».

В соответствии с пунктом 9 Порядка №184-П, пунктом 3.1 Соглашений от 30.04.2020 №1 с изменениями от 13.05.2020 №1 и от 21.05.2020 №2 с изменениями от 11.06.2020 №1 для получения субсидии получатель субсидии предоставляет главному распорядителю заявку на предоставление субсидии, составленную по произвольной форме, с указанием размера субсидии, определенного исходя из расчета потребности в финансовых средствах на оплату труда и страховые взносы. К заявке на предоставление субсидии прилагаются расчеты потребности в финансовых средствах на оплату труда и страховые взносы, включая своды начислений и удержаний по заработной плате получателя субсидии, расчеты страховых взносов.

В соответствии с пунктом 3.1 Соглашений от 30.04.2020 №1 и от 21.05.2020 №2 Предприятием в Министерство по дорожному хозяйству и транспорту Республики Карелия предоставлены заявки на предоставление субсидии на финансовое обеспечение затрат по реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, сложившегося в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Приложениями к заявкам на предоставление субсидии приложены Своды начислений, удержаний и выплат работников Предприятия за март 2020 года, апрель 2020 года и май 2020 года.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что Предприятием в своды начислений, удержаний и выплат включены расходы на оплату вознаграждений физическим лицам, не являющимся работниками Предприятия, по договорам гражданско-правового характера на выполнение различных работ.

Таким образом, следует признать, что в нарушение пункта 4 Порядка предоставления субсидии №184-11, Приложения №1 к Соглашениям №1 от 30.04.2020, № 2 от 21.05.2020, согласно которым субсидия направляется на расходы по оплате труда, в том числе налог на доходы физических лиц, и страховые взносы, ГУП РК «Карелавтотранс» средства субсидии направлены на оплату вознаграждений за оказание услуг гражданами по договорам гражданско-правового характера, в том числе налог на доходы физических лиц и страховые взносы на общую сумму 258 490,9 руб., что является нецелевым использованием средств субсидии, в том числе по периодам.

Доводы Предприятия о том, что суд не принял во внимание правовую природу взаимоотношений между Предприятием и физическими лицами по заключенным договорам подряда подлежат отклонению.

Суд правомерно указал, что договоры гражданско-правового характера (договоры подряда), заключаемые ГУП РК «Карелавтотранс» с физическими лицами на выполнение работ (оказание услуги) регулируются статьями 702-709 Гражданского кодекса Российской Федерации. За выполнение работы (оказание услуги) исполнителю выплачивается вознаграждение. Данные расходы не согласуются с целями расходования представленной субсидии.

В соответствие с пунктами 1 и 2 Порядка предоставления субсидии №184-П целью предоставления субсидии являются затраты предприятия, связанные с вводимыми государством ограничениями деятельности.

Пунктом 11.12. распоряжения Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года № 127-р (в редакции распоряжения от 29.04.2020 № 246-р) в период с 29 марта по 10 мая 2020 года (далее изменениями срок продлевался до 07 июня 2020) приостановлена на территории Республики Карелия деятельность перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров общественным транспортом, за исключением такси.

В соответствии с приказами заявителя от 27.03.2020 № 16, 03.04.2020 № 17, 14.04.2020 №18, 24.04.2020 № 19, от 29.04 2020 № 21, от 12.05.2020 № 27, от 25.05.2020 №32, с 29 марта 2020 по 07 июня 2020 года автовокзал не работал, выполнение всех автобусных рейсов прекращено. В связи с мерами, предусмотренными распоряжением 127-р приказами предприятия от 29.04.2020 № 22, 12.05.2020 № 28/1 работникам предприятия установлена «базовая» заработная плата.

По сути, цель субсидии компенсации затрат предприятия на время вынужденного простоя в отношении компенсации заработной платы сотрудников в отсутствие дохода от деятельности предприятия, так как основной уставной деятельности предприятие не осуществляло. Исходя из изложенного нельзя отнести к целевым расходам средств субсидии направление ее на покрытие обязательств по договорам подряда, не предусматривающим оплату подрядчикам простоев, отпусков.

У договоров подряда и трудового договора разные цели. Договор подряда заключают для получения определенного результата, который будет передан заказчику и им оплачен. Трудовой же договор содержит обязательные условия о месте работе, режиме рабочего времени, виде поручаемой работы на определенный либонеопределенный срок. При этом, подрядчик является самостоятельным субъектом, а работник выполняет конкретную трудовую функцию в составе коллектива, он подчинен правилами внутреннего трудового распорядка, его работа подконтрольна работодателю. Еще одной важной отличительной особенностью договора подряда является тот факт, что исполнитель несет риски, связанные с предпринимательской деятельностью, по трудовому договору работник не несет никаких рисков, связанных с работой, имеет предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации. Все представленные заявителем договоры подряда соответствуют заявленному статусу и не могут быть отнесены к трудовым, а подрядчики по договорам не находятся в трудовых отношениях с заявителем.

При таких обстоятельствах, факт нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии правомерно установлен судом первой инстанции.

В связи с вышеизложенным суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого пункта представления недействительным.

Судом правильно применены и истолкованы нормы материального права, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30 мая 2022 года по делу № А26-395/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

Л.В. Зотеева

А.Б. Семенова